БАБАНОВА Мария Ивановна [29.10(11.11).1900, Москва – 4.4.1983, там же], рос. актриса, нар. арт. СССР (1954). В 1920 окончила студию под рук. Ф. Ф. Комиссаржевского.
С 1920 в Театре РСФСР 1-м, затем работала в Театре Актёра, Театре ГИТИС, в 1923–27 – в Театре им. Мейерхольда. Роли: Стелла («Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка), Теа Баазе («Учитель Бубус» А. М. Файко), Бой («Рычи, Китай!» С. М. Третьякова), Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя). Индивидуальный стиль Б. сложился под влиянием В. Э. Мейерхольда. Роли, созданные под его руководством, пользовались безоговорочным признанием зрителей и критиков. Б. называли «зримым чудом театра», олицетворением высочайшего актёрского мастерства. В её иск-ве виртуозная техника, отточенность формы сочетались с яркой эмоциональностью и мягкой, наивной женственностью. С 1922 играла в Театре Революции (с 1954 Театр им. Вл. Маяковского), где в постановках Мейерхольда, А. Д. Дикого, А. Д. Попова, А. М. Лобанова и др. ещё шире проявился её актёрский диапазон: Полина («Доходное место» А. Н. Островского), Гога («Человек с портфелем» А. М. Файко), Анка («Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина), Маша («После бала» Погодина, роль написана специально для Б.), Джульетта и Офелия («Ромео и Джульетта» и «Гамлет» У. Шекспира), Диана («Собака на сене» Лопе де Веги), Софья («Зыковы» М. Горького), Раневская («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), тётя Капа («Кресло № 16» Д. Б. Угрюмова), Лидия Самойловна («Мария» А. Д. Салынского; Гос. пр. РСФСР, 1972), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому) и др. Символом времени стала её Таня в одноим. пьесе А. Н. Арбузова. В 1979 на сцене МХАТ сыграла свою последнюю роль – Жену в пьесе Э. Олби «Всё кончено». Высокий, скользящий, богатый тембрами голос Б. сохранили радиопостановки («Оле-Лукойе», «Маленький принц» и др.). Гос. пр. СССР (1941). Награждена орденом Ленина.