ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРО́ГА, первая в России, шестая в мире железная дорога общего пользования. Соединила С.-Петербург, Царское Село (ныне г. Пушкин) и Павловск (27,7 км).
Инициатор и руководитель строительства – Ф. А. Герстнер; принадлежала Обществу Ц. ж. д. (осн. акционер и пред. правления – гр. А. Алексеевич Бобринский), Положение о котором утверждено имп. Николаем I 21.3(2.4).1836 [опубл. 15(27).4.1836, устав общества утверждён 12(24).8.1837]. Строительство началось 1(13).5.1836, рельсы, подвижной состав, осн. часть оборудования приобретены в Великобритании и Бельгии; для перевозки крупногабаритных грузов ширина колеи установлена в 1829 мм (6 футов). Движение между С.-Петербургом и Царским Селом открыто 30.10(11.11).1837 (поезд преодолел 23 км за 35 мин, обратный путь – за 27 мин, развивая скорость до 64 км/ч), движение до Павловска – 22.5(3.6).1838. В С.-Петербурге в 1837 открыт первый в России вокзал (Царскосельский, ныне Витебский, совр. здание возведено в 1900–04, архитекторы С. А. Бржозовский, С. И. Минаш). В 1874 проложен 2-й путь, в 1900–01 – 3-й (императорский); в 1900 дорога вошла в состав частной Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д., в 1902 перешита на нормальную для рос. железных дорог колею шириной 1524 мм. Ныне в составе Октябрьской железной дороги, вся трасса Ц. ж. д. в черте г. С.-Петербург.