https://i.imgur.com/jdMEKHkl.jpg
фото: wsj.com

ЛЮТЕР (Luther) Мар­тин (10.11.1483, Айс­ле­бен, граф­ст­во Ма­нс­фельд, Гер­ма­ния – 18.2.1546, там же), нем. бо­го­слов, ини­циа­тор Ре­фор­ма­ции, ос­но­во­по­лож­ник од­но­го из гл. на­прав­ле­ний в про­тес­тан­тиз­ме – лю­те­ран­ст­ва.

Из се­мьи гор­но­го мас­те­ра. По­се­щал шко­лы в Манс­фель­де, Ма­где­бур­ге, Ай­зе­на­хе. С 1501 учил­ся в ун-те Эр­фур­та, ис­пы­тал влия­ние но­ми­на­ли­сти­че­ской фи­ло­со­фии (см. Но­ми­на­лизм), идей гу­ма­низ­ма; в янв. 1505 по­лу­чил сте­пень ма­ги­ст­ра сво­бод­ных ис­кусств. Отец Л. на­стаи­вал на его юри­дич. карь­е­ре, од­на­ко, по­пав 2.7.1505 в силь­ней­шую гро­зу и по­кляв­шись, ес­ли уце­ле­ет, стать мо­на­хом, 17.7.1505 Л. всту­пил в мо­на­стырь ав­гу­стин­цев-эре­ми­тов в Эр­фур­те. В 1507 был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки. С 1508/09 пре­по­да­вал в ун-те Вит­тен­бер­га, в 1512 за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию и вско­ре по­лу­чил ка­фед­ру проф. биб­лей­ской эк­зе­ге­ти­ки. В 1510–1511 со­вер­шил пе­шее пу­те­ше­ст­вие в Рим по де­лам ор­де­на.

Раз­мыш­ляя о пу­тях спа­се­ния че­ло­ве­ка, Л. под влия­ни­ем в пер­вую оче­редь тру­дов блж. Ав­гу­сти­на ук­ре­п­лял­ся в убе­ж­де­нии, что при­ми­ре­ние греш­но­го че­ло­ве­ка с бла­гим Бо­гом (ка­то­лич. по­ни­ма­ние ис­ку­п­ле­ния) не­дос­ти­жи­мо по­сред­ст­вом бла­го­чес­ти­вых дел, они не мо­гут счи­тать­ся «за­слу­га­ми» пе­ред Бо­гом. При­ми­ре­ние че­ло­ве­ка с Бо­гом про­ис­хо­дит толь­ко че­рез ис­ку­пи­тель­ную жерт­ву Хри­ста, и, что­бы спа­стись, че­ло­век дол­жен при­нять её лич­ной ве­рой, как жерт­ву за се­бя. Этот те­зис о спа­се­нии ис­клю­чи­тель­но ве­рой (лат. sola fide), опи­раю­щий­ся на По­сла­ние к Рим­ля­нам ап. Пав­ла (1:17), лёг в ос­но­ву уче­ния Л. Ос­во­ив др.-евр. и др.-греч. язы­ки, Л. уг­лу­бил­ся в ана­лиз Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ре­зуль­та­том че­го ста­ли его «Лек­ции о Псал­ти­ри» («Psalmenvorlesung», 1513–15), «Лек­ции о По­сла­нии к Рим­ля­нам» («Römerbrief­vorlesung», 1515–16) и др.

По­сле на­ча­ла ши­ро­кой про­да­жи в Сак­со­нии ин­дуль­ген­ций Л. вы­сту­пил про­тив этой прак­ти­ки и 31.10.1517 вы­ве­сил на две­ри ц. Всех Свя­тых в Вит­тен­бер­ге «95 те­зи­сов о про­яс­не­нии дей­ст­вен­но­сти ин­дуль­ген­ций». Тем са­мым, по ака­де­мич. обы­чаю, он при­зы­вал к пуб­лич­но­му дис­пу­ту. Не­ожи­дан­но для Л. его те­зи­сы вы­зва­ли ши­ро­кий ре­зо­нанс, спро­во­ци­ро­вав пап­ско­го ле­га­та И. Тет­це­ля и ар­хи­еп. Майнц­ско­го и Ма­где­бург­ско­го Альб­рех­та, от­вет­ст­вен­ных за про­да­жу ин­дуль­ген­ций в Гер­ма­нии, об­ра­тить­ся с жа­ло­бой в Рим, а па­пу Рим­ско­го Льва Х – ини­ции­ро­вать про­цесс при­вле­че­ния Л. к от­вет­ст­вен­но­сти за ересь (ле­то 1518). Хо­тя в тот мо­мент Л. ещё не ду­мал о раз­ры­ве с Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью, его вы­сту­п­ле­ние по­ло­жи­ло на­ча­ло Ре­фор­ма­ции в Ев­ро­пе.

