https://sun9-41.userapi.com/impg/xQ8JVI4Y1cYL-sUsb3XOrTNvJNmSMxizrzj1iQ/teFANDkS0oQ.jpg?size=600x801&quality=96&sign=53cdb301f782940510d0012205540a4e&type=album
фото: biografii.net

ПЫРЬЕВ Иван Алек­сан­д­ро­вич [4(17).11.1901, с. Ка­мень Бар­на­уль­ско­го у. Том­ской губ. – 7.2.1968, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кус­ств РСФСР (1942), нар. арт. СССР (1948).

В 1920 один из ор­га­ни­за­то­ров Ураль­ско­го Про­лет­куль­та, сце­нич. псев­до­ним «Ал­тай­ский». В 1921–22 ак­тёр 1-го Ра­бо­че­го те­ат­ра Про­лет­куль­та и Те­ат­ра им. Мей­ер­холь­да в Мо­ск­ве. В 1923 окон­чил ак­тёр­ское и ре­жис­сёр­ское от­де­ле­ние Гос. экс­пе­рим. те­ат­раль­ных мас­тер­ских (ГЭКТЕМАС). Как ки­но­ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал ме­ло­дра­мой «По­сто­рон­няя жен­щи­на» (1929) и экс­цен­трич. са­ти­рой «Го­су­дар­ст­вен­ный чи­нов­ник» (1930). За­тем по­ста­вил филь­мы: «Кон­вей­ер смер­ти» о без­ра­бо­ти­це в Гер­ма­нии (1933), «Пар­тий­ный би­лет» о борь­бе с ди­вер­сан­та­ми (1936). С кон. 1930-х гг. сни­мал «на­род­ные» му­зы­каль­ные ко­ме­дии о сча­ст­ли­вой жиз­ни в сов. де­рев­не: «Бо­га­тая не­вес­та» (1938), «Трак­то­ри­сты» (1939; Гос. пр. СССР, 1941), «Сви­нар­ка и пас­тух» (1941; Гос. пр. СССР, 1942) с уча­сти­ем М. А. Лады­ни­ной­ (же­ны П.). Офи­ци­аль­но при­зна­на не­уда­чей изящ­ная, рез­ко вы­би­ваю­щая­ся из сти­ли­сти­ки вре­ме­ни ме­ло­дра­ма «Лю­би­мая де­вуш­ка» (1940). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны П. по­ста­вил ге­ро­ич. ко­ме­дию «Сек­ре­тарь рай­ко­ма» (1942; Гос. пр. СССР, 1943) и ли­ри­ко-по­этич. ме­ло­дра­му «В шесть ча­сов ве­че­ра по­сле вой­ны» (1944; Гос. пр. СССР, 1946). В жан­ре ро­ман­тич. ки­но­по­вес­ти снял ф. «Ска­за­ние о зем­ле Си­бир­ской» (1948; Гос. пр. СССР, 1948). Тра­ди­ции пред­во­ен­ных кар­тин про­дол­жи­ла ко­ме­дия «Ку­бан­ские ка­за­ки» (1950; Гос. пр. СССР, 1951, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). Ре­жис­сёр­ский по­черк П. от­ли­чал­ся по­вы­шен­ной эмо­цио­наль­но­стью, склон­но­стью к ост­рой ха­рак­тер­но­сти в об­ри­сов­ке пер­со­нажей и яр­кой стра­ст­но­сти в их от­но­шени­ях. Круп­ный ус­пех со­пут­ст­во­вал эк­ра­ни­за­ции ро­ма­на «Иди­от» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (1958), на­сы­щен­ной не­ожи­дан­ны­ми для сов. эк­ра­на ре­лиг. мо­ти­ва­ми и от­ли­чав­шей­ся экс­прес­сив­но-пси­хо­ло­гич. ди­на­ми­кой. В 1968 эк­ра­ни­зи­ро­вал ро­ман «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» Дос­то­ев­ско­го (спец. пр. Мкф в Мо­ск­ве «За вклад в ки­но­ис­кус­ст­во», 1969, посм.; фильм за­вер­ши­ли М. А. Уль­я­нов и К. Ю. Лав­ров). Сре­ди др. филь­мов: «Ис­пы­та­ние вер­но­сти» (1954), «Бе­лые но­чи» (1960), «Наш об­щий друг» (1962), «Свет да­лё­кой звез­ды» (1965); до­ку­мен­таль­ные – «Пес­ня мо­ло­до­сти» и «Мы за мир» (оба 1951). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их и др. филь­мов. В 1946 гл. ре­дак­тор ж. «Ис­кус­ст­во ки­но». В 1954–1957 ди­рек­тор ки­но­сту­дии «Мос­фильм», в 1957–65 ху­дож. ру­ко­во­ди­тель творч. объ­е­ди­не­ния «Луч» на «Мос­филь­ме». В 1965 ос­но­вал Со­юз ки­не­ма­то­гра­фи­стов СССР. На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1937, 1938, 1948).