фото: allturizm.ru
СУЭЦКИЙ КАНАЛ, судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона С. к. считается условной географич. границей между Азией и Африкой. С. к. – кратчайший и важнейший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов.
Длина канала ок. 161 км, ширина по зеркалу воды 120–318 м, по дну – 45–60 м. Глубина по фарватеру до 20 м. Среднее время, затрачиваемое на проход судов через канал, 11–14 ч. Гл. входные порты: Порт-Саид (с Порт-Фуадом) из Средиземного м. и Суэц (с Порт-Тауфиком) из Красного моря. Трасса С. к. проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озёр, а также лагуну Манзала.
В Древнем Египте ок. 2-го тыс. до н. э. был сооружён канал, соединявший р. Нил и Красное м. (т. н. Канал фараонов); позднее он пришёл в запустение. Восстанавливался Птолемеем II (3 в. до н. э.) и в рим. эпоху (носил назв. «Река Траяна»). После завоевания Египта арабами в 642 н. э. вновь восстановлен, но в 776 его засыпали, чтобы направить торговлю через осн. районы Халифата. В 1854 франц. дипломат и предприниматель Ф. М. де Лессепс получил у егип. правителя Саида-паши концессию на строительство С. к. на льготных условиях. Авторами проекта были франц. и австр. инженеры (Л. Линан, А. Негрелли и др.). Строительство канала начато 25.4.1859, осн. работы на канале производились силами егип. феллахов. Для обеспечения канала был основан г. Исмаилия и прорыт соединяющий С. к. с Нилом одноим. канал. С. к. был открыт 17.11.1869. Большие расходы на строительство С. к. осложнили экономич. положение Египта и вынудили его в 1875 продать егип. долю акций англичанам. В 1880 егип. правительство оказалось вынужденным продать своё право на 15% прибылей от С. к. франц. банку. Египет был отстранён от управления С. к., которое перешло к англо-франц. «Всеобщей компании Суэцкого канала».
С 1882 С. к. стал гл. базой брит. войск на Ближнем Востоке. В 1888 в Константинополе была заключена междунар. конвенция об обеспечении свободы плавания по С. к., являющаяся осн. международно-правовым документом, регулирующим судоходство по С. к. Во время 1-й и 2-й мировых войн регулирование судоходства по С. к. осуществляли брит. власти. Согласно англо-египетскому договору 1936, брит. правительство обязалось ограничить срок оккупации С. к. 20 годами. После 2-й мировой войны движение за вывод брит. войск из долины Нила и зоны С. к. усилилось. 15.10.1951 егип. правительство денонсировало соглашение 1936, а 26.7.1956 «Всеобщая компания Суэцкого канала» была национализирована; при этом подчёркивалось соблюдение соглашения о свободе судоходства по С. к. в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888. Судоходство по С. к. прерывалось в период Суэцкого кризиса (движение судов по каналу возобновилось 24.4.1957, после завершения работ по его очистке), «Шестидневной войны» 1967, когда канал превратился в линию фронта, разделяющую егип. и израильские войска, и в период воен. конфликта между Египтом и Израилем в 1973–75 (см. Арабо-израильские войны). 5.6.1975 С. к. вновь открыт для судоходства. В соответствии с египетско-израильским мирным договором 1979 зона С. к. объявлена демилитаризованной, в 2008 вступили в силу новые правила судоходства в С. к. Прибыль от эксплуатации С. к., наряду с добычей нефти и туризмом, является гл. источником дохода для Египта.
Для обеспечения двустороннего движения судов в 2014–15 (открыт 6.8.2015) построен Новый суэцкий канал (частичный дублёр С. к.) длиной 71,9 км.