Кур­фюрст Сак­со­нии Фрид­рих III Муд­рый, ру­ко­во­дству­ясь соб­ств. по­ли­тич. ин­те­ре­са­ми, обес­пе­чил Л. под­держ­ку и за­щи­ту. Л. не по­ко­ле­ба­ли ни тре­бо­ва­ние па­пы от­ка­зать­ся от за­блу­ж­де­ний, пе­ре­дан­ное че­рез кар­ди­на­ла Ка­эта­на (доп­ра­ши­вал Л. в окт. 1518), ни Лейп­циг­ский дис­пут с из­вест­ным тео­ло­гом И. Эк­ком (1519), ни уг­ро­за от­лу­че­ния от Церк­ви, ес­ли он не по­ка­ет­ся в те­че­ние 60 дней (бул­ла «Exsurge Domine», 15.6.1520). Л. опуб­ли­ко­вал воз­зва­ние «К хри­сти­ан­ско­му дво­рян­ст­ву не­мец­кой на­ции: об улуч­ше­нии хри­сти­ан­ско­го по­ло­же­ния» («An den christlichen Adel deutscher Na­tion: von des christli­chen Standes Besse­rung», 1520), со­дер­жав­шее при­зыв на­чать ре­фор­му Церк­ви и про­грам­му этой ре­фор­мы. На го­род­ской пло­ща­ди Вит­тен­бер­га 10.12.1520 Л. пуб­лич­но сжёг пап­скую бул­лу и сбор­ник ка­то­лич. ка­но­ни­че­ско­го пра­ва. Пап­ской бул­лой «Decet Romanum pontificem» от 3.1.1521 Л. был от­лу­чён от Церк­ви как ере­тик.

Им­пе­ра­тор Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии Карл V, не­смот­ря на не­га­тив­ное от­но­ше­ние к уче­нию Л., дал ему воз­мож­ность разъ­яс­нить свои взгля­ды на рейхс­та­ге в Ворм­се в 1521. Там Л. из­ло­жил осн. те­зи­сы сво­их со­чи­не­ний «О до­б­рых дея­ни­ях» («Von den guten Werken»), «О ва­ви­лон­ском пле­не­нии Церк­ви» («De cap­tivitate Babylonica ecclesiae»), «О сво­бо­де хри­стиа­ни­на» («Von der Freiheit eines Christenmenschen»; все 1520) и 18.4.1521 пуб­лич­но от­ка­зал­ся от­речь­ся от сво­их взгля­дов: «На том стою и не мо­гу ина­че. Да по­мо­жет мне Бог!» Вормс­ский эдикт 26.5.1521 по­ста­вил Л. вне за­ко­на, но сак­сон­ский кур­фюрст Фрид­рих ук­рыл его в зам­ке Варт­бург. Там в те­че­ние 10 мес Л. вёл жизнь за­твор­ни­ка, ра­бо­тая над но­вы­ми пам­фле­та­ми, про­по­ве­дя­ми, а так­же над пе­ре­во­дом Но­во­го За­ве­та на нем. яз. (изд. в 1522), стре­мясь сде­лать Свя­щен­ное Пи­са­ние до­ступ­ным ши­ро­ким мас­сам (в Рим. церк­ви упот­реб­ля­лось Свя­щен­ное Пи­са­ние толь­ко на лат. язы­ке).

