фото: liveinternet.ru
БРОНЗИНО (Bronzino) (собственно ди Козимо ди Мариано Тори, di Cosimo di Mariano Tori) Аньоло (Анджело) (17.11.1503, Монтичелли, близ Флоренции – 23.11.1572, Флоренция), итал. живописец.
Учился у Я. Понтормо (с 1518 или 1519); сотрудничал с ним в работе над живописной декорацией капеллы Каппони (1526–28, ц. Санта-Феличита, Флоренция). Был придворным портретистом флорентийских герцогов Медичи; работал также в Пезаро и Риме. Б. особенно полно проявил себя как портретист. Его ранние портреты («Уголино Мартелли», ок. 1536, Гос. музеи, Берлин; «Юноша», ок. 1536–38, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и др.) с их элегантностью линий, изысканной остротой силуэтов выдают влияние Понтормо. Расцвет творчества Б. приходится на 1540-е гг., когда он вырабатывает собств. стиль, холодный и репрезентативный. Точность и острота передачи сходства сочетаются у него со строгой торжественностью общего решения, высокомерным бесстрастием лиц, трактованных с такой обобщённостью и пластич. отчётливостью, как если бы они были высечены из мрамора или вырезаны из слоновой кости с идеально гладкой поверхностью. Изваянными из драгоценного материала кажутся и складки великолепных одеяний, сияющих эмалевыми красками на тёмном фоне: парные портреты Бартоломео и Лукреции Панчатики (ок. 1540); портреты герцога Козимо I Медичи (ок. 1545), герцогини Элеоноры Толедской с сыном (ок. 1546; все – галерея Уффици, Флоренция), Стефано Колонны (1546, Нац. галерея Корсини, Рим) и др.
Росписи, алтарные картины, аллегорич. композиции Б. отличают характерное для флорентийского маньеризма статуарное начало, изысканная холодность светлых красок, усложнённость композиц. замыслов (фрески капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо во Флоренции, ок. 1540–45; «Венера, Купидон, Безумие и Время», ок. 1545, Нац. галерея, Лондон).