https://sun9-72.userapi.com/impg/eeFynNqid4GwIqX8vvop9NmVAIkDHRiWURpRbw/d602jfZAwyY.jpg?size=1000x678&quality=96&sign=dc89ddbd59dfa00be3df7bc89e9ef737&type=album
фото: stihi.ru

СТИВЕНСОН (Stevenson) Ро­берт Льюис (13.11.1850, Эдин­бург – 3.12.1894, о. Упо­лу, Са­моа), англ. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье пре­ус­пе­ваю­ще­го шотл. ин­же­не­ра. Окон­чил юри­дич. ф-т Эдин­бург­ско­го ун-та (1875), от ад­во­кат­ской карь­е­ры от­ка­зал­ся, по­свя­тив се­бя лит. твор­че­ст­ву. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал; с 1890 из-за ту­бер­ку­лё­за жил на ост­ро­вах Са­моа.

Пер­вую из­вест­ность С. при­нес­ли эс­се и пу­те­вые очер­ки (в т. ч. кн. «Пу­те­ше­ст­вие внутрь стра­ны», «An inland voyage», 1878). Ув­ле­че­ние «шот­ланд­ской ста­ри­ной», не­при­ятие мер­кан­тиль­но­сти и ко­ры­сти совр. англ. об­ще­ст­ва и про­ти­во­пос­тав­ле­ние им эк­зо­ти­ки и ро­ман­ти­ки при­клю­че­ний, от­ра­зив­шие влия­ние ро­ман­тиз­ма, оп­ре­де­ли­ли ха­рак­тер боль­шин­ст­ва про­из­ве­де­ний С., в т. ч. пер­во­го сбор­ни­ка рас­ска­зов «Но­вые араб­ские но­чи» («New Arabian nights», 1882, рус. пер. 1901). Лит. сла­ву сни­скал ро­ман «Ост­ров со­кро­вищ» («Treasure island», 1883, рус. пер. 1886), от­ме­чен­ный за­ни­ма­тель­но­стью сю­же­та, вы­ра­зи­тель­ной точ­но­стью де­та­лей и глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом, ко­то­рый стал од­ним из не­пре­взой­дён­ных об­раз­цов при­клю­чен­че­ской ли­те­ра­ту­ры для юно­ше­ст­ва. При­клю­че­ния юно­го ге­роя, по­пав­ше­го в опас­ные об­стоя­тель­ст­ва, – в цен­тре ди­ло­гии «По­хи­щен­ный» («Kidnapped», 1886, рус. пер. 1901) и «Кат­рио­на» («Catriona», 1893, рус. пер. 1901), ро­ма­на «Вла­де­лец Бал­лан­трэ» («The master of Ballantrae», 1889, рус. пер. 1890) и др. Ин­те­ре­сом к ис­то­рич. про­шло­му про­ник­нут ро­ман «Чёр­ная стре­ла» («The black arrow», 1888, рус. пер. 1889) и др. Но­вая трак­тов­ка те­мы двой­ни­че­ст­ва, от­лич­ная от тра­диц. ро­ман­ти­че­ской и за­тра­ги­ваю­щая про­бле­му па­ра­док­саль­но­го со­че­та­ния доб­ро­го и зло­го на­чал в че­ло­ве­ке, на­шла во­пло­ще­ние в но­вел­ле «Стран­ная ис­то­рия д-ра Дже­ки­ла и м-ра Хай­да» («Strange case of Dr Jekyll and Mr Hyde», 1886, рус. пер. 1888). Ав­тор лит.-кри­тич. ра­бот, сти­хо­тво­ре­ний для де­тей [в т. ч. бал­ла­ды «Ве­ре­ско­вый мёд» («He­a­ther ale», 1880, рус. пер. Н. К. Чу­ков­ско­го, 1935; С. Я. Мар­ша­ка, 1941)].

Про­из­ве­де­ния С. – яр­ко­го пред­ста­ви­те­ля англ. нео­ро­ман­тиз­ма, став дос­тоя­ни­ем мас­со­вой куль­ту­ры, лег­ли в ос­но­ву мно­го­числ. филь­мов, мульт­филь­мов, спек­так­лей, ко­мик­сов и пр.