К 1534 Л. за­вер­шил пол­ный пе­ре­вод Биб­лии на нем. язык c др.-греч. и др.-евр. ис­точ­ни­ков. Взяв за ос­но­ву вос­точ­но-сред­не­не­мец­кий яз. сак­сон­ской кан­це­ляр­ской пись­мен­но­сти, он в то же вре­мя учи­ты­вал тра­ди­ции уст­но­го нар. твор­че­ст­ва, ре­нес­санс­ной ри­то­рич. про­зы и нем. ре­лиг. мис­ти­ки. Свои взгля­ды на ис­кус­ст­во пе­ре­во­да Свя­щен­но­го Пи­са­ния Л. из­ло­жил в «По­сла­нии о пе­ре­во­де» («Sendbrief von Dolmetschen», 1530), в ко­то­ром пред­ло­жил ори­ен­ти­ро­вать­ся на язык не учё­ных, а про­сто­лю­ди­нов, от­да­вая пред­поч­те­ние бо­го­слов­ским за­да­чам пе­ред лин­гвис­тич. со­об­ра­же­ния­ми. На книж­ном рын­ке Гер­ма­нии уже в 1519 име­лось 250 тыс. экз. со­чи­не­ний Л.; в 1523 они со­став­ля­ли бо­лее 40% всех не­мец­ко­языч­ных пуб­ли­ка­ций; пе­ре­вод Биб­лии Л. к мо­мен­ту его смер­ти вы­дер­жал св. 400 из­да­ний. Л. по пра­ву счи­та­ет­ся соз­да­те­лем совр. нем. ли­те­ра­тур­но­го язы­ка.

Про­тив во­ли кур­фюр­ста Фрид­ри­ха в мар­те 1522 Л. вер­нул­ся из Варт­бур­га в Вит­тен­берг, что­бы ос­та­но­вить ини­ции­ро­ван­ные там его по­сле­до­ва­те­лем А. Карл­штад­том ра­ди­каль­ные ре­фор­мы – унич­то­же­ние икон, от­каз от изу­че­ния бо­го­сло­вия и Биб­лии и др. Од­на­ко раз­рас­таю­щее­ся ре­фор­ма­ци­он­ное дви­же­ние, по­лу­чив­шее на­зва­ние еван­ге­ли­че­ско­го, бы­ло об­ре­че­но на даль­ней­шие рас­ко­лы. В сво­их ра­бо­тах Л. стре­мил­ся от­ме­же­вать­ся от ре­фор­ма­то­ров-спи­ри­туа­ли­стов и ана­бап­ти­стов («Про­тив про­ро­ков Цар­ст­вия Не­бес­но­го на зем­ле», 1524), вы­сту­пал про­тив ре­во­люц. тре­бо­ва­ний уча­ст­ни­ков Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524–1526 в Гер­ма­нии («Про­тив раз­бой­ни­чьих и гра­би­тель­ских ша­ек кре­сть­ян», 1525), по­ле­ми­зи­ро­вал с гу­ма­ни­ста­ми о со­от­но­ше­нии ра­зу­ма и ве­ры («О раб­ст­ве во­ли», 1525; на­пи­са­на в от­вет на трак­тат Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го «О сво­бо­де во­ли»). В 1525 Л. же­нил­ся на быв. мо­на­хи­не Ка­та­ри­не фон Бо­ра, про­де­мон­ст­ри­ро­вав от­каз ре­фор­ма­то­ров от прин­ци­па це­ли­ба­та. В этом бра­ке ро­ди­лось 6 де­тей; 11 де­тей суп­ру­ги усы­но­ви­ли.

