https://sun9-72.userapi.com/impf/DIu4TTxmrJ9c9ldBNXrWQK1TlpptWXfBJShUGA/-tylmf2KgeY.jpg?size=633x900&quality=96&sign=7b3758e1ba6238ccd5960fe68db09d57&type=album
фото: fineartamerica.com

СУНЬ ЯТСЕН (12.11.1866, дер. Цуй­хэн, пров. Гу­ан­дун – 12.3.1925, Пе­кин), кит. гос. и по­ли­тич. дея­тель.

Согласно обы­ча­ям старого Китая, имел несколько имён. Его имя при рож­де­нии Сунь Дэ­мин (Свет бла­го­да­ти), в шко­ле – Сунь Вэнь (Про­све­щён­ный; ча­сто ис­поль­зо­вал это имя как офи­ци­аль­ное); в ка­че­ст­ве ре­во­люц. псев­до­ни­ма вы­брал имя Сунь Исянь (Скры­ваю­щий­ся не­бо­жи­тель; в кан­тон­ском диа­лек­те про­из­но­сит­ся как Сунь Ят­сен). В 1895, бу­ду­чи в Япо­нии, на­зы­вал се­бя Сё На­кая­мой [кит. – Чжун­шань (Це­нт­раль­ная го­ра)], имен­но как Сунь Чжун­шань он стал из­ве­стен в Ки­тае с 1912. Из за­жи­точ­ной кан­тон­ской кре­сть­ян­ской се­мьи. По­лу­чил ев­роп. об­ра­зо­ва­ние в ан­гли­кан­ской шко­ле Иола­ни в Го­но­лу­лу (1878–1882), за­тем учил­ся в кол­лед­же Оаху (1882–83). В 1883 бе­жал в Гон­конг, где при­нял хри­сти­ан­ст­во и по­сту­пил в мис­си­о­нер­скую Епар­хи­аль­ную шко­лу. За­тем про­хо­дил об­уче­ние в Центр. пра­ви­тельств. кол­ледже (1884–86) и Гон­конг­ском мед. кол­лед­же для ки­тай­цев (1887–92).

В 1888 соз­дал груп­пу «Че­ты­ре бан­ди­та». В этот пе­ри­од кри­ти­ко­вал по­ли­ти­ку пра­ви­тель­ст­ва Цин и раз­ра­ба­ты­вал про­ек­ты ре­форм; в 1894 на­пи­сал об этом ме­мо­ран­дум на имя са­нов­ни­ка Ли Хун­чжа­на, но не су­мел до­бить­ся ау­ди­ен­ции. По­сле это­го взгля­ды С. Я. ста­ли бо­лее ра­ди­каль­ны­ми: в но­яб. 1894 в Го­но­лу­лу он ос­но­вал пер­вую кит. ре­во­лю­ци­он­ную орг-цию «Со­юз воз­ро­ж­де­ния Ки­тая» (см. Син­чжун­хой) и на­чал го­то­вить вос­ста­ние. В окт. 1895 по­пыт­ка под­нять вос­ста­ние в Гу­ан­чжоу про­ва­ли­лась, боль­шин­ст­во за­го­вор­щи­ков бы­ло аре­сто­ва­но, мно­гие каз­не­ны, С. Я. бе­жал в Гон­конг, за­тем в Япо­нию, где по­лу­чил под­держ­ку от ря­да япон. по­ли­ти­ков, за­ин­те­ре­со­ван­ных в дес­та­би­ли­за­ции Ки­тая. Во вре­мя по­езд­ки в Ев­ро­пу со­би­рал день­ги на про­дол­же­ние борь­бы (в 1896 в Лон­до­не его за­держа­ли в кит. по­соль­ст­ве; от от­прав­ки на ро­ди­ну его спас шум, под­ня­тый в англ. прес­се, и вме­ша­тель­ст­во брит. пра­ви­тель­ст­ва). Ув­ле­чён­ный па­на­зиа­тиз­мом, С. Я. ока­зал дея­тель­ную под­держ­ку