фото: william-shakespeare.ru
МОЧАЛОВ Павел Степанович [3(15).11.1800, Москва – 16(28).3.1848, там же], рос. актёр, один из крупнейших трагиков эпохи рус. романтизма. Занимался драматич. иск-вом под рук. отца – актёра Моск. имп. труппы, в прошлом крепостного актёра – С. Ф. Мочалова.
В 1817 дебютировал на моск. сцене в роли Полиника («Эдип в Афинах» В. А. Озерова) и был принят в труппу (с 1824 Малый театр). В первые годы М. выступал в разнообразном репертуаре: в трагедиях Вольтера («Танкред»), Озерова («Фингал»), комедиях А. А. Шаховского («Пустодомы») и др. Уже в этих ролях восхищал зрителей естественностью, свободой выражения чувств, независимостью от канонич. правил классич. школы игры. В его репертуаре значит. место занимали романтич. драма (Кин – «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца, Торквато Тассо – «Торквато Тассо» Н. В. Кукольника, и др.) и мелодрама (Мейнау – «Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу, Жорж де Жермани – «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа и М. Дино, и др.). Выступал в гл. ролях в переделках для сцены романтич. поэм А. С. Пушкина («Керим-Гирей, крымский хан» по мотивам «Бахчисарайского фонтана», «Алеко» по мотивам «Цыган»). Добивался возможности сыграть Арбенина в «Маскараде» М. Ю. Лермонтова, но цензура не позволила постановку пьесы. В первой постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на моск. сцене сыграл роль Чацкого (1831). Игра М. отличалась бурной эмоциональностью, изобиловала богатством оттенков, контрастов, стремит. переходов от спокойствия к возбуждению. Расцвет таланта М. пришёлся на 1830–1840-е гг. Лучшие роли он создал в произведениях У. Шекспира (король Лир, Отелло, Ричард III, Ромео – «Король Лир», «Отелло», «Ричард III», «Ромео и Джульетта») и Ф. Шиллера (Карл Моор – «Разбойники», Фердинанд и Миллер – «Коварство и любовь», Мортимер – «Мария Стюарт», Дон Карлос – «Дон Карлос»). В 1837 сыграл в свой бенефис роль Гамлета («Гамлет» Шекспира). М. – автор романтич. драмы «Черкешенка», шедшей с его участием на сцене Малого театра (1840, роль Джембулата), и ряда лирич. стихотворений.