Бли­жай­шим спод­виж­ни­ком Л. стал Ф. Ме­ланх­тон. При­вер­жен­цы Л. вво­ди­ли бо­го­слу­же­ние на нем. язы­ке, ин­спек­ти­ро­ва­ли при­хо­ды и шко­лы в герм. зем­лях, офи­ци­аль­но при­няв­ших их сто­ро­ну (Прус­сия, Сак­со­ния, Гес­сен и др.). Опа­са­ясь про­из­воль­но­го тол­ко­ва­ния сво­его уче­ния свя­щен­ни­ка­ми-ре­фор­ма­то­ра­ми, Л. за­нял­ся во­про­са­ми ре­лиг. об­ра­зо­ва­ния, од­но­вре­мен­но про­дол­жая бо­го­слов­ские изы­ска­ния. К 1529 он за­кон­чил 2 сбор­ни­ка во­про­сов и от­ве­тов о ве­ро­уче­нии: «Ма­лый ка­те­хи­зис» для за­учи­ва­ния ми­ря­на­ми наи­зусть и «Боль­шой ка­те­хи­зис» для пас­то­ров. В про­по­ве­дях Л. на­стаи­вал на ор­га­ни­за­ции дос­туп­но­го всем на­чаль­но­го обу­че­ния, в круг учеб­ных пред­ме­тов ввёл род­ной язык, ис­то­рию, ма­те­ма­ти­ку, пе­ние, до­ка­зы­вал не­об­хо­ди­мость обу­че­ния в шко­лах и де­во­чек – бу­ду­щих ма­те­рей, ко­то­рым пред­сто­ит вос­пи­ты­вать бу­ду­щих де­тей. Он так­же пред­ла­гал соз­дать ла­тин­ские шко­лы и пе­ре­стро­ить ра­бо­ту ун-тов в ду­хе сво­его уче­ния.

Пе­ред ли­цом тур. аг­рес­сии в Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость кон­со­ли­да­ции по­ли­тич. сил. Им­пер­ские вла­сти по­тре­бо­ва­ли со­ста­вить до­ку­мент, ко­то­рый со­дер­жал бы нор­му лю­те­ран­ской ве­ры, по­зво­ляю­щую чи­нов­ни­кам от­ли­чить лю­те­ран от бо­лее ра­ди­каль­ных ре­фор­ма­то­ров. На рейхс­та­ге в Аугс­бур­ге 25.6.1530 та­кой до­ку­мент – Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние – пред­ста­вил Ф. Ме­ланх­тон. Опа­са­ясь ехать в Аугс­бург че­рез ка­то­лич. Ба­ва­рию, Л. из по­гра­нич­ной кре­по­сти Ко­бург вёл ожив­лён­ную пе­ре­пис­ку с Ме­лан­хто­ном; в ней он одоб­рил Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние, ко­то­рое с тех пор яв­ля­ет­ся осн. ве­ро­ис­по­вед­ным до­ку­мен­том лю­те­ран­ских церк­вей. В 1537 в свя­зи с ещё од­ной по­пыт­кой при­ми­ре­ния с ка­то­ли­ка­ми Л. со­ста­вил Шмаль­каль­ден­ские ар­ти­ку­лы, в ко­то­рых про­вёл раз­ли­чие ме­ж­ду те­ми ве­ро­учи­тель­ны­ми по­ло­же­ния­ми, на ко­то­рых лю­те­ра­не на­стаи­ва­ли ка­те­го­ри­че­ски, и те­ми, по ко­то­рым он счи­тал воз­мож­ным дос­ти­же­ние ком­про­мис­са.

Ос­та­ва­ясь фор­маль­но все­го лишь про­фес­со­ром и при­ход­ским свя­щен­ни­ком, Л. фак­ти­че­ски стал важ­ной по­ли­тич. фи­гу­рой. Объ­я­вив, что вы­бор­ный ин­сти­тут имп. вла­сти не от­ме­ня­ет юрис­дик­ции герм. кня­зей в их вла­де­ни­ях, он со­дей­ст­во­вал фор­ми­ро­ва­нию в 1531 Шмаль­каль­ден­ско­го сою­за, объ­е­ди­нив­ше­го сим­па­ти­зи­ро­вав­шие цер­ков­ной ре­фор­ме со­сло­вия (см. в ст. Шмаль­каль­ден­ские вой­ны).

В янв. 1546 Л. от­пра­вил­ся в Айс­ле­бен, что­бы вы­сту­пить по­сред­ни­ком в спо­ре гра­фов Манс­фельд­ских; скон­чал­ся там от сер­деч­ной не­дос­та­точ­но­сти. По­хо­ро­нен в ц. Всех Свя­тых в Вит­тен­бер­ге.

