фото: bnf.fr
РОДЕН (Rodin) Огюст (Рене Франсуа Огюст) (12.11.1840, Париж – 18.11.1917, Мёдон, близ Парижа), франц. скульптор, график.
Учился в Париже в Школе рисунка и математики (1854–57) у О. Лекока де Буабодрана, который стремился развивать у художников творч. зрительную память, что оказало воздействие на формирование Р. Много рисовал в Лувре, исполнял наброски и модели животных в Музее естеств. истории под рук. анималиста А. Л. Бари, пользовался советами Ж. Б. Карпо. Работал в скульптурных мастерских, постигая все подсобные профессии ремесла (отливка скульптуры в гипсе, резьба по камню, лепка орнаментов и т. д.). Среди ранних работ – портреты отца (1860), П. Ж. Эймара (1863), ряд изящных композиций в духе 18 в. («Девушка в шляпке с цветами», «Флора» и др.; все – терракота, 1865–70-е гг., Музей Родена, Париж). Самое значит. произведение раннего периода – «Человек со сломанным носом» (терракота, 1863–64, Королевский музей изящных искусств, Антверпен; позднее отлит в бронзе), образ, полный динамики, экспрессии и драматизма.
В 1870–77 Р. работал в Брюсселе над декоративной скульптурой для зданий Биржи, особняков и др. В 1875–76 посетил Италию, испытал сильное воздействие иск-ва Донателло и, особенно, Микеланджело. Выразительность пластики человеческого тела, стремление передать «дыхание жизни» ощутимы в скульптуре «Бронзовый век» (гипс, 1876, Эрмитаж, С.-Петербург; бронза, 1880, Музей Opce, Париж). По замыслу мастера, она воссоздаёт идею зарождения личности в человеке, переход к осознанному бытию, процесс внутр. одухотворения. В Салоне 1880 Р. показал одну из лучших своих статуй – «Иоанн Креститель» (бронза, 1878–80, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Знаменитые «Врата ада» были заказаны Р. в 1880 для парадных дверей будущего Музея декоративного иск-ва в Париже; работу над ними мастер продолжал до смерти (оригинал – гипс, Музей Орсе; варианты, исполненные в бронзе после смерти Р., – в музеях Родена в Филадельфии и Париже, в Кунстхаусе в Цюрихе и др. собраниях). Створки врат представляли собой гигантский рельеф, композиц. решение которого навеяно терциной из «Божественной комедии» Данте («То адский ветер, отдыха не зная, мчит сонмы душ среди окрестной мглы и мучит их, крутя и истязая»), – стремительный поток подхватывает сотни фигур и уносит их в бездну. Рельеф заполнен фигурами и группами на темы не только из дантовского «Ада», но из античной мифологии, Священного Писания, творчества Ф. Вийона, совр. поэтов. Створки венчают «Три тени», склонившиеся над бездной; под ними «Мыслитель» – олицетворение стремления человеческого разума постичь смысл жизни и предназначения человека. В процессе работы над «Вратами ада» возникли идеи мн. композиций, которые затем стали самостоят. произведениями («Мыслитель», «Адам», «Ева» и мн. др.).
В 1884–89 по заказу муниципалитета Кале Р. выполнил бронзовую группу «Граждане Кале» в память о подвиге горожан во время Столетней войны (установлена в Кале в 1895). Со времён готики в Европе не создавалось ничего равного по скорбной красоте, трагизму и мощной пластике: Р. представил шествие на казнь; сохранив единство группы, цельность композиции, он сумел воплотить психологию индивидуальной личности. Памятник обладает общечеловеческой значимостью – бронзовые отливы поставлены в др. городах мира как призыв к памяти человечества. Р. исполнил памятники (бронза) мн. выдающимся людям, среди них – Ж. Д’Аламберу для Ратуши в Париже (1880), К. Лоррену для Нанси (1892), В. Гюго (1883, установлен в 1964) и О. де Бальзаку (1892–1898; установлен в 1939) для Парижа. Автор остропсихологич. портретов современников (Ш. Бодлера, 1898, Музей Родена, Париж; Б. Шоу, 1906, Музей Родена, Филадельфия; Г. Малера, 1909, Альбертинум, Дрезден, и др.). В позднем творчестве произведения Р. приобретают эскизный, как бы незаконченный характер, контрастнее становится игра света и тени, а моделировка текучих форм – подчёркнуто живописной. Это позволяет Р., одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи. Особую худож. ценность представляют динамичные и виртуозные по исполнению рисунки и офорты Р.; он иллюстрировал книгу стихов «Цветы зла» Бодлера (1888). В 1916 по решению правительства в Отеле Бирон в Париже создан музей Р. Творчество Р. повлияло на мн. мастеров скульптуры 20 в., в первую очередь его учеников, среди которых Э. А. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспио, К. Брынкуши, А. С. Голубкина.