фи­лип­пин­цам, с 1898 бо­ров­шим­ся про­тив США за свою не­зави­си­мость. В 1904 по под­дель­но­му га­вай­ско­му сви­де­тель­ст­ву о ро­ж­де­нии по­лу­чил амер. гра­ж­дан­ст­во, что по­зво­ли­ло ему бес­пре­пят­ст­вен­но при­ез­жать в США (с 1882 это бы­ло за­пре­ще­но китай­цам). В авг. 1905 в То­кио на ба­зе Син­чжун­хоя и не­сколь­ких др. ре­во­люц. групп соз­дал но­вую орг-цию «Объ­е­ди­нён­ный со­юз» (см. Тун­мэнху­эй). Про­грам­ма Тун­мэнху­эя ос­но­вы­ва­лась на пред­ло­жен­ных С. Я. т. н. трёх нар. прин­ци­пах: на­цио­на­лиз­ме (под­ра­зу­ме­ваю­щем ли­к­ви­да­цию маньч. прав­ле­ния и соз­да­ние нац. кит. го­су­дар­ст­ва), на­ро­до­вла­стии (ус­та­нов­ле­нии де­мо­кра­тич. рес­пуб­ли­ки) и нар. бла­го­сос­тоя­нии (урав­не­нии прав на зем­лю и по­строе­ние го­су­дар­ст­ва со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти). В 1907 С. Я. ор­га­ни­зо­вал че­ты­ре вос­ста­ния в Юж. Ки­тае, в 1908 – ещё два, од­на­ко все они бы­ли не­удач­ны. Это вы­зва­ло не­ко­то­рое па­де­ние ав­то­ри­те­та С. Я.: в Тун­мэнху­эе сфор­ми­ро­ва­лась влия­тель­ная фрак­ция его про­тив­ни­ков. Од­на­ко С. Я. про­дол­жил по все­му ми­ру ус­пеш­но со­би­рать сред­ст­ва для ор­га­ни­за­ции но­вых вы­сту­п­ле­ний.

По­сле на­ча­ла Синь­хай­ской ре­во­лю­ции в дек. 1911 С. Я. вер­нул­ся в Ки­тай. 29.12.1911 был из­бран ас­самб­ле­ей пред­ста­ви­те­лей юж. про­вин­ций в Нан­ки­не врем. пре­зи­ден­том Кит. Рес­пуб­ли­ки (по­сто­ян­ным пре­зи­ден­том дол­жен был стать Юань Ши­кай, в слу­чае ес­ли он добь­ёт­ся от­ре­че­ния им­пе­ра­то­ра). Пра­ви­тель­ст­во при­ня­ло врем. кон­сти­ту­цию рес­пуб­ли­ки, со­став­лен­ную под оче­вид­ным влия­ни­ем идей С. Я. 13.2.1912, че­рез день по­сле от­ре­че­ния им­пе­ра­то­ра, С. Я. ус­ту­пил свой пост Юань Ши­каю. Не слиш­ком ве­ря в ре­во­люц. уст­рем­ле­ния ге­не­ра­ла, он на­де­ял­ся на по­бе­ду сво­их сто­рон­ни­ков на вы­бо­рах в Нац. ас­самб­лею. В авг. 1912 он встал во гла­ве пре­об­ра­зо­ван­но­го в Нац. пар­тию (см. Го­минь­дан) Тун­мэнху­эя. На вы­бо­рах в дек. 1912 – янв. 1913 Го­минь­дан одер­жал ре­ши­тель­ную по­бе­ду и по­лу­чил пра­во фор­ми­ро­вать пра­ви­тель­ст­во. В свя­зи с про­ти­во­дей­ст­ви­ем Юань Ши­кая (тот пол­но­стью иг­но­ри­ро­вал ре­ше­ния пар­ла­мен­та и на­ра­щи­вал фи­нан­си­ро­ва­ние под­кон­троль­ных ему ар­мей­ских час­тей) в ию­ле 1913 С. Я. ини­ции­ро­вал