фото: gazeta.ru
Турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-114 «Россия», спроектированный в СССР на основе бомбардировщика Ту-95, впервые поднялся в небо 15 ноября 1957 года. Машину пилотировал экипаж, под командование летчика-испытателя Алексея Якимова. На момент создания и до конца 1960-х годов Ту-114 считался самым большим пассажирским самолетом в мире.
Самолет производился в 1961-1965 годах на серийном заводе №18 в Куйбышеве. Всего был построен 31 экземпляр серийных лайнеров. Уже в начале 1950-х годов стало очевидно, что будущее за реактивной пассажирской авиацией. Но в силу ряда причин в СССР было принято решение о проекте скоростного самолета большой вместимости с турбовинтовыми двигателями.
Разработка самолета Ту-114 была начата в ОКБ Туполева в 1955 году на основании Постановления Совета Министров СССР № 1561-868. Ведущим конструктором был назначен Николай Базенков. Самолет имел обозначение Ту-95П или внутренний шифр КБ - «самолет 114».
При разработке не обошлось без трудностей. В отличие от Ту-95, Ту-114 проектировался как низкоплан, что вынудило конструкторов значительно увеличить высоту стоек шасси, в результате чего он стал значительно выше других гражданских самолетов. И это впоследствии добавило проблем при эксплуатации лайнера.
Уже через два года после начала разработки - 15 ноября 1957 года Ту-114 «Россия» совершил свой первый полет, пилотируемый экипажем летчика-испытателя Алексея Якимова. На момент своего создания и до конца 1960-х годов Ту-114 считался самым большим пассажирским самолетом в мире. Эксплуатация самолета производилась во Внуковском 206 летном отряде «Аэрофлота».
Два самолета Ту-116 не являлись модификациями Ту-114 и были специально переоборудованными из бомбардировщика Ту-95 пассажирскими самолетами для дальних полетов руководства СССР, построенными на случай задержки с производством первых Ту-114.
Они имели встроенную в незначительно переоборудованный фюзеляж бомбардировщика герметичную пассажирскую кабину-капсулу с иллюминаторами и встроенным трапом, включающую в себя два салона на 20 человек, кухню, туалет, служебное помещение. Имели гражданскую окраску.
Первый демонстрационный полет в Нью-Йорк на самолете Ту-114 был выполнен в 1958 году. Некоммерческий перелет из Москвы в Хабаровск и обратно с пассажирами на борту, в основном авиационными специалистами, состоялся 19 мая 1959 года. Также в 1959 году был выполнен рейс из Москвы в Вашингтон - перевезли делегацию СССР во главе с Хрущевым. Первый регулярный рейс в Хабаровск состоялся 24 апреля 1961 года.
Первый перелет из Москвы в Гавану с посадкой в Гвинее - аэродром Конакри, построен советскими специалистами, был выполнен 10 июля 1962 года.