ШИЛЛЕР (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.9.1759, Марбах-ам-Неккар, близ Штутгарта – 9.5.1805, Веймар), нем. поэт, драматург, теоретик искусства. Один из основоположников нем. лит-ры Нового времени.
Сын полкового хирурга, состоявшего на службе у вюртембергского герцога. Воспитывался в атмосфере религ. пиетизма; в 1772 по окончании школы собирался продолжить теологич. образование, однако в 1773 по приказу герцога зачислен в закрытую воен. школу в Штутгарте. Первые лит. опыты Ш. пришлись на 1776–77: ода «Завоеватель» («Der Eroberer», подражание Ф. Г. Клопштоку), драма «Козимо Медичи» («Kosmus von Medici»), стих. «Вечер» («Der Abend») и др. В 1776 начал работу над драмой «Разбойники» («Die Räuber», изд. анонимно в 1781; пост. в театре Мангейма в 1782), отмеченной бунтарским пафосом. Раннее творчество Ш. – в русле худож. принципов «Бури и натиска»; его отличают масштабность затрагиваемых проблем, социальная и филос. тематика, размышления о предназначении поэта (согласно Ш., оно заключается в том, чтобы помочь человеку осознать свою божественную природу). Закончив обучение в 1780, Ш. получил место полкового фельдшера в Штутгарте, в 1782 за самовольную отлучку из полка (в Мангейм на постановку драмы «Разбойники») подвергнут аресту с запретом писать худож. произведения; бежал из владений герцога в Пфальц. В сер. 1780-х гг. обратился к сочинению историч. драм, сюжеты которых перекликались с совр. ему нем. действительностью: «Заговор Фиеско в Генуе. Республиканская трагедия» («Die Verschwörung des Fiesco zu Genua. Ein Republikanisches Trauerspiel», 1783), «Дон Карлос» («Don Carlos», 1783–87), а также «Коварство и любовь» («Kabale und Liebe», 1784), направленная против сословных привилегий, самоуправства аристократии и социальной пассивности нем. бюргерства. В 1785 Ш. по приглашению писателя Х. Г. Кёрнера переехал в Лейпциг, затем в Дрезден. Ранний – «штюрмерский» – период творчества Ш. завершают лирич. стихи, в т. ч. написанная для дрезденской масонской ложи ода «К радости» («An die Freude», 1786, рус. пер. 1843; неоднократно положена на музыку, в т. ч. в 1823 Л. ван Бетховеном; офиц. гимн Совета Европы с 1972; с 1993 – гимн Европейского союза), эссе «Философские письма» («Philosophische Briefe», 1786), роман «Духовидец» («Der Geisterseher», 1787; не окончен).
В 1787 Ш. перебрался в Веймар, куда его пригласил К. М. Виланд для сотрудничества в лит. ж. «Der Deutsche Merkur»; обратился к углублённому изучению истории, философии, этики и эстетики, в 1788 выпустил кн. «История отпадения соединённых Нидерландов от испанского владычества» («Geschichte des Abfalls der Vereinigten Nederlanden von der Spanischen Regierung»). В 1789 Ш. при содействии И. В. Гёте занял должность экстраординарного проф. истории Йенского ун-та. В 1790-е гг. под влиянием неоплатонизма, идей И. Канта и Г. В. Лейбница создал эстетич. труды «О трагическом искусстве» («Über die tragische Kunst», 1792), «О грации и достоинстве» («Über Anmut und Würde», 1793), «О патетическом» («Über das Pathetische», 1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» («Über die ästhetische Erziehung des Menschen», 1795), «О возвышенном» («Über das Erhabene», 1795) и др. Высказанные в них идеи нашли отражение в поэмах «Боги Греции» («Die Götter Griechenlandes», 1788), «Наступление нового века» («Der Antritt des neuen Jahrhunderts», 1801) и др. В 1795–97 гл. редактор ж. «Die Horen»; в 1796–1800 издавал поэтич. ежегодник «Musen-Almanach».