на юге Ки­тая на­ча­ло «Вто­рой ре­во­лю­ции» с це­лью сме­ще­ния Юань Ши­кая. Од­на­ко пло­хо под­го­тов­лен­ное вы­сту­п­ле­ние бы­ло бы­ст­ро по­дав­ле­но, 1.9.1913 сто­ли­ца вос­став­ших, Нан­кин, па­ла. С. Я., как и мно­гим др. ли­де­рам Го­минь­да­на, при­шлось бе­жать в Япо­нию. В но­яб­ре то­го же го­да Го­минь­дан был за­пре­щён, де­пу­та­ты от пар­тии из­гна­ны из пар­ла­мен­та, в нач. 1914 пар­ла­мент был рас­пу­щен, в мае 1914 Юань Ши­кай от­ме­нил врем. кон­сти­ту­цию и при­нял но­вую, даю­щую ему дик­та­тор­ские пол­но­мо­чия. В июле 1914 С. Я. соз­дал в То­кио Кит. ре­во­люц. пар­тию, а в 1915 об­ра­тил­ся в Ин­тер­на­цио­нал 2-й с прось­бой при­слать ему спе­циа­ли­стов, ко­то­рые по­мо­гут по­стро­ить в Ки­тае пер­вое в ми­ре со­циа­ли­стич. го­су­дар­ст­во.

Же­ла­ние Юань Ши­кая вос­ста­но­вить мо­нар­хию и стать им­пе­ра­то­ром спро­во­ци­ро­ва­ло вос­ста­ние в дек. 1915 в пров. Юнь­нань во гла­ве с Цай Э и Тан Цзи­яо, объ­я­вив­ших о не­за­ви­си­мо­сти; за Юнь­нанью по­сле­до­ва­ли и др. про­вин­ции. В ию­не 1916 С. Я. вер­нул­ся в Гу­ан­чжоу – сто­ли­цу Юж. фе­де­ра­ции не­за­ви­си­мых про­вин­ций (Юнь­нань, Гуй­чжоу, Гу­ан­си и Гу­ан­дун). В 1917 был объ­яв­лен юж. пра­ви­тель­ст­вом Вер­хов­ным глав­но­ко­ман­дую­щим и на­чал под­го­тов­ку к по­хо­ду на Се­вер, к кит. сто­ли­це, где пре­зи­ден­том был про­воз­гла­шён Сюй Ши­чан. Не об­ла­дая ре­аль­ной по­ли­тич. вла­стью, в мае 1918 вы­ну­ж­ден был уй­ти в от­став­ку и уе­хать в Шан­хай, где за­вер­шил свой гл. труд – «Про­грам­ма строи­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва», в ко­то­ром сфор­му­ли­ро­вал идею син­те­за ка­пи­та­лиз­ма (в зна­чит. сте­пе­ни го­су­дар­ст­вен­но­го) и со­циа­лиз­ма для соз­да­ния но­во­го Ки­тая. В окт. 1919 в Шан­хае объ­я­вил о воз­ро­ж­де­нии Го­минь­да­на под но­вым име­нем – Кит. нац. пар­тия (Чжун­го Го­минь­дан). В кон. 1920 вер­нул­ся в Гу­ан­чжоу, где в апр. 1921 на чрез­вы­чай­ной сес­сии пар­ла­мен­та из­бран пре­зи­ден­том Кит. Рес­пуб­ли­ки; под­го­тов­ка к по­хо­ду на Се­вер во­зоб­но­ви­лась. На этой поч­ве рез­ко обо­ст­ри­лись от­но­ше­ния С. Я. с Чэнь Цзюн­ми­ном, гу­бер­на­то­ром Гу­ан­ду­на, ко­то­рый был про­тив тра­ты сил про­вин­ции на объ­е­ди­не­ние Ки­тая. В ию­не 1922 ре­зи­ден­цию С. Я. об­стре­ля­ли сто­рон­ни­ки Чэнь Цзюн­ми­на, С. Я. бе­жал в Шан­хай. В Шан­хае