https://sun9-78.userapi.com/impg/uKyF6z-Q_RlY1MOkhA6GClh_86K_XjycMQ1sXQ/Wd1_rwnCIGc.jpg?size=1024x576&quality=96&sign=92781cfb65523ccf7a3778b53a59ca95&type=album
фото: poembook.ru

ЛАФАТЕР (Lavater) Ио­ганн Кас­пар (15.11.1741, Цю­рих – 2.1.1801, там же), швейц. пи­са­тель и про­те­ста­нт­ский бо­го­слов. Пи­сал на нем. язы­ке. Ро­дил­ся в се­мье вра­ча.

Изу­чал тео­ло­гию в Кол­ле­ги­ум Ка­ро­ли­нум в Цю­ри­хе (1756–62). В 1763–64 пу­те­ше­ст­во­вал по Гер­ма­нии. С 1769 диа­кон, с 1775 пас­тор ре­фор­ма­тс­кой це­рк­ви в Цю­ри­хе. Ав­тор сб-ка пат­рио­тич. сти­хо­тво­ре­ний «Швей­цар­ские пес­ни» («Schweizerlieder», 1767), ре­ли­ги­оз­ной дра­мы «Ав­ра­ам и Иса­ак» («Abraham und Isaak», 1776), ро­ма­на «Пон­тий Пи­лат, или Ма­лень­кая биб­лия» («Pontius Pilatus oder die Bibel im Kleinen», 1782–1785). Бо­го­слов­ские тру­ды Л. «Три во­про­са о да­рах Свя­то­го Ду­ха» («Drey Fra­gen von den Gaben des Heiligen Geistes», 1769), «Про­зре­ния в веч­ность» («Aus­sich­ten in die Ewigkeit», Bd 1–4, 1768–1778) про­ни­за­ны мис­тич. ощу­ще­ни­ем ре­аль­но­го при­сут­ст­вия Хри­ста в при­ро­де и ис­то­рии. Боль­шое зна­че­ние для лит-ры сен­ти­мен­та­лиз­ма име­ли кни­ги Л. «Тай­ный днев­ник на­блю­да­те­ля са­мо­го се­бя» («Geheimes Tagebuch von einem Beoba­chter seiner Selbst», 1771), «Под­лин­ные фраг­мен­ты из днев­ни­ка на­блю­да­те­ля са­мо­го се­бя» («Unveränderte Fragmente aus dem Tagebuche eines Beobachters sei­ner Selbst», 1773). В сво­ём гл. тру­де «Фи­зи­ог­но­ми­че­ские фраг­мен­ты для по­ощ­ре­ния че­ло­ве­че­ских зна­ний и люб­ви» («Phy­siognomische Fragmente zur Be­för­derung der Menschenkenntnis und Men­schen­liebe», Bd 1–4, 1775–78; сокр. рус. пер. 1807) Л. обос­но­вал фи­зи­ог­но­ми­ку как нау­ку, по­знаю­щую ду­хов­ную сущ­ность че­ло­ве­ка че­рез его внеш­ний об­лик.