https://sun9-24.userapi.com/impf/kgtMUeXNP7kc3mQHJoa4blI2CCT6eCIvVWS1fw/DyUs3nWcmSg.jpg?size=949x1080&quality=96&sign=090bad1e4669392859a27fe7c79e3a14&type=album
фото: bnf.fr

РОДЕН (Rodin) Огюст (Ре­не Фран­суа Огюст) (12.11.1840, Па­риж – 18.11.1917, Мё­дон, близ Па­ри­жа), франц. скульп­тор, гра­фик.

Учил­ся в Па­ри­же в Шко­ле ри­сун­ка и ма­те­ма­ти­ки (1854–57) у О. Ле­ко­ка де Буа­бод­ра­на, ко­то­рый стре­мил­ся раз­ви­вать у ху­дож­ни­ков творч. зри­тель­ную па­мять, что ока­за­ло воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние Р. Мно­го ри­со­вал в Лув­ре, ис­пол­нял на­бро­ски и мо­де­ли жи­вотных в Му­зее ес­теств. ис­то­рии под рук. ани­ма­ли­ста А. Л. Ба­ри, поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми Ж. Б. Кар­по. Ра­бо­тал в скульп­тур­ных мас­тер­ских, по­сти­гая все под­соб­ные про­фес­сии ре­мес­ла (от­лив­ка скульп­ту­ры в гип­се, резь­ба по кам­ню, леп­ка ор­на­мен­тов и т. д.). Сре­ди ран­них ра­бот – порт­ре­ты от­ца (1860), П. Ж. Эй­ма­ра (1863), ряд изящ­ных ком­по­зи­ций в ду­хе 18 в. («Де­вуш­ка в шляп­ке с цве­та­ми», «Фло­ра» и др.; все – тер­ра­ко­та, 1865–70-е гг., Му­зей Ро­де­на, Па­риж). Са­мое зна­чит. про­из­ве­де­ние ран­не­го пе­рио­да – «Че­ло­век со сло­ман­ным но­сом» (тер­ра­ко­та, 1863–64, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Ан­твер­пен; позд­нее от­лит в брон­зе), об­раз, пол­ный ди­на­ми­ки, экс­прес­сии и дра­ма­тиз­ма.

В 1870–77 Р. ра­бо­тал в Брюс­се­ле над де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­рой для зда­ний Бир­жи, особ­ня­ков и др. В 1875–76 по­се­тил Ита­лию, ис­пы­тал силь­ное воз­дей­ст­вие иск-ва До­на­тел­ло и, осо­бен­но, Ми­ке­ланд­же­ло. Вы­ра­зи­тель­ность пла­сти­ки че­ло­ве­че­ско­го те­ла, стрем­ле­ние пе­ре­дать «ды­ха­ние жиз­ни» ощу­ти­мы в скульп­туре «Брон­зо­вый век» (гипс, 1876, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; брон­за, 1880, Му­зей Opce, Па­риж). По за­мыс­лу мас­те­ра, она вос­соз­да­ёт идею за­ро­ж­де­ния лич­но­сти в че­ло­ве­ке, пе­ре­ход к осоз­нан­но­му бы­тию, про­цесс внутр. оду­хо­тво­ре­ния. В Са­ло­не 1880 Р. по­ка­зал од­ну из луч­ших сво­их ста­туй – «Ио­анн Кре­сти­тель» (брон­за, 1878–80, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон).

Зна­ме­ни­тые «Вра­та ада» бы­ли за­ка­за­ны Р. в 1880 для па­рад­ных две­рей бу­ду­ще­го Му­зея де­ко­ра­тив­но­го иск-ва в Па­ри­же; ра­бо­ту над ни­ми мас­тер про­дол­жал до смер­ти (ори­ги­нал – гипс, Му­зей Ор­се; ва­ри­ан­ты, ис­пол­нен­ные в брон­зе по­сле смер­ти Р., – в му­зе­ях Ро­де­на в Фи­ла­дель­фии и Па­ри­же, в Кун­ст­ха­усе в Цю­рихе и др. со­б­ра­ни­ях). Створ­ки врат пред­став­ля­ли со­бой ги­гант­ский рель­еф, ком­по­зиц. ре­ше­ние ко­то­ро­го на­вея­но тер­ци­ной из «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те («То ад­ский ве­тер, от­ды­ха не зная, мчит сон­мы душ сре­ди ок­ре­ст­ной мглы и му­чит их, кру­тя и ис­тя­зая»), – стре­ми­тель­ный по­ток под­хва­ты­ва­ет сот­ни фи­гур и уно­сит их в безд­ну. Рель­еф за­пол­нен фи­гу­ра­ми и груп­па­ми на те­мы не толь­ко из дан­тов­ско­го «Ада», но из ан­тич­ной ми­фо­ло­гии, Свя­щен­но­го Пи­са­ния, твор­че­ст­ва Ф. Вий­о­на, совр. по­этов. Створ­ки вен­ча­ют «Три те­ни», скло­нив­шие­ся над безд­ной; под ни­ми «Мыс­ли­тель» – оли­це­тво­ре­ние стрем­ле­ния че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма по­стичь смысл жиз­ни и пред­на­зна­че­ния че­ло­ве­ка. В про­цес­се ра­бо­ты над «Вра­та­ми ада» воз­ник­ли идеи мн. ком­по­зи­ций, ко­то­рые за­тем ста­ли са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ния­ми («Мыс­ли­тель», «Адам», «Ева» и мн. др.).

