https://sun9-47.userapi.com/impg/jcRBIaUUvlz9vHEbO_U_C6B_rBy8MqqRBRn3qQ/FipOyHavNTc.jpg?size=1280x639&quality=96&sign=0ad4f6d3aa7e757c58e475217cd15dae&type=album
фото: museikino.ru

ЭРДМАН Ни­ко­лай Ро­бер­то­вич [3(16).11.1902, Мо­ск­ва – 10.8.1970, там же], рус. дра­ма­тург, по­эт, сце­на­рист. Ро­дил­ся в се­мье слу­жа­ще­го из об­ру­сев­ших бал­тий­ских нем­цев.

По окон­ча­нии ре­аль­но­го уч-ща (1919) при­зван в ар­мию, в 1920 де­мо­би­ли­зо­ван. На­чи­нал как по­эт в рус­ле има­жи­низ­ма; в 1922 выш­ла его поэ­ма «Ав­то­порт­рет». В 1924 де­бю­ти­ро­вал са­ти­рич. ре­при­за­ми на зло­бу дня, ку­пле­та­ми для ка­ба­ре; уча­ст­во­вал в по­ста­нов­ках са­ти­рич. обо­зре­ний. Пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние – ко­ме­дия «Ман­дат» (1924; пост. В. Э. Мей­ер­холь­да, 1925; опубл. в 1987), имев­шая боль­шой ус­пех, в ко­то­рой в ост­рог­ро­те­ск­ной фор­ме в ду­хе А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на и тра­ди­ций М. М. Зо­щен­ко об­ли­ча­лись ме­щан­ст­во и хам­ст­во. Вто­рая пье­са – «Са­мо­убий­ца» (созд. в 1928, опубл. в 1987), бы­ла при­ня­та к по­ста­нов­ке не­сколь­ки­ми те­ат­ра­ми, но по­став­ле­на не бы­ла. Пре­мье­ра спек­так­ля со­стоя­лась в 1982 в Моск. те­ат­ре са­ти­ры; вско­ре спек­такль был за­крыт, во­зоб­нов­лён в 1986. От­ме­чен­ная мас­тер­ски­ми диа­ло­га­ми, ис­кро­мёт­ным юмо­ром, ка­лам­бу­ра­ми пье­са за ко­миз­мом си­туа­ций вскры­ва­ла тра­гизм су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка в Сов. Рос­сии. От­ка­зав­шись от на­пи­са­ния пьес, Э. об­ра­тил­ся к соз­да­нию сце­на­ри­ев. В 1933 аре­сто­ван за не пред­на­зна­чав­шие­ся для пе­ча­ти по­ли­тич. сти­хи, со­слан на 3 го­да в г. Ени­сейск; в 1934 пе­ре­ве­дён в Томск. По ос­во­бо­ж­де­нии в 1936 по­се­лил­ся в Ка­ли­ни­не (ны­не Тверь), в даль­ней­шем жил в Выш­нем Во­лоч­ке, Торж­ке, Ря­за­ни. В авг. 1941 мо­би­ли­зо­ван, на­хо­дил­ся в ар­мии, в но­яб­ре то­го же го­да вы­зван в Мо­ск­ву для ра­бо­ты в Ан­самб­ле пес­ни и пля­ски НКВД, где про­слу­жил до 1948 как сце­на­рист.

Ав­тор сце­на­ри­ев филь­мов «По­сто­рон­няя жен­щи­на» (1929, совм. с А. Б. Ма­ри­ен­го­фом), «Ве­сё­лые ре­бя­та» (1934, совм. с Г. В. Алек­сан­д­ро­вым и В. З. Мас­сом), «Вол­га-Вол­га» (1938, совм. с Алек­сан­д­ро­вым, М. Д. Воль­пи­ным; Гос. пр. СССР, 1941), совм. с Воль­пи­ным – «Здрав­ст­вуй, Мо­ск­ва!» (1946), «Сме­лые лю­ди» (1950, Гос. пр. СССР, 1951), «За­ста­ва в го­рах» (1953), «На под­мо­ст­ках сце­ны» (1956) и др.; мульт­филь­мов, цир­ко­вых пред­став­ле­ний. В со­ав­тор­ст­ве с Воль­пи­ным и Мас­сом на­пи­са­ны сце­на­рии для мю­зик-хол­лов, либр. для опе­ретт («Пре­крас­ная Еле­на», «Бок­кач­чо», пост. в 1930; «Ни­щий сту­дент», «Ле­ту­чая мышь», пост. в 1947). С 1964 со­труд­ни­чал с Те­ат­ром дра­мы и ко­ме­дии на Та­ган­ке как кон­суль­тант Ю. П. Лю­би­мо­ва. Сре­ди со­чи­не­ний – бас­ни, инс­це­ни­ров­ки для ки­но и те­ат­ра.