фото: sitekid.ru
ЖИД (Gide) Андре (Андре Поль Гийом) (22.11.1869, Париж – 19.2.1951, там же), франц. писатель. Сын профессора права. Получил домашнее образование.
В 1920–30-х гг. активно проповедовал левые идеи, участвовал в пацифистских митингах; в 1936 посетил СССР, после чего разочаровался в социалистич. идеалах. Во время 2-й мировой войны жил в эмиграции в Сев. Африке. Первые поэтич. сб-ки написаны под влиянием символизма [«Стихотворения Андре Вальтера» («Les poésies d’André Walter», 1887), «Тетради Андре Вальтера» («Les cahiers d’André Walter», 1891)]. Автор эстетич. трудов, в которых отстаивал идею элитарности искусства [«Трактат о Нарциссе» («Le traité du Narcisse», 1891), «Любовное стремление» («La tentative amoureuse», 1893) и др.]. Лирич. поэма в прозе «Яства земные» («Les nourritures terrestres», 1897), психологич. романы «Имморалист» («L’Immoraliste», 1902, в рус. пер. – «Безнравственный», 1923), «Тесные врата» («La porte étroite», 1909), «Изабелла» («Isabelle», 1911), «Подземелья Ватикана» («Les caves du Vatican», 1914), «Пасторальная симфония» («La symphonie pastorale», 1919) и др., где тема противостояния духа и плоти и призывы к эстетствующему аморализму сочетаются с рассуждениями о свободе воли, отразили увлечение Ж. творчеством Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. Среди др. произведений Ж. – описания путешествий, исследования творчества Достоевского [кн. «Достоевский» («Dostoїevsky», 1923)], автобиографич. тексты [роман «Если зерно не умрёт» («Si le grain ne meurt», vol. 1–3, 1924), «Дневник» («Journal», изд. 1939, 1946, 1949)], а также роман «Фальшивомонетчики» («Les faux-monnayeurs», 1925, рус. пер. 1926), который своей изысканной поэтикой предвосхитил «новый роман». В 1930-е гг. в СССР творчество Ж. высоко ценилось, однако после появления книг «Возвращение из СССР» («Retour de l’U. R. S. S.», 1936) и «Послесловие к Возвращению из СССР» («Retouches а̀ mon Retour de l’U. R. S. S.», 1937), воспринятых как клевета, его произведения надолго перестали издавать. Нобелевская пр. (1947).