https://sun9-65.userapi.com/impg/GeiUkhfDK7s9FmqmLkc9EJaPaPzmUGTWfYyIZA/GVZBL1aXzdU.jpg?size=534x676&quality=96&sign=8414c822f73472814d49bbd7f5dd8b90&type=album
фото: liveinternet.ru

БРОНЗИНО (Bronzino) (соб­ст­вен­но ди Ко­зи­мо ди Ма­риа­но То­ри, di Cosimo di Ma­riano Tori) Ань­о­ло (Анд­же­ло) (17.11.1503, Мон­ти­чел­ли, близ Фло­рен­ции – 23.11.1572, Фло­рен­ция), итал. жи­во­пи­сец.

Учил­ся у Я. Пон­тор­мо (с 1518 или 1519); со­труд­ни­чал с ним в ра­бо­те над жи­во­пис­ной де­ко­ра­ци­ей ка­пел­лы Кап­по­ни (1526–28, ц. Сан­та-Фе­ли­чи­та, Фло­рен­ция). Был при­двор­ным порт­ре­ти­стом фло­рен­тий­ских гер­цо­гов Ме­ди­чи; ра­бо­тал так­же в Пе­за­ро и Ри­ме. Б. осо­бен­но пол­но про­явил се­бя как порт­ре­тист. Его ран­ние порт­ре­ты («Уго­ли­но Мар­тел­ли», ок. 1536, Гос. му­зеи, Бер­лин; «Юно­ша», ок. 1536–38, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк, и др.) с их эле­гант­но­стью ли­ний, изы­скан­ной ост­ро­той си­лу­этов вы­да­ют влия­ние Пон­тор­мо. Рас­цвет твор­че­ст­ва Б. при­хо­дит­ся на 1540-е гг., ко­гда он вы­ра­ба­ты­ва­ет собств. стиль, хо­лод­ный и ре­пре­зен­та­тив­ный. Точ­ность и ост­ро­та пе­ре­да­чи сход­ст­ва со­че­та­ют­ся у не­го со стро­гой тор­же­ст­вен­но­стью об­ще­го ре­ше­ния, вы­со­ко­мер­ным бес­стра­сти­ем лиц, трак­то­ван­ных с та­кой обоб­щён­но­стью и пла­стич. от­чёт­ли­во­стью, как ес­ли бы они бы­ли вы­се­чены из мра­мо­ра или вы­ре­за­ны из сло­но­вой кос­ти с иде­аль­но глад­кой по­верх­но­стью. Из­ва­ян­ны­ми из дра­го­цен­но­го ма­те­риа­ла ка­жут­ся и склад­ки ве­ли­ко­леп­ных одея­ний, сияю­щих эма­ле­вы­ми крас­ка­ми на тём­ном фо­не: пар­ные порт­ре­ты Бар­то­ло­мео и Лук­ре­ции Пан­ча­ти­ки (ок. 1540); порт­ре­ты гер­цо­га Ко­зи­мо I Ме­ди­чи (ок. 1545), гер­цо­ги­ни Эле­о­но­ры То­лед­ской с сы­ном (ок. 1546; все – га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), Сте­фа­но Ко­лон­ны (1546, Нац. га­ле­рея Кор­си­ни, Рим) и др.

Рос­пи­си, ал­тар­ные кар­ти­ны, ал­ле­го­рич. ком­по­зи­ции Б. от­ли­ча­ют ха­рак­тер­ное для фло­рен­тий­ско­го мань­е­риз­ма ста­ту­ар­ное на­ча­ло, изы­скан­ная хо­лод­ность свет­лых кра­сок, ус­лож­нён­ность ком­по­зиц. за­мы­слов (фре­ски ка­пел­лы Эле­о­но­ры То­лед­ской в Па­лац­цо Век­кьо во Фло­рен­ции, ок. 1540–45; «Ве­не­ра, Ку­пи­дон, Бе­зу­мие и Вре­мя», ок. 1545, Нац. га­ле­рея, Лон­дон).