https://sun9-35.userapi.com/impg/7oAHbp4wkXZfcOXynL7XtTdfV3OerTVKfJWrGA/zv_8m-m8O0g.jpg?size=723x922&quality=96&sign=ddb93f9fddee867aa082a8184f9faa47&type=album
фото: library.vladimir.ru

ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст. имя Фран­суа Ма­ри Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Па­риж – 30.5.1778, там же), франц. пи­са­тель, фи­ло­соф, ис­то­рик. Чл. Франц. ака­де­мии (1746), поч. чл. Петерб. АН (1746).

Ро­дил­ся в се­мье но­та­риу­са; в 7 лет по­те­рял мать. Учил­ся в иезу­ит­ском кол­ле­же (1704–11). В 1710 опуб­ли­ко­вал пер­вое про­изв. «Под­ра­жа­ние оде дос­то­ч­ти­мо­го от­ца Ле­же в честь св. Же­невь­е­вы» («Imi­tation de l’ode du R. P. Lejay sur sainte Geneviève»). В 1717–18 про­вёл неск. ме­ся­цев в Бас­ти­лии за со­чи­не­ние сти­хов, вы­смеи­вав­ших ре­ген­та Фи­лип­па Ор­ле­ан­ско­го. Из­вест­ность при­не­с­ла тра­ге­дия на ми­фо­ло­гич. сю­жет «Эдип» («Œdipe», пост. 1718). Пре­бы­ва­ние в Анг­лии (1726–29) сде­ла­ло В. убе­ж­дён­ным сто­рон­ни­ком сен­суа­лиз­ма Дж. Лок­ка и де­из­ма. Влия­ни­ем пьес Шек­спи­ра от­ме­че­ны ран­ние тра­ге­дии В. «Брут» («Brutus», пост. 1730), «Заи­ра» («Zaїre», пост. 1732) и др. Англ. опыт от­ра­зил­ся в его «Фи­ло­соф­ских пись­мах» («Lettres philosophiques», опубл. на англ. яз. под назв. «Пись­ма об анг­лий­ской на­ции», 1733, на франц. яз. – в 1734), в ко­то­рых В., в ча­ст­но­сти, по­ле­ми­зи­ру­ет с Б. Пас­ка­лем, ут­вер­ждая, что че­ло­век соз­дан для сча­стья на зем­ле и дол­жен не пре­да­вать­ся ме­та­фи­зич. рас­су­ж­де­ни­ям, но дей­ст­во­вать, до­би­ва­ясь на прак­ти­ке улуч­ше­ния сво­ей жиз­ни. Фи­ло­со­фия сча­стья В. из­ло­же­на в эпи­ку­рей­ской по­эме «Свет­ский че­ло­век» («Le mon­dain», 1736) и ди­дак­тич. по­эме «Рас­су­ж­де­ние в сти­хах о че­ло­ве­ке» («Discours en vers sur l’homme», 1738). Ве­ря в воз­мож­ность бла­го­твор­ных из­ме­не­ний по ме­ре про­све­ще­ния умов, В. со­труд­ни­чал с эн­цик­ло­пе­ди­ста­ми (до 1760). Он воз­ла­гал боль­шие на­де­ж­ды на «про­све­щён­ных» пра­ви­те­лей, пы­та­ясь най­ти их сре­ди ев­роп. мо­нар­хов. В сво­их ис­то­рич. со­чи­не­ни­ях он с во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сал Пет­ра Ве­ли­ко­го [«Ис­то­рия Российской им­пе­рии в царствование Пет­ра Ве­ли­ко­го» («His­to­ire de l’Em­pi­re de Rus­sie sous Pier­re le Grand», t. 1–2, 1759–63; рус. пер. 1809)], зо­ло­той век франц. аб­со­лю­тиз­ма [«Век Лю­до­ви­ка XIV» («Siècle de Lou­is XIV», изд. в 1751)]. В 1745 В. стал офиц. ис­то­рио­гра­фом Лю­до­ви­ка XV, в 1750–53 жил при дво­ре прус. ко­ро­ля Фрид­ри­ха  II Ве­ли­ко­го. С 1763 до кон­ца жиз­ни пе­ре­пи­сы­вал­ся с Ека­те­ри­ной II.

