https://sun9-42.userapi.com/impg/zEl7dbtnUapJwLggsA0edIzGC2ZtbUUlOuAvbw/1D3gVrTHaEI.jpg?size=1000x667&quality=96&sign=41d749e4c42541e43197593de521cb4d&type=album
фото: telemetr.me

Движение между Парижем и Лондоном через тоннель под проливом Ла-Манш было торжественно открыто 14 ноября 1994 года. Евротоннель стал настоящим символом своего времени и показал, что при наличии знаний и материальных средств нет ничего невозможного. Он представляет собой два железнодорожных и один служебный тоннель, Для его пересечения, поезду Eurostar требуется примерно 20-35 минут. Скорость в тоннеле составляет 160 км/ч, а вне его крейсерская скорость возрастает до 300 км/ч.

Реализация давней мечты французов и англичан началась в 1987 году. О сложности строительства Евротоннеля говорить было бы излишне. Тринадцать тысяч инженеров и рабочих день и ночь трудились над его созданием. За семь лет строительства тоннеля из земли пришлось изъять 8 миллионов кубометров пород.

Если французы выбрасывали полученную таким образом землю обратно в море, то англичане создали из нее искусственный мыс на берегу Ла-Манша. Его площадь составляет 90 акров - сейчас там находится парк. Общая цена Евротоннеля превысила 15 миллиардов долларов, что на 80% больше проектной стоимости. Финансисты подсчитали, что при существующей динамике окупить проект можно будет не раньше, чем через 1000 лет.

Тоннель должен был пролегать примерно на 50 метрах ниже дна Ла-Манша. В 1987 году англичане первыми пустили в дело проходческий комбайн. Через год аналогичные работы начала и французская сторона. Проходческие комбайны сверлили скалу, чтобы соорудить два главных тоннеля, диаметр который составлял 7,6 метров. Также началось рытье вспомогательного хозяйственного тоннеля, диаметр которого достигал 5 метров.

На глубине одновременно работали одиннадцать проходческих щитов. Они представляли собой массивные подвижные конструкции, которые обеспечивали выработку и одновременно сооружали крепежи - огромные кольца, охватывающие тоннели. Установка одного такого кольца занимала примерно 50 минут.

Французские и британские щиты двигались в сторону друг друга - для координации действий использовалась лазерная система позиционирования. Французы за неделю прорывали около 110 метров, в то время как британцы за это время продвигались на 150 метров. Их встреча произошла 1 декабря 1990 года на глубине 40 метров от дна Ла-Манша - погрешность при этом составила лишь 358 миллиметров по горизонтали и 58 миллиметров по вертикали.