Ут­вер­ждая оп­рав­да­ние че­ло­ве­ка ис­клю­чи­тель­но его ве­рой, тео­ло­гия Л. от­ка­зы­ва­ет, т. о., Церк­ви и её ин­сти­ту­там в по­сред­ни­че­ст­ве ме­ж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком – от­ри­ца­ет не­об­хо­ди­мость ру­ко­по­ло­жен­но­го свя­щен­ст­ва, мо­на­шест­во, ка­но­нич. пра­во. Л. по­ста­вил Свя­щен­ное Пи­са­ние («Сло­во Бо­жие») вы­ше ав­то­ри­те­та цер­ков­ных ин­сти­ту­тов, их пред­пи­са­ний и свя­зан­ных с ни­ми тра­ди­ций. Фак­ти­че­ски это оз­на­ча­ло про­ти­во­пос­тав­ле­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния Свя­щен­но­му Пре­да­нию. Осн. эле­мен­ты уче­ния Л. опи­сы­ва­ют­ся фор­му­лой: спа­се­ние «толь­ко Хри­стом, толь­ко ве­рою, толь­ко бла­го­да­тью Гос­под­ней, толь­ко Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем». Из 7 цер­ков­ных та­инств Л. счи­тал обос­но­ван­ны­ми че­рез Свя­щен­ное Пи­са­ние лишь кре­ще­ние и Ев­ха­ри­стию, в ран­них ра­бо­тах – так­же по­кая­ние. В трак­тов­ке Ев­ха­ри­стии Л. от­верг уче­ние, при­зна­вае­мое как в ка­то­ли­циз­ме, так и в пра­во­сла­вии, о пре­су­ще­ст­вле­нии хле­ба и ви­на в Те­ло и Кровь Хри­ста. По мне­нию Л., ос­вя­щён­ный хлеб, ста­но­вясь Те­лом Хри­сто­вым, не пе­ре­ста­ёт быть хле­бом, а ви­но, ста­но­вясь Кро­вью, – ви­ном. При этом в хо­де Мар­бург­ских де­ба­тов с У. Цвинг­ли (окт. 1529) он ка­те­го­ри­че­ски на­стаи­вал на ре­аль­ном, а не толь­ко сим­во­лич. при­сут­ст­вии в хле­бе и ви­не Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых. В от­ли­чие от Ж. Каль­ви­на, Л. счи­тал это ре­аль­ное при­сут­ст­вие не толь­ко ду­хов­ным, но и ма­те­ри­аль­ным. По мне­нию Л., Те­ло и Кровь Хри­сто­вы со­еди­ня­ют­ся с хле­бом и ви­ном по­доб­но со­еди­не­нию Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской при­род во Хри­сте. Л. от­верг уче­ние ка­то­лич. Церк­ви о чи­сти­ли­ще.

Уче­ние Л. о двух цар­ст­вах – зем­ном и не­бес­ном – по­зво­ли­ло свет­ской вла­сти в стра­нах, где по­бе­ди­ла лю­те­ран­ская Ре­фор­ма­ция (пре­ж­де все­го в Скан­ди­на­вии), рас­смат­ри­вать се­бя как ус­та­нов­лен­но­го от Бо­га га­ран­та внеш­не­го ми­ро­по­ряд­ка, что при­ве­ло к ус­та­нов­ле­нию кон­тро­ля го­су­дар­ст­ва над Цер­ко­вью.

По­ми­мо пе­ре­во­да Биб­лии, мно­го­числ. бо­го­слов­ских трак­та­тов, по­ле­мич. со­чи­не­ний, про­по­ве­дей пе­ру Л. при­над­ле­жат шпру­хи, ре­лиг. ли­ри­ка, об­ра­бот­ки ба­сен Эзо­па в ду­хе ре­лиг. ди­дак­ти­ки: «Раз­лич­ные бас­ни Эзо­па, пе­ре­ве­дён­ные на не­мец­кий язык» (1530, изд. в 1557). По­эзию Л. от­ли­ча­ет ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние мо­ти­вов нар. пе­сен­ной ли­ри­ки. Дея­тель­ность Л. со­дей­ст­во­ва­ла рас­про­стра­не­нию еди­но­го нем. нац. язы­ка и фор­ми­ро­ва­нию нац. соз­на­ния, обо­га­ти­ла нем. сло­вес­ность но­вы­ми ху­дож. фор­ма­ми, ока­за­ла ог­ром­ное воз­дей­ст­вие на по­сле­дую­щую нем. лит-ру, осо­бен­но 18 в. (Ф. Г. Клоп­шток, Г. Э. Лес­синг, И. В. Гё­те).

