фото: library.vladimir.ru
ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст. имя Франсуа Мари Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж – 30.5.1778, там же), франц. писатель, философ, историк. Чл. Франц. академии (1746), поч. чл. Петерб. АН (1746).
Родился в семье нотариуса; в 7 лет потерял мать. Учился в иезуитском коллеже (1704–11). В 1710 опубликовал первое произв. «Подражание оде досточтимого отца Леже в честь св. Женевьевы» («Imitation de l’ode du R. P. Lejay sur sainte Geneviève»). В 1717–18 провёл неск. месяцев в Бастилии за сочинение стихов, высмеивавших регента Филиппа Орлеанского. Известность принесла трагедия на мифологич. сюжет «Эдип» («Œdipe», пост. 1718). Пребывание в Англии (1726–29) сделало В. убеждённым сторонником сенсуализма Дж. Локка и деизма. Влиянием пьес Шекспира отмечены ранние трагедии В. «Брут» («Brutus», пост. 1730), «Заира» («Zaїre», пост. 1732) и др. Англ. опыт отразился в его «Философских письмах» («Lettres philosophiques», опубл. на англ. яз. под назв. «Письма об английской нации», 1733, на франц. яз. – в 1734), в которых В., в частности, полемизирует с Б. Паскалем, утверждая, что человек создан для счастья на земле и должен не предаваться метафизич. рассуждениям, но действовать, добиваясь на практике улучшения своей жизни. Философия счастья В. изложена в эпикурейской поэме «Светский человек» («Le mondain», 1736) и дидактич. поэме «Рассуждение в стихах о человеке» («Discours en vers sur l’homme», 1738). Веря в возможность благотворных изменений по мере просвещения умов, В. сотрудничал с энциклопедистами (до 1760). Он возлагал большие надежды на «просвещённых» правителей, пытаясь найти их среди европ. монархов. В своих историч. сочинениях он с воодушевлением описал Петра Великого [«История Российской империи в царствование Петра Великого» («Histoire de l’Empire de Russie sous Pierre le Grand», t. 1–2, 1759–63; рус. пер. 1809)], золотой век франц. абсолютизма [«Век Людовика XIV» («Siècle de Louis XIV», изд. в 1751)]. В 1745 В. стал офиц. историографом Людовика XV, в 1750–53 жил при дворе прус. короля Фридриха II Великого. С 1763 до конца жизни переписывался с Екатериной II.
Центральная для творчества В. проблема смысла и цели человеческого существования неразрывно связана у него с проблемой религии. Он не был атеистом, но религия Откровения как непостижимая человеческим разумом вызывала у него протест. По мнению В., Бог существует, т. к. это доказывают наш разум и вся природа: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать» [«К автору книги о трёх обманщиках» («Epître à l’auteur du livre des Trois imposteurs», 1769)]. Скептич. ум В. не допускал ничего, превосходящего возможности разума: вслед за П. Бейлем и Б. Спинозой он видел в Библии лишь набор нелепых басен. Католич. церковь, особенно повинная в несчастьях человечества, как считал В., подверглась наиболее сильным нападкам в ироикомической поэме «Орлеанская девственница» («La pucelle d’Orlé ans», 1735, изд. в 1755) и в «Философском словаре» («Dictionnaire philosophique», 1764–69). В. не щадил и протестантство, ибо религ. фанатизм стал, по его мнению, источником войн и преследования личности. Этой теме посвящены, помимо эпич. поэмы «Генриада» («Henriade», 1728) и «Оды на фанатизм» («Ode sur le fanatisme», 1732), мн. трагедии на историч. и мифологич. сюжеты: «Фанатизм, или Пророк Магомет» («Le fanatisme ou Mahomet le prophète», 1742), «Законы Миноса» («Les lois de Minos», 1772) и др. Свои нравственные принципы В. воплощал в жизнь, защищая жертв религ. фанатизма (Ж. Каласа в 1762, П. П. Сирвена в 1765, Ж. Ф. Делабарра в 1766), а также др. невинно пострадавших людей. Преследования со стороны властей заставили его в 1760 поселиться в Ферне, на границе Франции и Швейцарии.
Изначальный оптимистич. взгляд на мир сменился у В. пессимизмом, что отразилось в «Опыте о нравах и духе народов» («Essai sur les mœurs et l’esprit des nations», изд. в 1756), «Поэме о Лиссабонском землетрясении» («Poème sur le désastre de Lisbonne», 1756), а также в филос. повестях: «Задиг, или Судьба» («Zadig ou la Destinée», 1748); «Микромегас» («Le Micromé gas», 1752); «Кандид, или Оптимизм» («Candide ou l’Optimisme», 1759), в которой он последовательно отвергал идею Провидения; «Простодушный» («L’Ingénu», 1767), где В. полемизировал с Ж. Ж. Руссо.
Литература для В. в определённой мере заняла место религии, становясь средством объединения людей, обретения отсутствующей в мире гармонии. При этом писатель в значит. мере опирался на достижения франц. классицизма. В то же время он проявил себя в нерегламентированных жанрах, ориентированных на салонную культуру (повести, полемич. сочинения, письма, «лёгкая поэзия» и пр.). Филос. повести В. (осн. чертами которых стали остроумие и ирония, ясность и простота формы, быстрая смена тона, краткость и недоговорённость) оказали значит. влияние на развитие франц. прозы.
В нач. 1770-х гг. В. практически перестал писать, в 1778 он с триумфом вернулся из Ферне в Париж, где вскоре скончался. В 1791 его прах был перенесён в Пантеон.
В России произведения В. были известны с 1720-х гг. Под влиянием идей В. в России 18 – 1-й пол. 19 вв. развивалось вольтерьянство – политич. и религ. вольнодумство, нацеленное на построение рационального и справедливого обществ. устройства.