ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович [30.10 (11.11).1821, Москва – 28.1(9.2).1881, С.-Петербург], рус. писатель, чл.-корр. Петерб. АН (1877).
Фамилия образована от названия родового села Достоево (ныне Ивановского р-на Брестской обл., Белоруссия), пожалованного минским кн. Ф. И. Ярославичем предку Д. – шляхтичу Даниле Ивановичу Ирцишчевичу (Арцишчевичу) в 1506. Отец Д., Михаил Андреевич (1789–1839), из духовного сословия, служил штаб-лекарем в московской Мариинской больнице для бедных; в 1828 получил звание потомств. дворянина. В 1831–33 приобрёл небольшие имения в Каширском у. Тульской губ. – сельцо Даровое и соседнюю дер. Черемошню (тёплые детские воспоминания о летних поездках туда отразились в худож. произведениях и публицистике писателя). Д. запомнил отца как человека независимого, но угрюмого, вспыльчивого и подозрительного, жившего в ожидании несчастий, разорения, бедности. Выйдя в отставку в 1837 после смерти жены, отец Д. поселился в Даровом; в 1839, по устному преданию и воспоминаниям родственников, был убит своими крепостными крестьянами, по документам – умер от апоплексич. удара. Мать Д., Мария Фёдоровна (из купеч. звания; урождённая Нечаева, 1800–37), была натурой поэтической и религиозной. В семье Достоевских было ещё шестеро детей: Михаил (М. М. Достоевский), Варвара (1822–93), Андрей (архитектор и мемуарист, 1825–97), Вера (1829–96), Николай (архитектор, 1831–83), Александра (1835–89). Дети росли в атмосфере строгости и благочестия, в семье царил культ рус. истории и литературы. Первыми книгами Д. стали «Сто четыре Священные истории Ветхого и Нового Завета», «История государства Российского» Н. М. Карамзина, а также произведения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. В 1833 Д. был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; с осени 1834 по весну 1837 Д. и его старший брат Михаил посещали частный пансион Л. И. Чермака, где их кумиром стал учитель рус. словесности Н. И. Билевич: под его влиянием они стали думать о лит-ре как о профессии. Потеряв в 1837 горячо любимую мать и пережив смерть Пушкина как личную утрату, Д. вместе со старшим братом по решению отца уехал в С.-Петербург и поступил в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. С янв. 1838 Д. учился в Гл. инженерном уч-ще, однако тяготился спец. предметами – артиллерией, фортификацией и т. н. фронтом: смотрами, парадами, маршами. Дружеское общение в узком кругу (в т. ч. с воспитанником Д. В. Григоровичем и худ. К. А. Трутовским) проходило под знаком романтич. поэзии, творчества Ф. Шиллера, У. Шекспира.
В 1839 Д. сформулировал своё творческое кредо: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1985. Т. 28. Кн. 1. С. 63). В нач. 1841 Д. читал друзьям отрывки из двух своих драм – «Борис Годунов» и «Мария Стюарт»; в 1844 сообщал брату о работе над драмой «Жид Янкель». Рукописи драм не сохранились, но их названия дают представление о лит. ориентирах Д.: А. С. Пушкин, Ф. Шиллер, Н. В. Гоголь. По окончании курса (1843) и после кратковременной службы полевым инженером-подпоручиком Петерб. инж. команды в 1844 вышел в отставку и уволился в чине поручика.
