https://sun3-8.userapi.com/impg/-3glbPo4hVHlXjrGn7Fxn38tlC8fZbRQDhQA5Q/Wg_32dtoHVc.jpg?size=720x480&quality=96&sign=d6db70a98f19205eeb63c93b214c3b4a&type=album
фото: eksmo.ru

ГАУПТМАН (Hauptmann) Гер­харт (15.11.1862, Оберзальцбрунн, Силезия – 6.6.1946, Аг­не­тен­дорф), нем. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье трак­тир­щи­ка. Учил­ся в ре­аль­ном уч-ще, ху­дож. шко­ле Бре­слав­ля, Йен­ском ун-те (1882–83).

Де­бю­ти­ро­вал в Бер­ли­не как по­эт в 1880-е гг. Из­вест­ность Г., ис­пы­тав­ше­му влия­ние Э. Зо­ля, Г. Иб­се­на, при­нес­ла пье­са о вы­ро­ж­де­нии си­лез­ско­го кре­сть­ян­ст­ва «Пе­ред вос­хо­дом солн­ца» («Vor Sonnenaufgang», по­становка 1889, реж. О. Брам; рус. пер. 1901). Став ли­де­ром нем. «но­вой дра­мы», Г. раз­вил ли­нию на­ту­ра­лиз­ма в со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. пье­сах «Воз­чик Ген­шель» («Fuhrmann Henschel», 1898, рус. пер. 1898), «Оди­но­кие» («Einsame Menschen», пост. 1891, рус. пер. 1899), «Ро­за Бернд» («Rose Bernd», пост. 1903, рус. пер. 1903) и др.; луч­шая из них – тра­ге­дия «Ми­ха­эль Кра­мер» («Michael Kramer», пост. 1901, рус. пер. 1901), в ко­то­рой ис­сле­ду­ет­ся кон­фликт по­ко­ле­ний в се­мье жи­во­пис­ца. Сре­ди ис­то­рич. пьес наи­бо­лее из­вест­на дра­ма о вос­ста­нии в 1844 си­лез­ских тка­чей («Тка­чи», «Die Weber», 1892, пост. 1894, рус. пер. 1902). Пье­сы «Воз­не­се­ние Ган­не­ле» («Hanneles Him­mel­fahrt», 1893), «Бед­ный Ген­рих» («Der ar­me Heinrich», 1902), «А Пип­па пля­шет!» («Und Pippa tanzt!», 1906), близ­кие к сим­во­лиз­му, обыг­ры­ва­ют фольк­лор­ные, фан­та­стич. мо­ти­вы. Эле­мен­ты буф­фо­на­ды ис­поль­зо­ва­ны в дра­ме «Шлюк и Яу» («Schluck und Jau», 1900). На­ве­ян­ная чте­ни­ем Ф. Ниц­ше сти­хотв. дра­ма «По­то­нув­ший ко­ло­кол» («Die versunke­ne Glocke», 1896, рус. пер. 1897) по­свя­ще­на те­ме «сверх­че­ло­ве­че­ст­ва» оди­но­ко­го ху­дож­ни­ка. От­кли­ком на 1-ю ми­ро­вую вой­ну ста­ли от­ра­зив­шие ин­те­рес Г. к ми­фо­ло­гии и «не­оя­зы­че­ст­ву» дра­мы «Бе­лый спа­си­тель» («Der weiße Heiland», 1920) – о Мон­те­су­ме, «Ин­ди­по­ди» («In­dipohdi», 1920), где шек­спи­ров­ский Про­спе­ро пред­ста­ёт сви­де­те­лем кро­ва­во­го за­вое­ва­ния Мек­си­ки. Позд­няя пье­са Г. «Пе­ред за­хо­дом солн­ца» («Vor Sonnen­untergang», пост. 1932) – о не­при­ятии бур­жу­аз­ным об­ще­ст­вом люб­ви со­стоя­тель­но­го вдов­ца к мо­ло­дой де­вуш­ке. Сре­ди др. со­чи­не­ний Г.: ко­ме­дии [«Боб­ро­вая шу­ба» («Der Biberpelz», 1893, рус. пер. 1898) и др.], ро­ма­ны [«Ост­ров Ве­ли­кой ма­те­ри» («Die Insel der Großen Mutter», 1924), «Ван­да» («Wanda», 1928) и др.], ав­то­био­гра­фия «При­клю­че­ние мо­ей юно­сти» («Das Abenteuer meiner Jugend», 1937), дра­ма­тич. тет­ра­ло­гия на сю­жет греч. ле­ген­ды об Ат­ри­дах (1941–44). Пье­сы Г. ста­ви­лись на рус. сце­не с 1898. Но­бе­лев­ская пр. (1912).