фото: niklibrary.ru
ЛИНДГРЕН (Lindgren) (урождённая Эрикссон, Ericsson) Астрид Анна Эмилия (14.11.1907, Виммербю, Смоланд – 28.1.2002, Стокгольм; похоронена в Виммербю), швед. детская писательница. Из семьи фермера.
Работала в местной газете (1924–1926); затем, окончив курсы секретарей в Стокгольме, – стенографисткой и секретаршей (с 1928). В 1947–1970 возглавляла редакцию детской лит-ры в изд-ве «Рабе́н и Шёгрен». Неоднократно посещала СССР. Занимала активную социально-политич. позицию; способствовала отмене телесных наказаний для детей в Швеции (1979), критиковала швед. налоговое законодательство; выступала против присоединения Швеции к ЕС. Дебютировала в печати отчасти автобиографич. повестью «Бритт-Мари изливает душу» («Britt-Mari lättar sitt hjärta», 1944). Широкую известность сначала в Швеции, а затем и за рубежом снискала повесть «Пеппи Длинныйчулок» («Pippi Långstrump», 1945, рус. пер. 1968) об озорной и дерзкой девочке, противостоящей условностям и нелепостям взрослого мира. В основе повести – устные рассказы, которые Л. сочиняла в нач. 1940-х гг. для своей больной дочери. Позднее были написаны два продолжения повести, опубликованные под назв. «Книга о Пеппи Длинныйчулок» («Boken om Pippi Långstrump», 1952). Для произведений Л., многие из которых стали классикой детской литературы, характерны органичное сочетание богатой фантазии с бытовой достоверностью и тонким юмором, отказ от прямолинейного дидактизма, психологич. глубина, естественный и непринуждённый стиль: трилогия «Книга о Бюллербю» («Bullerbyboken», 1947–52) о жизни детей провинц. хутора в период 1-й мировой войны; повести «Дети с улицы Бузотёров» («Barnen på Bråkmakargatan», 1958), «Мадикен» («Madicken», 1960) и др. У рус. читателей неизменной популярностью пользуются повести-сказки, образующие трилогию «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» [«Lillebror och Karlsson på taket», 1955–1968, рус. пер. 1957–73; неоднократно инсценировалась и экранизировалась, в т. ч. Б. П. Степанцевым (анимационная дилогия 1968–70)]. В трилогии «Эмиль из Лённеберги» («Emil i Lönneberga», 1960–70) и особенно в повести о сталкивающемся с тёмными сторонами жизни мальчике из детского приюта «Расмус-бродяга» («Rasmus på luffen», 1956) усиливается социально-критич. пафос. Новая жанровая модель детектива для юношества разработана в цикле повестей «Суперсыщик Блумквист» («Mästerdetektiven Blomkvist», 1946–53). Среди др. сочинений: сб-ки рассказов и повестей «Крошка Нильс Карлсон» («Nils Karlsson-Pyssling», 1949), «Солнечная полянка» («Sunnanäng», 1959); фантастич. повести «Мио, мой Мио» («Mio, min Mio», 1954, экранизация В. А. Грамматикова, 1987), «Братья Львиное Сердце» («Bröderna Lejonhjärta», 1973), а также повесть «Рони, дочь разбойника» («Ronja Rövardotter», 1981), сочетающая черты традиц. сказки, романа воспитания, авантюрного и разбойничьего романов. В творчестве Л. ощущается влияние разл. фольклорных и лит. традиций (бр. Гримм, С. Лагерлёф, Л. Кэрролл, А. А. Милн и др.). Л. принадлежит к наиболее издаваемым писателям мира, её сочинения переведены на мн. языки; на рус. яз. переводятся с 1957. При жизни Л. ей был поставлен памятник в центре Стокгольма (1996); после кончины писательницы правительство Швеции учредило лит. премию её имени.