Живя в С.-Петербурге как «литературный пролетарий», Д. познал хроническое безденежье, сопутствовавшее ему до конца жизни, унизительную зависимость от издателей. Дебютировал в печати в 1844 переводом повести «Евгения Гранде» О. де Бальзака, которым он тогда особенно восхищался. В 1846 в альманахе Н. А. Некрасова «Петербургский сборник» был опубликован роман в письмах «Бедные люди», вобравший в себя опыт повестей о «бедном чиновнике» в русле традиций натуральной школы (прежде всего «Шинели» Н. В. Гоголя), но радикально его переосмысливший: эпистолярная форма позволила Д. перенести акцент с изображения внешней жизни персонажа на раскрытие его самосознания, утвердить внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека». Речевой стиль, выработанный Д. в этом первом произведении, отличающийся «напряжённым предвосхищением чужого слова» (М. М. Бахтин), станет отныне характерной приметой творчества писателя. Роман был восторженно встречен В. Г. Белинским, определившим талант Д. как необыкновенный и самобытный, а его произведение – как первую попытку рус. социального романа. Однако уже в 1846 между писателем и критиком наступило резкое охлаждение, закончившееся разрывом: Белинский не простил Д. отход от гоголевского направления, измену социальной теме, категорически не приняв «фантастический» элемент и «манерность» его новых произведений, в частности повести «Двойник» (1846), где Д. дал психологич. анализ расколотого сознания, феномена «двойничества». Вместе с тем оригинальность Д. как глубокого психолога оценил В. Н. Майков, заметивший, что у Д. изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» («Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847). Среди произведений этого периода: комич. переписка двух шулеров («Роман в девяти письмах», 1846), рассказ «Господин Прохарчин» (1846) о чиновнике-скопидоме, фантастич. повесть «Хозяйка» (1847), рассказ-очерк о шуте по доброй воле («Ползунков», 1848), сентиментальная повесть о жизни петерб. бедноты («Слабое сердце», 1848), водевильный рассказ об обманутом муже («Чужая жена и муж под кроватью», 1848), очерк-фельетон «Честный вор» (1848), фельетон «Ёлка и свадьба» (1848), а также повесть о мечтателях «Белые ночи» (1848) и незавершённый роман «Неточка Незванова» (1849), в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологич. анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей.
Конфликт с В. Г. Белинским и его кругом вынуждал Д. искать новые лит. связи. В 1846 он познакомился с семьёй Майковых, посещал лит.-филос. кружок бр. Ал. Н. Бекетова, А. Н. Бекетова и Н. Н. Бекетова, с 1847 – «пятницы» М. В. Петрашевского; сблизился с радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым. За публичное чтение письма Белинского к Гоголю Д. был арестован [23.4(5.5).1849], провёл под следствием 8 мес в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. 22.12.1849(3.1.1850) Д. вместе с др. петрашевцами пережил на Семёновском плацу в С.-Петербурге обряд приготовления к расстрелу – в уверенности, что приговор приведут в исполнение (о своих переживаниях перед лицом неминуемой смерти Д. расскажет в романе «Идиот», 1868, и в «Дневнике писателя», 1873). В последнюю минуту казнь по распоряжению Николая I была заменена 4-летней каторгой и последующей службой рядовым. В янв. 1850 Д. в оковах был доставлен в Тобольск, где встретился с жёнами декабристов (они подарили ему Евангелие, которое Д. бережно хранил всю жизнь). С янв. 1850 по 1854 Д. отбывал каторгу в Омском остроге, в янв. 1854 был зачислен солдатом в Сибирский линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с родными. В 1855 он произведён в унтер-офицеры, в 1856 после длительных хлопот сибирских и петерб. знакомых – в прапорщики. Весной 1857 Д. было возвращено потомств. дворянство и право печататься. В 1857 брат Михаил опубликовал в С.-Петербурге рассказ «Маленький герой», созданный Д. в Петропавловской крепости. 6(18).2.1857 Д. женился на М. Д. Исаевой, овдовевшей супруге местного чиновника; согласие на брак с «бывшим каторжником» Исаева дала после длительных колебаний; их союз был несчастлив. В марте 1859 Д. по прошению вышел в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с запретом въезда в обе столицы). В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в дек. 1859 из Твери Д. с женой и пасынком П. А. Исаевым переехал в С.-Петербург. В этом же году были опубликованы написанные в Сибири повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», проникнутые атмосферой скандалов, мистификаций и разоблачений, которая станет характерной для поздних романов Д. Герой второй из них – лицемерный паразит Фома Опискин, «воплощение гротескного, беспричинного, мелкого и в конце концов безрадостного зла» (Д. С. Святополк-Мирский), – один из самых ярких образов, созданных писателем. Д. возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комич. элемент «провинциальных» повестей упрочат его лит. имя. Однако критика обошла молчанием сибирские произведения Д., а Н. А. Некрасов вынес скандальный приговор: Д. «вышел весь», ему больше ничего не написать.
Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых лит. знакомств пробудили в Д. интерес к острым обществ. дискуссиям, злободневным темам. Д. и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» (1861–63) и «Эпоха» (1864–65), сотрудниками которых стали критики Н. Н. Страхов и А. А. Григорьев, дали трибуну Д. как романисту, публицисту, полемисту. В ж. «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» (1861), утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Д. с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистич. таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» (1861–62), отразившие впечатления Д. от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагич. отчуждении рус. образованного сословия от осн. массы народа, его идеалов. Крах социалистич. иллюзий, пережитый Д., обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен Д. формулировал как возврат к нар. истокам, как узнавание рус. души. На страницах журнала Д. выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революц. путям преобразования России, Д. ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый историч. путь развития России, который даст ей шанс избежать революц. потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» (1861) Д., полемизируя с революционно-демократич. программой Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против «искусства для искусства», так и против «утилитаризма» в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863) Д. остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Зап. Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравств. идеал.
Прелюдией к поздним романам Д. стала повесть «Записки из подполья» (1864), утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» (М. М. Бахтин), сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистич. амбициями «лишнего человека», выразился протест Д. против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими.
Летом 1862 Д. впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. И. Герценом. В 1863 Д. вторично выехал за границу, в Париже встретился с А. П. Сусловой, драматич. отношения с которой (1861–66) найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Д. (1862–71): рулетка захватила его целиком. В 1864 умерла от чахотки жена Д.; в том же году скоропостижно скончался брат Михаил и Д. взял на себя долги по ж. «Эпоха».
В основе сюжета печатавшегося в ж. «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» (1866) – «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархич. злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Д. демократич. лит-ре, изображавшей нигилистов и мечтателей как обществ. борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи.
Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Зап. Европой, эпизоды любовной истории с А. П. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» (1866). В целях ускорения работы над ним Д. пригласил стенографистку А. Г. Сниткину, которая зимой 1867 стала его женой. Новая женитьба принесла Д. семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 до лета 1871, спасаясь от кредиторов, Д. с женой жил за границей – в Германии, Швейцарии, Италии. В 1868 у Д. родилась дочь Софья, прожившая всего 3 месяца, затем – дочь Любовь (1869–1926), ставшая впоследствии писательницей; позднее в России в 1871 родился сын Фёдор, в 1875 – сын Алексей, умерший в трёхлетнем возрасте от эпилепсии.
В первые годы за границей Д. работал над романом «Идиот» (1868), идея которого, по словам Д., состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Гл. герой романа – кн. Лев Николаевич Мышкин (в черновиках «Князь Христос»), наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» – прощения и сострадания – оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Д. в подготовит. материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея.
К 1869–70 относится замысел неосуществлённой эпопеи «Житие великого грешника», идеи которой преломились в последующих романах Д. В 1870 опубликован большой, приближающийся по объёму к роману рассказ «Вечный муж», одно из наиболее «жестоких» произведений Д., – об изощрённой мести обманутого и страдающего мужа любовнику своей покойной жены. Живя за границей, Д. стал свидетелем крупнейших событий общественно-политич. жизни Зап. Европы – франко-прус. войны 1870–71 и Парижской коммуны 1871; пытался осмыслить брожение в рядах рус. революц. эмиграции, всматривался в бурное развитие европ. анархизма, возглавляемого М. А. Бакуниным; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под рук. С. Г. Нечаева. «Нечаевское дело» дало непосредственный импульс к созданию романа «Бесы» (1871–72), задуманного как памфлет. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840–60-х годов, петрашевцы, фигуры В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Т. Н. Грановского, П. Я. Чаадаева. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологич. своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции – эти глубинные духовные пороки политич. честолюбцев и авантюристов, руководителей рус. смуты, обретают в романе апокалипсич. значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла.
В июле 1871 Д. с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 Д. с семьёй провёл в Старой Руссе (Новгородская губ.), приезжал сюда и в дальнейшем; в 1876 здесь им был приобретён дом. Став редактором газеты-журнала «Гражданин», Д. с 1873 начал осуществлять давно задуманную идею «Дневника писателя», выходившего с 1876 отд. выпусками (с перерывами во время работы над романами «Подросток» в 1874–75 и «Братья Карамазовы» в 1878–79) до самой смерти Д. Имевший большой успех «Дневник писателя» – «моножурнал» Д., включавший публицистич. статьи на политич., юридич., социальные, педагогич. и др. темы, лит.-критич. статьи и очерки, мемуары, а также худож. произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронич. рассказ «Бобок» (1873) в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана, являющийся по своим идеям («всё позволено», если нет Бога), темам («бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др.), скандальности ситуации «микрокосмом» (М. М. Бахтин) всего творчества Д.; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» (1876) – монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося (в предисловии к рассказу Д. сформулировал суть своего «фантастического» метода – представить стенограмму внутреннего монолога героя); «Сон смешного человека» (1877), восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» – «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения («главное – люби других, как себя»).
