https://i.imgur.com/PsmbBMzl.jpg
фото: peoples.ru

ТУПОЛЕВ Ан­д­рей Ни­ко­лае­вич [29.10(10.11).1888, сель­цо Пус­то­ма­зо­во Кор­чев­ско­го у. Твер­ской губ. – 23.12.1972, Мо­ск­ва], рос. авиа­кон­ст­рук­тор, акад. АН СССР (1953), ген.-полк.-инж. (1968), Ге­рой Тру­да РСФСР (1926), три­ж­ды Ге­рой Соц. Тру­да (1945, 1957, 1972). Отец А. А. Ту­по­ле­ва.

В 1918 окон­чил МВТУ. В 1916–18 уча­ст­во­вал в ра­бо­тах пер­во­го в Рос­сии авиац. рас­чёт­но­го бю­ро; кон­ст­руи­ро­вал пер­вые аэ­ро­ди­на­мич. тру­бы в учи­ли­ще. Вме­сте с Н. Е. Жу­ков­ским был ор­га­ни­за­то­ром и од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей ЦАГИ; в 1918–1936 чл. кол­ле­гии и зам. нач. ин-та по опыт­но­му цель­но­ме­тал­лич. са­мо­лё­то­стро­е­нию. В 1922–24 ру­ко­во­дил ра­бо­та­ми по вне­дре­нию ду­ра­лю­ми­на в са­мо­лё­то­строе­ние; в 1924–25 соз­дал АНТ-2 и АНТ-З – пер­вые сов. цель­но­ме­тал­лич. са­мо­лё­ты. Ис­поль­зо­ва­ние ду­ра­лю­ми­на в кон­ст­рук­ции са­мо­лё­тов по­зво­ли­ло Т. впер­вые в стра­не пе­рей­ти от би­пла­на к мо­но­пла­ну. В 1934 скон­ст­руи­ро­вал мно­го­мо­тор­ный са­мо­лёт АНТ-20 «Мак­сим Горь­кий» (8 дви­га­те­лей, по­лез­ная пл. бо­лее 100 м2, пас­са­жи­ров­ме­сти­мость до 60 чел.). С 1936 Т. – 1-й зам. нач. и гл. ин­же­нер Гл. управ­ле­ния авиац. пром-сти Нар­ком­тяж­про­ма, од­но­вре­мен­но воз­глав­лял вы­де­лен­ное из сис­те­мы ЦАГИ КБ с за­во­дом опыт­ных кон­ст­рук­ций (авиац. за­вод № 156). В 1937 аре­сто­ван, ра­бо­тал в за­кры­том КБ НКВД – ЦКБ-29 (т. н. Ту­по­лев­ская ша­ра­га); в ию­ле 1941 ос­во­бо­ж­дён со сня­ти­ем су­ди­мо­сти, реа­би­ли­ти­ро­ван в 1955.

Под рук. Т. спро­ек­ти­ро­ва­но св. 100 ти­пов са­мо­лё­тов, 70 из ко­то­рых строи­лись се­рий­но; на са­мо­лё­тах Т. ус­та­нов­ле­но 78 ми­ро­вых ре­кор­дов, вы­пол­не­но ок. 30 вы­даю­щих­ся пе­ре­лё­тов, в т. ч. на АНТ-4 в 1929, бес­по­са­доч­ные пе­ре­лё­ты в США че­рез Сев. по­люс эки­па­жей В. П. Чка­ло­ва и М. М. Гро­мо­ва на АНТ-25 и др. Боль­шое чис­ло са­мо­лё­тов-бом­бар­ди­ровщи­ков, тор­пе­до­нос­цев, раз­вед­чи­ков (ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2) и тор­пед­ных ка­те­ров (Г-4, Г-5) кон­ст­рук­ции Т. при­ме­ня­лось в бое­вых дей­ст­ви­ях в Вел. Отеч. вой­не. В по­сле­во­ен­ные го­ды под рук. Т. раз­ра­бо­тан ряд во­ен. и гражд. са­мо­лё­тов: пер­вый сов. ре­ак­тив­ный бом­бар­ди­ров­щик Ту-12 (пер­вый по­лёт в 1947), тя­жё­лый двух­мо­тор­ный ре­ак­тив­ный мно­го­це­ле­вой са­мо­лёт Ту-16 (1952); пер­вый ре­ак­тив­ный пас­са­жир­ский са­мо­лёт Ту-104 (1955), пер­вый тур­бо­вин­то­вой меж­кон­ти­нен­таль­ный пас­са­жир­ский лай­нер Ту-114 (1957), ближ­ние и сред­ние ма­ги­ст­раль­ные са­мо­лё­ты Ту-124 (1962), Ту-134 (1963), Ту-154 (1968). Совм. с сы­ном ру­ко­во­дил соз­да­ни­ем ря­да сверх­зву­ко­вых са­мо­лё­тов, в т. ч. пер­во­го в ми­ре пас­са­жир­ско­го Ту-144 (пер­вый по­лёт 31.12.1968 вы­пол­нил Э. В. Елян). Т. вос­пи­тал плея­ду вид­ных авиац. кон­ст­рук­то­ров и учёных, воз­гла­вив­ших са­мо­лёт­ные ОКБ.

Т. – поч. чл. Ко­ро­лев­ско­го авиац. об-ва Ве­ли­ко­бри­та­нии (1970) и Амер. ин-та аэ­ро­нав­ти­ки и ас­тро­нав­ти­ки (1971). Поч. гра­ж­да­нин Па­ри­жа (1964), Нью-Йор­ка и г. Жу­ков­ский (1968). Ленин­ская пр. (1957), Гос. пр. СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), пр. им. Н. Е. Жу­ков­ско­го (1958). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1933, 1945, 1947, янв. 1949, дек. 1949, 1953, 1958, 1968), Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни (1927, 1933), Боль­шой зо­ло­той ме­да­лью ФАИ (1958), Зо­ло­той ме­да­лью Об-ва ос­но­во­по­лож­ни­ков авиа­ции Фран­ции (1971). Име­нем Т. на­зва­ны Авиац. на­уч­но-тех­нич. ком­плекс (Мо­ск­ва), Ка­зан­ский авиац. ин-т (1973, с 1992 Ка­зан­ский гос. тех­нич. ун-т), ост­ров в Об­ской гу­бе Кар­ско­го мо­ря, ули­цы, скве­ры и т. п. В 1973 уч­ре­ж­де­ны Зо­лотая ме­даль и пр. им. А. Н. Ту­по­ле­ва АН СССР; с 1994 пр. им. А. Н. Ту­по­ле­ва (РАН).