фото: eksmo.ru
ГАУПТМАН (Hauptmann) Герхарт (15.11.1862, Оберзальцбрунн, Силезия – 6.6.1946, Агнетендорф), нем. писатель. Родился в семье трактирщика. Учился в реальном уч-ще, худож. школе Бреславля, Йенском ун-те (1882–83).
Дебютировал в Берлине как поэт в 1880-е гг. Известность Г., испытавшему влияние Э. Золя, Г. Ибсена, принесла пьеса о вырождении силезского крестьянства «Перед восходом солнца» («Vor Sonnenaufgang», постановка 1889, реж. О. Брам; рус. пер. 1901). Став лидером нем. «новой драмы», Г. развил линию натурализма в социально-психологич. пьесах «Возчик Геншель» («Fuhrmann Henschel», 1898, рус. пер. 1898), «Одинокие» («Einsame Menschen», пост. 1891, рус. пер. 1899), «Роза Бернд» («Rose Bernd», пост. 1903, рус. пер. 1903) и др.; лучшая из них – трагедия «Михаэль Крамер» («Michael Kramer», пост. 1901, рус. пер. 1901), в которой исследуется конфликт поколений в семье живописца. Среди историч. пьес наиболее известна драма о восстании в 1844 силезских ткачей («Ткачи», «Die Weber», 1892, пост. 1894, рус. пер. 1902). Пьесы «Вознесение Ганнеле» («Hanneles Himmelfahrt», 1893), «Бедный Генрих» («Der arme Heinrich», 1902), «А Пиппа пляшет!» («Und Pippa tanzt!», 1906), близкие к символизму, обыгрывают фольклорные, фантастич. мотивы. Элементы буффонады использованы в драме «Шлюк и Яу» («Schluck und Jau», 1900). Навеянная чтением Ф. Ницше стихотв. драма «Потонувший колокол» («Die versunkene Glocke», 1896, рус. пер. 1897) посвящена теме «сверхчеловечества» одинокого художника. Откликом на 1-ю мировую войну стали отразившие интерес Г. к мифологии и «неоязычеству» драмы «Белый спаситель» («Der weiße Heiland», 1920) – о Монтесуме, «Индиподи» («Indipohdi», 1920), где шекспировский Просперо предстаёт свидетелем кровавого завоевания Мексики. Поздняя пьеса Г. «Перед заходом солнца» («Vor Sonnenuntergang», пост. 1932) – о неприятии буржуазным обществом любви состоятельного вдовца к молодой девушке. Среди др. сочинений Г.: комедии [«Бобровая шуба» («Der Biberpelz», 1893, рус. пер. 1898) и др.], романы [«Остров Великой матери» («Die Insel der Großen Mutter», 1924), «Ванда» («Wanda», 1928) и др.], автобиография «Приключение моей юности» («Das Abenteuer meiner Jugend», 1937), драматич. тетралогия на сюжет греч. легенды об Атридах (1941–44). Пьесы Г. ставились на рус. сцене с 1898. Нобелевская пр. (1912).