Л. хо­ро­шо знал ис­то­рию и тео­рию му­зы­ки; его лю­би­мы­ми ком­по­зи­то­ра­ми бы­ли Жос­кен Деп­ре и Зенфль. В сво­их тру­дах и пись­мах он ци­ти­ро­вал ср.-век. и ре­нес­санс­ные трак­та­ты о му­зы­ке (Й. Тинк­то­ри­са поч­ти до­слов­но). В пре­ди­сло­вии к сбор­ни­ку мо­те­тов раз­ных ком­по­зи­то­ров «При­ят­ные со­зву­чия... для 4 го­ло­сов», вы­пу­щен­но­му в 1538 нем. из­да­те­лем Г. Рау (позд­нее этот текст по­лу­чил из­вест­ность под назв. «По­хва­ла му­зы­ке»), Л. дал во­стор­жен­ную оцен­ку ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­нич. му­зы­ке с ос­но­вой на кан­тус фир­мус (кто не­спо­со­бен оце­нить бо­жест­вен­ную кра­со­ту та­кой изы­скан­ной по­ли­фо­нии, «тот не­до­сто­ин на­зы­вать­ся че­ло­ве­ком, и пусть слу­ша­ет, как кри­чит ишак и хрю­ка­ет сви­нья»). Л. на­пи­сал пре­ди­сло­вие в сти­хах «Frau Musica» к не­боль­шой поэ­ме «Хва­ла и сла­ва до­сто­хваль­но­му ис­кус­ст­ву му­зы­ки» («Lob und Preis der löblichen Kunst Musica», изд. в 1538) И. Валь­те­ра (1496–1570), а так­же пре­ди­сло­вия к пе­сен­ни­кам раз­ных из­да­те­лей (1524, 1528, 1542, 1545), где из­ла­гал свои взгля­ды на му­зы­ку как ис­клю­чи­тель­но важ­ную со­став­ляю­щую об­но­влён­но­го куль­та. В рам­ках бо­го­слу­жеб­ной ре­фор­мы ввёл об­щин­ное пе­ние стро­фич. «ду­хов­ных пе­сен» (gey­s­tliche lieder) на нем. яз., позд­нее обоб­щён­но наз­ван­ных про­те­стант­ским хо­ра­лом. Пред­по­ло­жи­тель­но с 1523 участ­во­вал в со­став­ле­нии но­во­го пе­сен­но­го оби­хо­да, сам со­чи­нял сти­хи (ча­ще пе­ресо­чи­нял цер­ков­ные лат. и свет­ские про­то­ти­пы) и под­би­рал к ним «бла­го­при­стой­ные» ме­ло­дии – ав­тор­ские и ано­ним­ные, в т. ч. из оби­хо­да Римско-ка­то­лич. церк­ви (см. в ст. Кон­тра­фак­ту­ра). В пре­ди­сло­вии к сбор­ни­ку зау­по­кой­ных пе­сен (1542) он пи­сал: «Мы ради доб­ро­го при­ме­ра ото­бра­ли кра­си­вые ме­ло­дии и пес­ни, ис­поль­зо­вав­шие­ся при пап­ст­ве для все­нощ­ных бде­ний, за­упо­кой­ных месс и по­гре­бе­ний... и на­печа­та­ли не­ко­то­рые из них в этой кни­жи­це... но снаб­ди­ли их дру­ги­ми тек­ста­ми, что­бы во­спе­вать ар­ти­кул о вос­кре­се­нии, а не чи­сти­ли­ще с его му­ка­ми и удо­вле­тво­ре­ни­ем за гре­хи, в ко­то­ром умер­шие не мо­гут по­чить и най­ти ус­по­кое­ние. Са­ми пе­сно­пе­ния и но­ты [ка­то­ли­ков] до­ро­го­го сто­ят, и бы­ло бы жаль, ес­ли бы всё это про­па­ло