фото: fineartamerica.com
СУНЬ ЯТСЕН (12.11.1866, дер. Цуйхэн, пров. Гуандун – 12.3.1925, Пекин), кит. гос. и политич. деятель.
Согласно обычаям старого Китая, имел несколько имён. Его имя при рождении Сунь Дэмин (Свет благодати), в школе – Сунь Вэнь (Просвещённый; часто использовал это имя как официальное); в качестве революц. псевдонима выбрал имя Сунь Исянь (Скрывающийся небожитель; в кантонском диалекте произносится как Сунь Ятсен). В 1895, будучи в Японии, называл себя Сё Накаямой [кит. – Чжуншань (Центральная гора)], именно как Сунь Чжуншань он стал известен в Китае с 1912. Из зажиточной кантонской крестьянской семьи. Получил европ. образование в англиканской школе Иолани в Гонолулу (1878–1882), затем учился в колледже Оаху (1882–83). В 1883 бежал в Гонконг, где принял христианство и поступил в миссионерскую Епархиальную школу. Затем проходил обучение в Центр. правительств. колледже (1884–86) и Гонконгском мед. колледже для китайцев (1887–92).
В 1888 создал группу «Четыре бандита». В этот период критиковал политику правительства Цин и разрабатывал проекты реформ; в 1894 написал об этом меморандум на имя сановника Ли Хунчжана, но не сумел добиться аудиенции. После этого взгляды С. Я. стали более радикальными: в нояб. 1894 в Гонолулу он основал первую кит. революционную орг-цию «Союз возрождения Китая» (см. Синчжунхой) и начал готовить восстание. В окт. 1895 попытка поднять восстание в Гуанчжоу провалилась, большинство заговорщиков было арестовано, многие казнены, С. Я. бежал в Гонконг, затем в Японию, где получил поддержку от ряда япон. политиков, заинтересованных в дестабилизации Китая. Во время поездки в Европу собирал деньги на продолжение борьбы (в 1896 в Лондоне его задержали в кит. посольстве; от отправки на родину его спас шум, поднятый в англ. прессе, и вмешательство брит. правительства). Увлечённый паназиатизмом, С. Я. оказал деятельную поддержку филиппинцам, с 1898 боровшимся против США за свою независимость. В 1904 по поддельному гавайскому свидетельству о рождении получил амер. гражданство, что позволило ему беспрепятственно приезжать в США (с 1882 это было запрещено китайцам). В авг. 1905 в Токио на базе Синчжунхоя и нескольких др. революц. групп создал новую орг-цию «Объединённый союз» (см. Тунмэнхуэй). Программа Тунмэнхуэя основывалась на предложенных С. Я. т. н. трёх нар. принципах: национализме (подразумевающем ликвидацию маньч. правления и создание нац. кит. государства), народовластии (установлении демократич. республики) и нар. благосостоянии (уравнении прав на землю и построение государства социальной справедливости). В 1907 С. Я. организовал четыре восстания в Юж. Китае, в 1908 – ещё два, однако все они были неудачны. Это вызвало некоторое падение авторитета С. Я.: в Тунмэнхуэе сформировалась влиятельная фракция его противников. Однако С. Я. продолжил по всему миру успешно собирать средства для организации новых выступлений.
После начала Синьхайской революции в дек. 1911 С. Я. вернулся в Китай. 29.12.1911 был избран ассамблеей представителей юж. провинций в Нанкине врем. президентом Кит. Республики (постоянным президентом должен был стать Юань Шикай, в случае если он добьётся отречения императора). Правительство приняло врем. конституцию республики, составленную под очевидным влиянием идей С. Я. 13.2.1912, через день после отречения императора, С. Я. уступил свой пост Юань Шикаю. Не слишком веря в революц. устремления генерала, он надеялся на победу своих сторонников на выборах в Нац. ассамблею. В авг. 1912 он встал во главе преобразованного в Нац. партию (см. Гоминьдан) Тунмэнхуэя. На выборах в дек. 1912 – янв. 1913 Гоминьдан одержал решительную победу и получил право формировать правительство. В связи с противодействием Юань Шикая (тот полностью игнорировал решения парламента и наращивал финансирование подконтрольных ему армейских частей) в июле 1913 С. Я. инициировал на юге Китая начало «Второй революции» с целью смещения Юань Шикая. Однако плохо подготовленное выступление было быстро подавлено, 1.9.1913 столица восставших, Нанкин, пала. С. Я., как и многим др. лидерам Гоминьдана, пришлось бежать в Японию. В ноябре того же года Гоминьдан был запрещён, депутаты от партии изгнаны из парламента, в нач. 1914 парламент был распущен, в мае 1914 Юань Шикай отменил врем. конституцию и принял новую, дающую ему диктаторские полномочия. В июле 1914 С. Я. создал в Токио Кит. революц. партию, а в 1915 обратился в Интернационал 2-й с просьбой прислать ему специалистов, которые помогут построить в Китае первое в мире социалистич. государство.
