https://i.imgur.com/EW6CImyl.jpg
фото: newstes.ru

Эмиль Владимирович Лотяну (молд. Emil Loteanu). Родился 6 ноября 1936 года в селе Клокушна, Бессарабия, Королевство Румыния. Умер 18 апреля 2003 года в Москве. Молдавский, советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист РСФСР.

Первый супруг актрисы Галины Беляевой.

«Красные поляны», «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь» — эти фильмы и сегодня не теряют популярности, а в 70-е годы они были хитами проката в СССР и украшением программ международных кинофестивалей. Поэт-романтик Эмиль Лотяну ворвался в многонациональный советский кинематограф и яркими красками написал экранный портрет своей родины — Молдавии.

Судьба Эмиля Лотяну полна нетривиальных поворотов. Родился он в буковинском селе Секуряны, а рос в молдавском местечке Клокушна. В Эмиле слились украинская, молдавская, русская и польская кровь. Дед мальчика владел мельницей, семья считалась довольно зажиточной. Когда территорию, на которой жили Лотоцкие (так тогда выглядела фамилия предков режиссера) присоединили к СССР, мельница была национализирована, семье грозило раскулачивание с последующими репрессиями. Лотоцкие перебрались в Румынию и назвались на местный манер Лотяну. Отец Эмиля умер, когда мальчику было 12 лет, дальше их с младшим братом поднимала одна мать, учительница румынского языка и литературы Татьяна Лотяну.

Эмиль рано начал писать стихи и увлекся кинематографом. Поступал на актерский факультет в Бухаресте, но безуспешно. Тогда юноша отправился обратно в СССР, в столицу советской Молдавии Кишинев, работал в газетах, писал и публиковал стихи. В 1953-м он поехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. Красивому и темпераментному парню при приеме простили даже то, что русским языком он владел довольно плохо. На актерском факультете он проучился всего два года, потом поступил на режиссерский факультет ВГИКа. После окончания вуза вернулся в Кишинев и начал работать на студии «Молдова-фильм». Там были сняты первые фильмы Лотяну, принесшие молодому режиссеру признание: революционная сага «Ждите нас на рассвете», поэтичная история о первой любви «Красные поляны» (в этой картине дебютировала 18-летняя Светлана Тома), кинопоэма о бродячих музыкантах «Лаутары». «Он сочинял пышный и беспечный праздник избыточной визуальности, каковой был сам себе закон и сам себе смысл», — пишет об особенностях режиссуры Лотяну киновед Александр Шпагин («Новейшая история отечественного кино»). Действительно, Лотяну стал яркой звездой поэтического кинематографа, переживавшего в те годы расцвет. И как это случалось с перспективными «национальными кадрами», его переманили с республиканской студии на главную советскую — «Мосфильм».

Больше десяти лет Эмиль Лотяну жил и работал в Москве. Здесь были сняты его важнейшие фильмы: вольная экранизация ранних рассказов Горького «Табор уходит в небо», фильм по мотивам повести Чехова «Драма на охоте» «Мой ласковый и нежный зверь», пятисерийный байопик «Анна Павлова». Этот режиссер открыл для советского кино прекрасных актрис Светлану Тома и Галину Беляеву, а также композитора Евгения Догу.

В 1986 году Эмиль Лотяну вернулся в Кишинев, возглавил Союз кинематографистов Молдовы, преподавал в кишиневском Институте искусств, снял фильм «Лучафэрул» по поэме молдавского классика Михая Эминеску. «Новые времена с их новыми песнями и новыми токами для Эмиля Лотяну оказались губительны, — считает киновед Александр Шпагин. — Об этом его «Скорлупа»: безжалостный город разрушал хрупкий парадиз квартальчика, населенного веселыми бомжами, наивными поэтами и прекраснодушными художниками». Картина «Скорлупа» была сделана в 1993 году и стала последним фильмом мастера. В последние годы он вновь жил в Москве, работал над сценарием фильма «Яр» про знаменитый московский ресторан, где в первые годы XX века бывали все знаменитые люди эпохи. Долго не находилось средств на постановку, режиссер переживал, это подтачивало его здоровье. Эмиль Лотяну скончался 18 апреля 2003 года. В его фильмографии не так много фильмов, как могло бы быть. Зато большинство из них продолжают жить через много лет после того, как отгремели премьерные и фестивальные фанфары.