ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич [29.10(10.11).1888, сельцо Пустомазово Корчевского у. Тверской губ. – 23.12.1972, Москва], рос. авиаконструктор, акад. АН СССР (1953), ген.-полк.-инж. (1968), Герой Труда РСФСР (1926), трижды Герой Соц. Труда (1945, 1957, 1972). Отец А. А. Туполева.
В 1918 окончил МВТУ. В 1916–18 участвовал в работах первого в России авиац. расчётного бюро; конструировал первые аэродинамич. трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ; в 1918–1936 чл. коллегии и зам. нач. ин-та по опытному цельнометаллич. самолётостроению. В 1922–24 руководил работами по внедрению дуралюмина в самолётостроение; в 1924–25 создал АНТ-2 и АНТ-З – первые сов. цельнометаллич. самолёты. Использование дуралюмина в конструкции самолётов позволило Т. впервые в стране перейти от биплана к моноплану. В 1934 сконструировал многомоторный самолёт АНТ-20 «Максим Горький» (8 двигателей, полезная пл. более 100 м2, пассажировместимость до 60 чел.). С 1936 Т. – 1-й зам. нач. и гл. инженер Гл. управления авиац. пром-сти Наркомтяжпрома, одновременно возглавлял выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиац. завод № 156). В 1937 арестован, работал в закрытом КБ НКВД – ЦКБ-29 (т. н. Туполевская шарага); в июле 1941 освобождён со снятием судимости, реабилитирован в 1955.
Под рук. Т. спроектировано св. 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно; на самолётах Т. установлено 78 мировых рекордов, выполнено ок. 30 выдающихся перелётов, в т. ч. на АНТ-4 в 1929, беспосадочные перелёты в США через Сев. полюс экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25 и др. Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков (ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2) и торпедных катеров (Г-4, Г-5) конструкции Т. применялось в боевых действиях в Вел. Отеч. войне. В послевоенные годы под рук. Т. разработан ряд воен. и гражд. самолётов: первый сов. реактивный бомбардировщик Ту-12 (первый полёт в 1947), тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт Ту-16 (1952); первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104 (1955), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957), ближние и средние магистральные самолёты Ту-124 (1962), Ту-134 (1963), Ту-154 (1968). Совм. с сыном руководил созданием ряда сверхзвуковых самолётов, в т. ч. первого в мире пассажирского Ту-144 (первый полёт 31.12.1968 выполнил Э. В. Елян). Т. воспитал плеяду видных авиац. конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ.
Т. – поч. чл. Королевского авиац. об-ва Великобритании (1970) и Амер. ин-та аэронавтики и астронавтики (1971). Поч. гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и г. Жуковский (1968). Ленинская пр. (1957), Гос. пр. СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), пр. им. Н. Е. Жуковского (1958). Награждён орденами Ленина (1933, 1945, 1947, янв. 1949, дек. 1949, 1953, 1958, 1968), Трудового Красного Знамени (1927, 1933), Большой золотой медалью ФАИ (1958), Золотой медалью Об-ва основоположников авиации Франции (1971). Именем Т. названы Авиац. научно-технич. комплекс (Москва), Казанский авиац. ин-т (1973, с 1992 Казанский гос. технич. ун-т), остров в Обской губе Карского моря, улицы, скверы и т. п. В 1973 учреждены Золотая медаль и пр. им. А. Н. Туполева АН СССР; с 1994 пр. им. А. Н. Туполева (РАН).