Желание Юань Шикая восстановить монархию и стать императором спровоцировало восстание в дек. 1915 в пров. Юньнань во главе с Цай Э и Тан Цзияо, объявивших о независимости; за Юньнанью последовали и др. провинции. В июне 1916 С. Я. вернулся в Гуанчжоу – столицу Юж. федерации независимых провинций (Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси и Гуандун). В 1917 был объявлен юж. правительством Верховным главнокомандующим и начал подготовку к походу на Север, к кит. столице, где президентом был провозглашён Сюй Шичан. Не обладая реальной политич. властью, в мае 1918 вынужден был уйти в отставку и уехать в Шанхай, где завершил свой гл. труд – «Программа строительства государства», в котором сформулировал идею синтеза капитализма (в значит. степени государственного) и социализма для создания нового Китая. В окт. 1919 в Шанхае объявил о возрождении Гоминьдана под новым именем – Кит. нац. партия (Чжунго Гоминьдан). В кон. 1920 вернулся в Гуанчжоу, где в апр. 1921 на чрезвычайной сессии парламента избран президентом Кит. Республики; подготовка к походу на Север возобновилась. На этой почве резко обострились отношения С. Я. с Чэнь Цзюнмином, губернатором Гуандуна, который был против траты сил провинции на объединение Китая. В июне 1922 резиденцию С. Я. обстреляли сторонники Чэнь Цзюнмина, С. Я. бежал в Шанхай. В Шанхае вступил в контакт с представителями Коммунистического интернационала, обещавшими ему помощь Сов. России в его борьбе в обмен на союз с Коммунистической партией Китая (КПК). Несмотря на критич. отношение к марксизму, согласился на помощь Москвы (26.1.1923 подписал с сов. послом А. А. Иоффе соответствующую декларацию). В янв. 1923 верные С. Я. части выбили из Гуанчжоу войска Чэнь Цзюнмина, в феврале того же года он вернулся в Гуандун и вновь встал во главе революц. правительства. В нояб. 1923 С. Я. объявил о реорганизации Гоминьдана по модели ВКП(б) на основе принципа демократич. централизма, что должно было повысить управляемость партии и её зависимость от лидера. Также было официально объявлено о курсе на сотрудничество с СССР и КПК. На 1-м съезде Гоминьдана в Гуанчжоу (20.1.1924) официально поддержана политика С. Я. в области сотрудничества с СССР и КПК; «три народных принципа» провозглашались основой политики партии и правительства. Сов. воен. и материальная помощь позволила С. Я. значительно усилить свою армию. В кон. 1924, после взятия Пекина войсками ген. Фэн Юйсяна, дружественно настроенного по отношению к южанам, С. Я. прибыл в столицу, однако вскоре его здоровье резко ухудшилось и он скончался.
Продолжая политику С. Я., Чан Кайши завершил подготовку Сев. похода и в 1928 объединил Китай. В своей борьбе за власть с др. лидерами Гоминьдана и коммунистами он широко использовал авторитет С. Я., что привело к посмертному культу личности последнего. С. Я. остался бессрочным председателем Гоминьдана (после его кончины этот пост вакантен), в 1940 провозглашён Отцом государства (Гофу). В 1929 завершилось строительство мавзолея С. Я. в Нанкине, куда из Пекина торжественно перенесён его прах. Использование авторитета С. Я. также характерно и для КНР: его имя упоминается в конституции, он не раз объявлялся провозвестником не только революции, но и экономич. реформ в Китае. В СССР С. Я. традиционно оценивался позитивно, как друг Сов. Союза и прогрессивный лидер.