Цен­траль­ная для твор­че­ст­ва В. про­бле­ма смыс­ла и це­ли че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния не­раз­рыв­но свя­за­на у не­го с про­бле­мой ре­ли­гии. Он не был атеи­стом, но ре­ли­гия От­кро­ве­ния как не­пости­жи­мая че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом вы­зы­ва­ла у не­го про­тест. По мне­нию В., Бог су­ще­ст­ву­ет, т. к. это до­ка­зы­ва­ют наш ра­зум и вся при­ро­да: «Ес­ли бы Бо­га не бы­ло, его сле­до­ва­ло бы при­ду­мать» [«К ав­то­ру кни­ги о трёх об­ман­щи­ках» («Epître à l’auteur du livre des Trois imposteurs», 1769)]. Скеп­тич. ум В. не до­пус­кал ни­че­го, пре­вос­хо­дя­ще­го воз­мож­но­сти ра­зу­ма: вслед за П. Бей­лем и Б. Спи­но­зой он ви­дел в Биб­лии лишь на­бор не­ле­пых ба­сен. Ка­то­лич. цер­ковь, осо­бен­но по­вин­ная в не­сча­сть­ях че­ло­ве­че­ст­ва, как счи­тал В., под­вер­глась наи­бо­лее силь­ным на­пад­кам в ирои­ко­ми­че­ской по­эме «Ор­ле­ан­ская дев­ст­вен­ни­ца» («La pucelle d’Orlé ans», 1735, изд. в 1755) и в «Фи­ло­соф­ском сло­ва­ре» («Dic­tion­naire philosophique», 1764–69). В. не ща­дил и про­тес­тант­ст­во, ибо ре­лиг. фа­на­тизм стал, по его мне­нию, ис­точ­ни­ком войн и пре­сле­до­ва­ния лич­но­сти. Этой те­ме по­свя­ще­ны, по­ми­мо эпич. по­эмы «Ген­риа­да» («Henriade», 1728) и «Оды на фа­на­тизм» («Ode sur le fanatisme», 1732), мн. тра­ге­дии на ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. сю­же­ты: «Фа­на­тизм, или Про­рок Ма­го­мет» («Le fanatisme ou Maho­met le prophète», 1742), «За­ко­ны Ми­но­са» («Les lois de Minos», 1772) и др. Свои нрав­ст­вен­ные прин­ци­пы В. во­пло­щал в жизнь, за­щи­щая жертв ре­лиг. фа­на­тиз­ма (Ж. Ка­ла­са в 1762, П. П. Сир­ве­на в 1765, Ж. Ф. Де­ла­бар­ра в 1766), а так­же др. не­вин­но по­стра­дав­ших лю­дей. Пре­сле­до­ва­ния со сто­ро­ны вла­стей за­ста­ви­ли его в 1760 по­се­лить­ся в Фер­не, на гра­ни­це Фран­ции и Швей­ца­рии.

Из­на­чаль­ный оп­ти­ми­стич. взгляд на мир сме­нил­ся у В. пес­си­миз­мом, что от­ра­зи­лось в «Опы­те о нра­вах и ду­хе на­ро­дов» («Essai sur les mœurs et l’esprit des nations», изд. в 1756), «По­эме о Лис­са­бон­ском зем­ле­тря­се­нии» («Poème sur le désastre de Lisbonne», 1756), а так­же в фи­лос. по­вес­тях: «За­диг, или Судь­ба» («Zadig ou la Destinée», 1748); «Мик­ро­ме­гас» («Le Micromé gas», 1752); «Кан­дид, или Оп­ти­мизм» («Candide ou l’Op­timisme», 1759), в ко­то­рой он по­сле­до­ва­тель­но от­вер­гал идею Про­ви­де­ния; «Про­сто­душ­ный» («L’Ingénu», 1767), где В. по­ле­ми­зи­ро­вал с Ж. Ж. Рус­со.

Ли­те­ра­ту­ра для В. в оп­ре­де­лён­ной ме­ре за­ня­ла ме­сто ре­ли­гии, ста­но­вясь сред­ст­вом объ­е­ди­не­ния лю­дей, об­ре­те­ния от­сут­ст­вую­щей в ми­ре гар­мо­нии. При этом пи­са­тель в зна­чит. ме­ре опи­рал­ся на дос­ти­же­ния франц. клас­си­циз­ма. В то же вре­мя он про­явил се­бя в не­рег­ла­мен­ти­ро­ван­ных жан­рах, ори­ен­ти­ро­ван­ных на са­лон­ную куль­ту­ру (по­вес­ти, по­ле­мич. со­чи­не­ния, пись­ма, «лёг­кая по­эзия» и пр.). Фи­лос. по­вес­ти В. (осн. чер­та­ми ко­то­рых ста­ли ос­тро­умие и иро­ния, яс­ность и про­сто­та фор­мы, бы­ст­рая сме­на то­на, крат­кость и не­до­го­во­рён­ность) ока­за­ли зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие франц. про­зы.

В нач. 1770-х гг. В. прак­ти­че­ски пе­ре­стал пи­сать, в 1778 он с три­ум­фом вер­нул­ся из Фер­не в Па­риж, где вско­ре скон­чал­ся. В 1791 его прах был пе­ре­не­сён в Пан­те­он.

В Рос­сии про­из­ве­де­ния В. бы­ли из­ве­ст­ны с 1720-х гг. Под влия­ни­ем идей В. в Рос­сии 18 – 1-й пол. 19 вв. раз­ви­ва­лось воль­терь­ян­ст­во – по­ли­тич. и ре­лиг. воль­но­дум­ст­во, на­це­лен­ное на по­строе­ние ра­цио­наль­но­го и спра­вед­ли­во­го об­ществ. уст­рой­ст­ва.