фото: biografii.net
ПЫРЬЕВ Иван Александрович [4(17).11.1901, с. Камень Барнаульского у. Томской губ. – 7.2.1968, Москва], рос. режиссёр, засл. деят. искусств РСФСР (1942), нар. арт. СССР (1948).
В 1920 один из организаторов Уральского Пролеткульта, сценич. псевдоним «Алтайский». В 1921–22 актёр 1-го Рабочего театра Пролеткульта и Театра им. Мейерхольда в Москве. В 1923 окончил актёрское и режиссёрское отделение Гос. эксперим. театральных мастерских (ГЭКТЕМАС). Как кинорежиссёр дебютировал мелодрамой «Посторонняя женщина» (1929) и эксцентрич. сатирой «Государственный чиновник» (1930). Затем поставил фильмы: «Конвейер смерти» о безработице в Германии (1933), «Партийный билет» о борьбе с диверсантами (1936). С кон. 1930-х гг. снимал «народные» музыкальные комедии о счастливой жизни в сов. деревне: «Богатая невеста» (1938), «Трактористы» (1939; Гос. пр. СССР, 1941), «Свинарка и пастух» (1941; Гос. пр. СССР, 1942) с участием М. А. Ладыниной (жены П.). Официально признана неудачей изящная, резко выбивающаяся из стилистики времени мелодрама «Любимая девушка» (1940). В годы Вел. Отеч. войны П. поставил героич. комедию «Секретарь райкома» (1942; Гос. пр. СССР, 1943) и лирико-поэтич. мелодраму «В шесть часов вечера после войны» (1944; Гос. пр. СССР, 1946). В жанре романтич. киноповести снял ф. «Сказание о земле Сибирской» (1948; Гос. пр. СССР, 1948). Традиции предвоенных картин продолжила комедия «Кубанские казаки» (1950; Гос. пр. СССР, 1951, пр. Мкф в Карлови-Вари). Режиссёрский почерк П. отличался повышенной эмоциональностью, склонностью к острой характерности в обрисовке персонажей и яркой страстности в их отношениях. Крупный успех сопутствовал экранизации романа «Идиот» Ф. М. Достоевского (1958), насыщенной неожиданными для сов. экрана религ. мотивами и отличавшейся экспрессивно-психологич. динамикой. В 1968 экранизировал роман «Братья Карамазовы» Достоевского (спец. пр. Мкф в Москве «За вклад в киноискусство», 1969, посм.; фильм завершили М. А. Ульянов и К. Ю. Лавров). Среди др. фильмов: «Испытание верности» (1954), «Белые ночи» (1960), «Наш общий друг» (1962), «Свет далёкой звезды» (1965); документальные – «Песня молодости» и «Мы за мир» (оба 1951). Автор и соавтор сценариев своих и др. фильмов. В 1946 гл. редактор ж. «Искусство кино». В 1954–1957 директор киностудии «Мосфильм», в 1957–65 худож. руководитель творч. объединения «Луч» на «Мосфильме». В 1965 основал Союз кинематографистов СССР. Награждён орденами Ленина (1937, 1938, 1948).