вту­не. Од­на­ко не­хри­сти­ан­ские и не­су­раз­ные тек­сты или сло­ва долж­ны уй­ти прочь». Воп­рос о том, на­сколь­ко ве­лик пер­со­наль­ный вклад Л. в про­те­стант­скую церк­овную му­зы­ку, на про­тя­же­нии ве­ков не­од­но­крат­но пе­ре­смат­ри­вал­ся и ос­тал­ся ди­скус­си­он­ным. Не­ко­то­рые ду­хов­ные пес­ни, на­пи­сан­ные Л. при ак­тив­ном уча­стии И. Валь­те­ра, вош­ли в сбор­ник мно­го­го­лос­ных об­ра­бо­ток «Кни­жеч­ка ду­хов­ных пес­но­пе­ний» (1524), а так­же в бо­лее ран­ние сбор­ни­ки од­но­го­лос­ных пе­сен про­те­стан­тов, из­дан­ные в 1524 в Нюрн­бер­ге («Achtliederbuch») и Эр­фур­те («Erfur­ter Enchiridion»). Из пе­сен, со­чи­нён­ных са­мим Л., бо­лее все­го из­вест­ны «Ein’ feste Burg ist unser Gott» («Гос­подь наш – оп­лот», меж­ду 1527 и 1529) и «Von Himmel hoch, da komm ich her» («Схо­жу с вы­сот не­бес­ных я»; в 1535 Л. на­пи­сал сти­хи на шпиль­ман­скую ме­ло­дию «Ich komm’ aus fremden Landen her», в 1539 со­чи­нил собств. ме­ло­дию). Все­го ему при­пи­сы­ва­ет­ся ок. 30 ду­хов­ных пе­сен. Стре­мясь к про­сто­те и до­ступ­но­сти бо­го­слу­же­ния, Л. ус­та­но­вил но­вое об­щин­ное пе­ние стро­го диа­то­ни­чес­ким, с ми­ним. рас­пе­вом (ис­поль­зо­вал пре­им. сил­ла­би­ку) – в про­ти­во­вес гри­го­ри­ан­ско­му хо­ра­лу, в ко­то­ром мно­го пыш­ной ме­лиз­ма­ти­ки, тре­бую­щей про­фес­сио­на­лиз­ма пев­чих. Мес­са и служ­бы оф­фи­ция (преж­де все­го ве­чер­ня с маг­ни­фи­ка­том), уна­сле­до­ван­ные от ка­то­ли­ков, рас­пе­ва­лись как на стан­дарт­ные лат. тек­сты, так и по-не­мец­ки. При этом за­упо­кой­ную мес­су и др. пыш­ные ри­туа­лы, ко­то­рые прак­ти­ко­ва­лись ка­то­ли­ка­ми в бо­го­слу­же­нии по умер­шим, Л. упразд­нил. Для по­ни­ма­ния бо­го­слу­жеб­ной ре­фор­мы Л. наи­бо­лее важ­ны его тру­ды «Фор­му­ла мес­сы» («Formula missae», 1523) и «Не­мец­кая мес­са» («Deutsche Messe», 1525–26). В них да­ны 2 ли­тур­гич. фор­мы (на лат. и нем. язы­ках), ко­то­рые не бы­ли взаи­мо­ис­клю­чаю­щи­ми: лат. пе­сно­пе­ния мог­ли сов­ме­щать­ся с нем. пес­ня­ми внут­ри од­ной служ­бы. Бо­го­слу­же­ние пол­но­стью на нем. яз. прак­ти­ко­ва­лось в не­боль­ших го­ро­дах и де­рев­нях. В круп­ных го­ро­дах, рас­по­ла­гав­ших лат. шко­ла­ми и ун-та­ми, ма­ка­ро­ни­чес­кая про­те­стант­ская мес­са бы­ла нор­мой. Л. не воз­ра­жал про­тив ис­поль­зо­ва­ния в церк­ви муз. ин­стру­мен­тов, в осо­бен­но­сти ор­га­на.