фото: museikino.ru
ЭРДМАН Николай Робертович [3(16).11.1902, Москва – 10.8.1970, там же], рус. драматург, поэт, сценарист. Родился в семье служащего из обрусевших балтийских немцев.
По окончании реального уч-ща (1919) призван в армию, в 1920 демобилизован. Начинал как поэт в русле имажинизма; в 1922 вышла его поэма «Автопортрет». В 1924 дебютировал сатирич. репризами на злобу дня, куплетами для кабаре; участвовал в постановках сатирич. обозрений. Первое крупное произведение – комедия «Мандат» (1924; пост. В. Э. Мейерхольда, 1925; опубл. в 1987), имевшая большой успех, в которой в острогротескной форме в духе А. В. Сухово-Кобылина и традиций М. М. Зощенко обличались мещанство и хамство. Вторая пьеса – «Самоубийца» (созд. в 1928, опубл. в 1987), была принята к постановке несколькими театрами, но поставлена не была. Премьера спектакля состоялась в 1982 в Моск. театре сатиры; вскоре спектакль был закрыт, возобновлён в 1986. Отмеченная мастерскими диалогами, искромётным юмором, каламбурами пьеса за комизмом ситуаций вскрывала трагизм существования человека в Сов. России. Отказавшись от написания пьес, Э. обратился к созданию сценариев. В 1933 арестован за не предназначавшиеся для печати политич. стихи, сослан на 3 года в г. Енисейск; в 1934 переведён в Томск. По освобождении в 1936 поселился в Калинине (ныне Тверь), в дальнейшем жил в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани. В авг. 1941 мобилизован, находился в армии, в ноябре того же года вызван в Москву для работы в Ансамбле песни и пляски НКВД, где прослужил до 1948 как сценарист.
Автор сценариев фильмов «Посторонняя женщина» (1929, совм. с А. Б. Мариенгофом), «Весёлые ребята» (1934, совм. с Г. В. Александровым и В. З. Массом), «Волга-Волга» (1938, совм. с Александровым, М. Д. Вольпиным; Гос. пр. СССР, 1941), совм. с Вольпиным – «Здравствуй, Москва!» (1946), «Смелые люди» (1950, Гос. пр. СССР, 1951), «Застава в горах» (1953), «На подмостках сцены» (1956) и др.; мультфильмов, цирковых представлений. В соавторстве с Вольпиным и Массом написаны сценарии для мюзик-холлов, либр. для оперетт («Прекрасная Елена», «Боккаччо», пост. в 1930; «Нищий студент», «Летучая мышь», пост. в 1947). С 1964 сотрудничал с Театром драмы и комедии на Таганке как консультант Ю. П. Любимова. Среди сочинений – басни, инсценировки для кино и театра.