Весной 1874 Д., тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс (поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879). В 1875 вышел роман «Подросток», отразивший влияние традиции т. н. романа воспитания: гл. герой, одержимый рус. тоской по общечеловеческой правде, ищет в «беспорядке» рус. жизни руководящие ориентиры, жаждет внутренним чутьём понять, чтó есть добро и зло.
Итоговым произведением Д. стал роман «Братья Карамазовы» (1879–80), органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития, поучения, филос. притчи, исповеди, судебной речи, диспута. В нём нашёл осмысление трагич. конфликт века – противостояние жажды веры и болезни неверия. Извечная борьба добра и зла в душе человека – проблемный узел романа. Накопленный огромный опыт вражды и ненависти преломляется в опасном соперничестве между отцом и братьями в семье Карамазовых, между старцем Зосимой и монахом Ферапонтом в стенах монастыря. Убийство, загадочно совершённое в странном семействе, переплетается с неразрешимыми проблемами рус. обществ. жизни, испытывающей глубокий нравственный кризис. Государство и Церковь, суд и судебные учреждения, семья и школа, помещики, купцы и крестьяне, уездный город и нищая деревня, страдания взрослых и детей, прошлое, настоящее и будущее России – таков перечень гл. вопросов, исследуемых в самом широком, всеохватном романе Д. Идейное средоточие романа – притча о Великом инквизиторе, поэма-импровизация Ивана, отразившая сокровенные размышления Д. о природе человека; в ней «мы находим глубокое сознание человеческой слабости, граничащее с презрением к человеку, и одновременно любовь к нему, простирающуюся до готовности – оставить Бога и пойти разделить унижение человека, зверство и глупость его, но и вместе – страдание» (Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990. С. 171).
Последний год жизни Д. ознаменовался выступлением на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве [6(18) – 8(20).6.1880]. Речь Д. – его самое известное публицистич. произведение, в котором осмыслено нац. значение Пушкина как выразителя «всечеловечности», «всемирной отзывчивости» рус. народа, призванного «стать братом всех людей». В ночь с 25 на 26 янв. (с 6 на 7 февр.)1881 у Д. пошла горлом кровь, через два дня он скончался; похоронен 31 янв. (12 февр.) в Александро-Невской лавре при огромном стечении народа.
Д. искренне верил в идею «всемирного человеческого обновления», которая осуществится в виде «Христовой правды», в то, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» («Сон смешного человека»); в этой вере – квинтэссенция его гуманизма и религ. исканий. Как художник Д. был «поэтом нашей совести» (И. Ф. Анненский), выразителем глубокой трагедии, которую переживает смятенная человеческая душа в эпоху катаклизмов. Свой реализм Д. определял как «фантастический», реализм «в высшем смысле», имея в виду пристрастие к изображению неординарного, исключительного как раскрывающего «самую сущность действительности» и «все глубины души человеческой». Отсюда – преобладание ситуаций катастроф и скандалов, парадоксальность и эксцентричность характеров и поступков героев. Этим определяется и такая особенность произведений Д., как сочетание серьёзной нравственно-филос. проблематики с занимательностью и сложностью интриги авантюрно-детективного свойства.
Д., по словам М. М. Бахтина, – создатель полифонического романа, который «строится не как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания, но как целое взаимодействия нескольких сознаний, из которых ни одно не стало до конца объектом другого». Предметом худож. изображения у Д. становится идея; его герой – идеолог, особая точка зрения на себя и на окружающую действительность. При этом «коперниковский переворот» Д. состоит в том, что если «обычно самосознание героя является лишь элементом его действительности, лишь одною из черт его целостного образа, здесь, напротив, вся действительность становится элементом его самосознания». Такому самосознанию автор может противопоставить лишь мир таких же равноправных с ним самосознаний. Потому и слово автора о герое – это слово о присутствующем и могущем ему ответить, «оно ориентировано на героя как на слово и потому диалогически обращено к нему. Автор говорит всею конструкциею своего романа не о герое, а с героем» (Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979. С. 20–21, 55, 74).
Творчество Д. – наследника рус. классики органически вобрало в себя опыт европ. лит-ры (прежде всего традиции О. де Бальзака, В. Гюго, Ч. Диккенса); оно стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой лит-ры, оказало большое влияние на иск-во, философию, обществ. мысль 20 в.