ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя и отчество Виктор Владимирович) [28.10(9.11). 1885, с. Тундутово, по др. сведениям, с. Малые Дербеты Астраханской губ. – 28.6.1922, дер. Санталово Новгородской губ.; перезахоронен в 1960 в Москве], рус. писатель. Родился в семье учёного-орнитолога. В 1903 поступил на физико-математич. ф-т Казанского ун-та, в 1908–11 учился в С.-Петерб. ун-те (не окончил). Вёл скитальческий образ жизни; жил в С.-Петербурге, Москве, Харькове, Баку, Астрахани; в 1916 служил в армии в Царицыне; в 1919 работал в РОСТА, в 1921 с Красной Армией побывал в Персии.
Дебютировал как поэт в 1908. Один из основателей рус. футуризма; стал идеологом наиболее ранней и самой радикальной группы «будетлян» (слово Х.) «Гилея»; в 1912 познакомился с В. В. Маяковским. Первая книга – брошюра «Учитель и ученик» (Херсон, 1912), отразившая увлечение Х. числами и поисками «законов времени», в которой было предсказано «падение государства» в 1917; в 1913 вышел первый поэтич. сб. «Ряв!». Ранним произведениям присущи антииндустриальный пафос (поэма «Журавль», 1910), обращение к мотивам слав. фольклора – поэмы «Лесная дева» (1911), «И и Э», «Шаман и Венера» (обе 1912) и др., где воссоздана «первобытная» славяно-языческая утопия. С самого начала творчество Х. отмечено интересом к словотворчеству: «Заклятие смехом» («О, рассмейтесь смехачи…», 1910), «Кузнечик» («Крылышкуя золотописьмом…»), «Бобэоби пелись губы…» (оба 1912) и др. В дальнейшем языковые эксперименты приводят Х. к идее создания поэтич. языка, основанного на соответствии отд. звуков определённым значениям, – т. н. звёздного языка, или зауми, который как «грядущий язык в зародыше» мог бы соединить людей, в то время как «умные языки» их разъединяют (программная ст. «Наша основа», 1919). В утопич. картине мира Х. человечество делилось на «изобретателей» («творян») и «приобретателей», а ведущая роль отдавалась поэту – тайновидцу и пророку, верховному представителю «творян». Идеи мессианской роли поэта и жизнестроительного иск-ва преломились в проекте создания об-ва Председателей земного шара, в которое, по мысли Х., должны были войти 317 поэтов и др. деятелей культуры; сам он был «коронован» как Председатель земного шара в 1920 в Харькове по инициативе С. А. Есенина.
Поиски в области поэтич. языка, интерес к мифологии, истории, математике нашли отражение в «сверхповести» «Зангези» (1922); незадолго до смерти Х. подготовлены к печати три части историко-математич. исследований «Доски судьбы» (опубл. в 1922–23, посм.). Автор поэм «Война в мышеловке» (1915–1919, полн. изд. – 1928), «Ладомир» (1920), «Ночь в окопе», «Ночь перед Советами» (обе 1921); пьесы «Маркиза Дэзес» (1910), прозаич. соч. «Ка» (1916) и др.; большинство произведений Х. опубликовано посмертно.
Идеи Х., его смелые фонетические, лексич. и синтаксич. эксперименты, разработка интонационного стиха, новаторство в области рифмы, ассоциативность и зашифрованность образов, обращение к приёму реализации метафоры, к поэтике лубка и раёшника оказали значит. воздействие на дальнейшее развитие отеч. поэзии; среди испытавших его влияние – Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, О. Э. Мандельштам, М. И. Цветаева, Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н. С. Тихонов, позднее – Г. Н. Айги.