https://i.imgur.com/wqStJ2ul.jpg
фото: prosodia.ru

ХЛЕБНИКОВ Ве­ли­мир (наст. имя и от­че­ст­во Вик­тор Вла­ди­ми­ро­вич) [28.10(9.11). 1885, с. Тун­ду­то­во, по др. све­де­ни­ям, с. Ма­лые Дер­бе­ты Ас­т­ра­хан­ской губ. – 28.6.1922, дер. Сан­та­ло­во Нов­го­род­ской губ.; пе­ре­за­хо­ро­нен в 1960 в Мо­ск­ве], рус. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье учё­но­го-ор­ни­то­ло­га. В 1903 по­сту­пил на фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ф-т Ка­зан­ско­го ун-та, в 1908–11 учил­ся в С.-Пе­терб. ун-те (не окон­чил). Вёл ски­таль­че­ский об­раз жиз­ни; жил в С.-Пе­тер­бур­ге, Мо­ск­ве, Харь­ко­ве, Ба­ку, Ас­т­ра­ха­ни; в 1916 слу­жил в ар­мии в Ца­ри­цы­не; в 1919 ра­бо­тал в РОСТА, в 1921 с Крас­ной Ар­ми­ей по­бы­вал в Пер­сии.

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1908. Один из ос­но­ва­те­лей рус. фу­ту­риз­ма; стал идео­ло­гом наи­бо­лее ран­ней и са­мой ра­ди­каль­ной груп­пы «бу­дет­лян» (сло­во Х.) «Ги­лея»; в 1912 по­зна­ко­мил­ся с В. В. Мая­ков­ским. Пер­вая кни­га – бро­шю­ра «Учи­тель и уче­ник» (Хер­сон, 1912), от­ра­зив­шая ув­ле­че­ние Х. чис­ла­ми и по­ис­ка­ми «за­ко­нов вре­ме­ни», в ко­то­рой бы­ло пред­ска­за­но «па­де­ние го­су­дар­ст­ва» в 1917; в 1913 вы­шел пер­вый по­этич. сб. «Ряв!». Ран­ним про­из­ве­де­ни­ям при­су­щи ан­ти­ин­ду­ст­ри­аль­ный па­фос (по­эма «Жу­равль», 1910), об­ра­ще­ние к мо­ти­вам слав. фольк­ло­ра – по­эмы «Лес­ная де­ва» (1911), «И и Э», «Ша­ман и Ве­не­ра» (обе 1912) и др., где вос­соз­да­на «пер­во­быт­ная» сла­вя­но-языче­ская уто­пия. С са­мо­го на­ча­ла твор­че­ст­во Х. от­ме­че­но интересом к сло­во­твор­че­ст­ву: «За­кля­тие сме­хом» («О, рас­смей­тесь сме­ха­чи…», 1910), «Куз­не­чик» («Кры­лыш­куя зо­ло­то­пись­мом…»), «Бо­бэо­би пе­лись гу­бы…» (оба 1912) и др. В даль­ней­шем язы­ко­вые экс­пе­ри­мен­ты при­во­дят Х. к идее соз­да­ния по­этич. язы­ка, ос­но­ван­но­го на со­от­вет­ст­вии отд. зву­ков оп­ре­де­лён­ным зна­че­ни­ям, – т. н. звёзд­но­го язы­ка, или за­уми, ко­то­рый как «гря­ду­щий язык в за­ро­ды­ше» мог бы со­еди­нить лю­дей, в то вре­мя как «ум­ные язы­ки» их разъ­е­ди­ня­ют (про­грамм­ная ст. «На­ша ос­но­ва», 1919). В уто­пич. кар­ти­не ми­ра Х. человечество делилось на «изо­бре­та­те­лей» («тво­рян») и «при­об­ре­та­те­лей», а ве­ду­щая роль от­да­ва­лась по­эту – тай­но­вид­цу и про­ро­ку, вер­хов­но­му пред­ста­ви­те­лю «тво­рян». Идеи мес­си­ан­ской ро­ли по­эта и жиз­не­строи­тель­но­го иск-ва пре­ло­ми­лись в про­ек­те со­зда­ния об-ва Пред­се­да­те­лей зем­но­го ша­ра, в ко­то­рое, по мыс­ли Х., долж­ны бы­ли вой­ти 317 по­этов и др. дея­те­лей куль­ту­ры; сам он был «ко­ро­но­ван» как Пред­се­да­тель зем­но­го ша­ра в 1920 в Харь­ко­ве по ини­циа­ти­ве С. А. Есе­ни­на.

По­ис­ки в об­лас­ти по­этич. язы­ка, ин­те­рес к ми­фо­ло­гии, ис­то­рии, ма­те­ма­ти­ке на­шли от­ра­же­ние в «сверх­по­вес­ти» «Зан­ге­зи» (1922); не­за­дол­го до смер­ти Х. под­го­тов­ле­ны к пе­ча­ти три час­ти ис­то­ри­ко-ма­те­ма­тич. ис­сле­до­ва­ний «Дос­ки судь­бы» (опубл. в 1922–23, посм.). Ав­тор по­эм «Вой­на в мы­ше­лов­ке» (1915–1919, полн. изд. – 1928), «Ла­до­мир» (1920), «Ночь в око­пе», «Ночь пе­ред Со­ве­та­ми» (обе 1921); пье­сы «Мар­ки­за Дэ­зес» (1910), про­за­ич. соч. «Ка» (1916) и др.; боль­шин­ст­во про­из­ве­де­ний Х. опуб­ли­ко­ва­но по­смерт­но.

Идеи Х., его сме­лые фо­не­ти­че­ские, лек­сич. и син­так­сич. экс­пе­ри­мен­ты, раз­ра­бот­ка ин­то­на­ци­он­но­го сти­ха, но­ва­тор­ст­во в об­лас­ти риф­мы, ас­со­циа­тив­ность и за­шиф­ро­ван­ность об­ра­зов, об­ра­ще­ние к приё­му реа­ли­за­ции ме­та­фо­ры, к по­эти­ке луб­ка и ра­ёш­ни­ка ока­за­ли зна­чит. воз­дей­ст­вие на даль­ней­шее раз­ви­тие отеч. по­эзии; сре­ди ис­пы­тав­ших его влия­ние – Н. Н. Асе­ев, Б. Л. Пас­тер­нак, Н. А. За­бо­лоц­кий, О. Э. Ман­дель­штам, М. И. Цве­тае­ва, Д. И. Хармс, А. И. Вве­ден­ский, Н. С. Ти­хо­нов, позд­нее – Г. Н. Ай­ги.