всту­пил в кон­такт с пред­ста­ви­те­ля­ми Ком­му­ни­сти­че­ско­го ин­тер­на­цио­на­ла, обе­щав­ши­ми ему по­мощь Сов. Рос­сии в его борь­бе в об­мен на со­юз с Ком­му­ни­сти­че­ской пар­ти­ей Ки­тая (КПК). Не­смот­ря на кри­тич. от­но­ше­ние к мар­ксиз­му, со­гла­сил­ся на по­мощь Мо­ск­вы (26.1.1923 под­пи­сал с сов. по­слом А. А. Иоф­фе со­от­вет­ст­вую­щую дек­ла­ра­цию). В янв. 1923 вер­ные С. Я. час­ти вы­би­ли из Гу­ан­чжоу вой­ска Чэнь Цзюн­ми­на, в февра­ле то­го же го­да он вер­нул­ся в Гу­ан­дун и вновь встал во гла­ве ре­во­люц. пра­ви­тель­ст­ва. В но­яб. 1923 С. Я. объ­явил о ре­ор­га­ни­за­ции Го­минь­да­на по мо­де­ли ВКП(б) на ос­но­ве прин­ци­па де­мо­кра­тич. цен­тра­лиз­ма, что долж­но бы­ло по­вы­сить управ­ляе­мость пар­тии и её за­ви­си­мость от ли­де­ра. Так­же бы­ло офи­ци­аль­но объ­яв­ле­но о кур­се на со­труд­ни­че­ст­во с СССР и КПК. На 1-м съез­де Го­минь­да­на в Гу­ан­чжоу (20.1.1924) офи­ци­аль­но под­дер­жа­на по­ли­ти­ка С. Я. в об­лас­ти со­труд­ни­че­ст­ва с СССР и КПК; «три на­род­ных прин­ци­па» про­воз­гла­ша­лись ос­но­вой по­ли­ти­ки пар­тии и пра­ви­тель­ст­ва. Сов. во­ен. и ма­те­ри­аль­ная по­мощь по­зво­ли­ла С. Я. зна­чи­тель­но уси­лить свою ар­мию. В кон. 1924, по­сле взя­тия Пе­ки­на вой­ска­ми ген. Фэн Юй­ся­на, дру­же­ст­вен­но на­стро­ен­но­го по от­но­ше­нию к южа­нам, С. Я. при­был в сто­ли­цу, од­на­ко вско­ре его здо­ро­вье рез­ко ухуд­ши­лось и он скон­чал­ся.

Про­дол­жая по­ли­ти­ку С. Я., Чан Кай­ши за­вер­шил под­го­тов­ку Сев. по­хо­да и в 1928 объ­е­ди­нил Ки­тай. В сво­ей борь­бе за власть с др. ли­де­ра­ми Го­минь­да­на и ком­му­ни­ста­ми он ши­ро­ко ис­поль­зо­вал ав­то­ри­тет С. Я., что при­ве­ло к по­смерт­но­му куль­ту лич­но­сти по­след­не­го. С. Я. ос­тал­ся бес­сроч­ным пред­се­да­те­лем Го­минь­да­на (по­сле его кон­чи­ны этот пост ва­кан­тен), в 1940 про­воз­гла­шён От­цом го­су­дар­ст­ва (Го­фу). В 1929 за­вер­ши­лось строи­тель­ст­во мав­зо­лея С. Я. в Нан­ки­не, ку­да из Пе­ки­на тор­же­ст­вен­но пе­ре­не­сён его прах. Ис­поль­зо­ва­ние ав­то­ри­те­та С. Я. так­же ха­рак­тер­но и для КНР: его имя упо­ми­на­ет­ся в кон­сти­ту­ции, он не раз объ­яв­лял­ся про­воз­ве­ст­ни­ком не толь­ко ре­во­лю­ции, но и эко­но­мич. ре­форм в Ки­тае. В СССР С. Я. тра­ди­ци­он­но оце­ни­вал­ся по­зи­тив­но, как друг Сов. Сою­за и про­грес­сив­ный ли­дер.