Период пребывания в Веймаре (1787–1805), где в это время жил Гёте, стал одним из самых важных этапов творч. биографии Ш., а также эпохой в развитии нем. лит-ры, получившей назв. веймарский классицизм. В 1797 увидела свет совместная статья Ш. и Гёте «Об эпической и драматической поэзии» («Über die epische und dramatische Dichtung»), в том же году появился цикл эпиграмм Ш. «Ксении» («Xenien»), направленный против подражательного просветительства в лит-ре, а также (в состязании с Гёте) созданы баллады «Перчатка» («Der Handschuh»), «Поликратов перстень» («Der Ring des Polykrates»), «Ивиковы журавли» («Die Kraniche des Ibykus»), сочетающие лиро-эпич. повествование в духе фольклорной сказочности с драматически напряжённым сюжетом. В 1799 стал вместе с Гёте основателем Веймарского театра. Особенность зрелой драматургии Ш. – филос. осмысление переломных историч. эпох, которые рассматриваются в контексте социально-политич. и этико-психологич. проблем современности; её гл. тема – столкновение человека с косным миром, неразрешимые противоречия между обществ. долгом и личным чувством: трилогия «Валленштейн» («Wallenstein», 1800, посвящена эпохе Тридцатилетней войны 1618–48), трагедия «Мария Стюарт» («Maria Stuart», 1801, о политич. событиях в Англии 16 в.), трагедия «Орлеанская дева» («Die Jungfrau von Orleans», 1801). В лирич. трагедии с хором «Мессинская невеста» («Die Braut von Messina», 1803) Ш. обратился к традициям античной трагедии рока; размышлениями о пределах личной свободы пронизана драма «Вильгельм Телль» («Wilhelm Tell», 1804). В 1805 работал над трагедией «Димитрий» («Demetrius») из рус. истории, посвящённой проблеме историч. ответственности личности, наделённой властью.
Характер мысли Ш. определён прежде всего традициями просветительского морализма – англ. моральной философии 18 в., а также нем. «популярной философии». Как моралисту Ш. присуще противопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане он воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей-моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии сущего (как у А. Шефтсбери), то для Ш. противоречивость мира – трагич. судьба. Сближение с кругом представлений Гёте в сер. 1790-х гг. было обусловлено тяготением Ш. к идеалу гармонич. цельности, переживание которой у Гёте было столь же первичным, как у Ш. представление о расколе действительности: в отличие от Гёте, целостность у Ш. всегда остаётся равновесием динамич. борьбы враждебных сил. В своих филос. сочинениях Ш. стремился к преодолению противоположностей: не противоречие между долгом и склонностью является сущностью человека, как, напр., у Канта, а их согласие в обретшей гармонию «прекрасной душе», что должно быть достигнуто эстетич. воспитанием. Придавая динамич. характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Ш. говорит о влечении к материи (чувственном влечении) и влечении к форме. Итог этих противоположно направленных устремлений – влечение к игре, которое, соединяя оба влечения, физически и морально освобождает человека. Если предметом чувственного влечения является жизнь, в самом широком смысле, а предметом влечения к форме – образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т. е. красота. Игра – одно из центр. понятий Ш.: это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетич. реальность») и творит самого себя как всестороннюю гармонич. личность. В игре Ш. надеется восстановить внутр. целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть противоречие между реальным и должным в человеческой жизни. В философии культуры, развитой в ст. «О наивной и сентиментальной поэзии» («Über naive und sentimentalische Dichtung», 1795–96), характерно переплетение историч. и типологич. планов анализа разл. типов культуры. В историч. плане «наивное» – синоним нерефлектированного единства человека с природой, в типологич. плане «наивное» и «сентиментальное» – возможные типы худож. творчества вообще. «Наивный» поэт есть сама природа, «сентиментальный» – стремится к природе, и его поэзия идеальна. Здесь Ш. выступает как предшественник типологич. построений в эстетике йенского романтизма (антитеза «классического» и «романтического» – у Ф. Шлегеля, А. Шлегеля, Ф. В. Шеллинга, а также у Г. В. Ф. Гегеля). Творчество Ш. оказало значит. влияние на эволюцию зап. лит-ры, в т. ч. представителей «Молодой Германии», К. Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, Б. Шоу, Б. Брехта и др.
В России Ш. стал известен уже в 1790-е гг.; его произведения переводили Н. М. Карамзин, H. И. Гнедич, Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет и др.