https://sun9-57.userapi.com/impg/hslyQTnhUZMR62qE1zlWle8oC77z7XQ-d62dGQ/s0m6qL6jFNI.jpg?size=473x790&quality=96&sign=a45c28e20810ec93fd55255174a6ec8a&type=album
фото: william-shakespeare.ru

МОЧАЛОВ Па­вел Сте­па­но­вич [3(15).11.1800, Мо­ск­ва – 16(28).3.1848, там же], рос. ак­тёр, один из круп­ней­ших тра­ги­ков эпо­хи рус. ро­ман­тиз­ма. За­ни­мал­ся дра­ма­тич. иск-вом под рук. от­ца – ак­тё­ра Моск. имп. труп­пы, в про­шлом кре­по­ст­но­го ак­тё­ра – С. Ф. Мо­ча­ло­ва.

В 1817 де­бю­ти­ро­вал на моск. сце­не в ро­ли По­ли­ни­ка («Эдип в Афи­нах» В. А. Озе­ро­ва) и был при­нят в труп­пу (с 1824 Ма­лый те­атр). В пер­вые го­ды М. вы­сту­пал в раз­но­об­раз­ном ре­пер­туа­ре: в тра­ге­диях Воль­те­ра («Тан­кред»), Озе­ро­ва («Фин­гал»), ко­ме­ди­ях А. А. Ша­хов­ско­го («Пус­то­до­мы») и др. Уже в этих ро­лях вос­хи­щал зри­те­лей ес­те­ст­вен­но­стью, сво­бо­дой вы­ра­же­ния чувств, не­за­ви­си­мо­стью от ка­но­нич. пра­вил клас­сич. шко­лы иг­ры. В его ре­пер­туа­ре зна­чит. ме­сто за­ни­ма­ли ро­ман­тич. дра­ма (Кин – «Кин, или Ге­ний и бес­пут­ст­во» А. Дю­ма-от­ца, Тор­ква­то Тас­со – «Тор­ква­то Тас­со» Н. В. Ку­коль­ни­ка, и др.) и ме­ло­дра­ма (Мей­нау – «Не­на­висть к лю­дям и рас­кая­ние» А. Ко­це­бу, Жорж де Жер­ма­ни – «Три­дцать лет, или Жизнь иг­ро­ка» В. Дю­кан­жа и М. Ди­но, и др.). Вы­сту­пал в гл. ро­лях в пе­ре­дел­ках для сце­ны ро­ман­тич. по­эм А. С. Пуш­ки­на («Ке­рим-Ги­рей, крым­ский хан» по мо­ти­вам «Бах­чи­са­рай­ско­го фон­та­на», «Але­ко» по мо­ти­вам «Цы­ган»). До­би­вал­ся воз­мож­но­сти сыг­рать Ар­бе­ни­на в «Мас­ка­ра­де» М. Ю. Лер­мон­то­ва, но цен­зу­ра не по­зво­ли­ла по­ста­нов­ку пье­сы. В пер­вой по­ста­нов­ке «Го­ря от ума» А. С. Гри­бое­до­ва на моск. сце­не сыг­рал роль Чац­ко­го (1831). Иг­ра М. от­ли­ча­лась бур­ной эмо­цио­наль­но­стью, изо­би­ло­ва­ла бо­гат­ст­вом от­тен­ков, кон­тра­стов, стре­мит. пе­ре­хо­дов от спо­кой­ст­вия к воз­бу­ж­де­нию. Рас­цвет та­лан­та М. при­шёл­ся на 1830–1840-е гг. Луч­шие ро­ли он соз­дал в про­из­ве­де­ни­ях У. Шек­спи­ра (ко­роль Лир, Отел­ло, Ри­чард III, Ро­мео – «Ко­роль Лир», «Отел­ло», «Ри­чард III», «Ро­мео и Джуль­ет­та») и Ф. Шил­ле­ра (Карл Мо­ор – «Раз­бой­ни­ки», Фер­ди­нанд и Мил­лер – «Ко­вар­ст­во и лю­бовь», Мор­ти­мер – «Ма­рия Стю­арт», Дон Кар­лос – «Дон Кар­лос»). В 1837 сыг­рал в свой бе­не­фис роль Гам­ле­та («Гамлет» Шек­с­пи­ра). М. – ав­тор ро­ман­тич. дра­мы «Чер­ке­шен­ка», шед­шей с его уча­сти­ем на сце­не Ма­ло­го те­ат­ра (1840, роль Джем­бу­ла­та), и ря­да ли­рич. сти­хо­тво­ре­ний.