В 1884–89 по за­ка­зу му­ни­ци­па­ли­те­та Ка­ле Р. вы­пол­нил брон­зо­вую груп­пу «Гра­ж­да­не Ка­ле» в па­мять о под­ви­ге го­ро­жан во вре­мя Сто­лет­ней вой­ны (ус­та­нов­ле­на в Ка­ле в 1895). Со вре­мён го­ти­ки в Ев­ро­пе не соз­да­ва­лось ни­че­го рав­но­го по скорб­ной кра­со­те, тра­гиз­му и мощ­ной пла­сти­ке: Р. пред­ста­вил ше­ст­вие на казнь; со­хра­нив един­ст­во груп­пы, цель­ность ком­по­зи­ции, он су­мел во­пло­тить пси­хо­ло­гию ин­ди­ви­ду­аль­ной лич­но­сти. Па­мят­ник об­ла­да­ет об­ще­че­ло­ве­че­ской зна­чи­мо­стью – брон­зо­вые от­ли­вы по­став­ле­ны в др. го­ро­дах ми­ра как при­зыв к па­мя­ти че­ло­ве­че­ст­ва. Р. ис­пол­нил па­мят­ни­ки (брон­за) мн. вы­даю­щим­ся лю­дям, сре­ди них – Ж. Д’Аламберу для Ра­ту­ши в Па­ри­же (1880), К. Лор­ре­ну для Нан­си (1892), В. Гю­го (1883, ус­та­нов­лен в 1964) и О. де Баль­за­ку (1892–1898; ус­та­нов­лен в 1939) для Па­ри­жа. Ав­тор ост­роп­си­хо­ло­гич. порт­ре­тов со­вре­мен­ни­ков (Ш. Бод­ле­ра, 1898, Му­зей Ро­де­на, Па­риж; Б. Шоу, 1906, Му­зей Ро­де­на, Фи­ла­дель­фия; Г. Ма­ле­ра, 1909, Аль­бер­ти­нум, Дрез­ден, и др.). В позд­нем твор­че­ст­ве про­из­ве­де­ния Р. при­об­ре­та­ют эс­киз­ный, как бы не­за­кон­чен­ный ха­рак­тер, кон­тра­ст­нее ста­но­вит­ся иг­ра све­та и те­ни, а мо­де­ли­ров­ка те­ку­чих форм – под­чёрк­ну­то жи­во­пис­ной. Это по­зво­ля­ет Р., од­но­му из ос­но­во­по­лож­ни­ков им­прес­сио­низ­ма в скульп­ту­ре, соз­дать впе­чат­ле­ние му­чи­тель­но­го ро­ж­де­ния форм из сти­хий­ной, аморф­ной ма­те­рии. Осо­бую ху­дож. цен­ность пред­став­ля­ют ди­на­мич­ные и вир­ту­оз­ные по ис­пол­не­нию ри­сун­ки и офор­ты Р.; он ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­гу сти­хов «Цве­ты зла» Бод­ле­ра (1888). В 1916 по ре­ше­нию пра­ви­тель­ст­ва в Оте­ле Би­рон в Па­ри­же соз­дан му­зей Р. Твор­че­ст­во Р. по­влия­ло на мн. мас­те­ров скульп­ту­ры 20 в., в пер­вую оче­редь его уче­ни­ков, сре­ди ко­то­рых Э. А. Бур­дель, А. Май­оль, Ш. Дес­пио, К. Брын­ку­ши, А. С. Го­луб­ки­на.