https://i.imgur.com/UrKbtgbl.jpg
фото: ekzeget.ru

САКС (Sachs) Ганс (5.11.1494, Нюрн­берг – 19.1.1576, там же), нем. по­эт, мей­стер­зин­гер.

Ро­дил­ся в се­мье порт­но­го. По­сещал лат. шко­лу; обу­чал­ся са­пож­но­му де­лу, ра­бо­тал под­мас­терь­ем. В кон. 1510-х гг. при­об­щил­ся к по­эзии, изу­чал пра­ви­ла её сло­же­ния. В 1520 по­се­лил­ся в Нюрн­бер­ге, со­сто­ял мас­те­ром са­пож­но­го це­ха. Лит. на­сле­дие С. вклю­ча­ет в се­бя св. 6000 про­из­ве­де­ний. Ран­нее твор­че­ст­во со­сре­до­то­че­но на по­пу­ля­ри­за­ции тео­ло­гич. прин­ци­пов Ре­фор­ма­ции. В ал­ле­го­рич. стих. «Вит­тен­берг­ский со­ловей» («Wittenbergisch Nachtigall», 1523) вы­сту­пил в под­держ­ку М. Лю­те­ра; в 1523–1526 вы­пус­кал лис­тов­ки с диа­ло­га­ми («Dialoge»), объ­яс­няв­шие идеи Ре­фор­ма­ции. С 1530-х гг. в по­эзии С. за­ме­тен от­ход от тео­ло­гич. во­про­сов и по­вы­шен­ное вни­ма­ние к мо­раль­но-этич. про­бле­ма­ти­ке. Боль­шой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись шван­ки, фа­ст­нах­тш­пи­ли, шпру­хи, в ко­то­рых ко­ло­рит­но изо­бра­же­ны пред­ста­ви­те­ли разл. социальных сло­ёв с при­су­щи­ми им ти­пич­ны­ми чер­та­ми: шванк «Зем­ля обе­то­ван­ная» («Das Schlaraffen­land», 1530), фа­ст­нах­тш­пи­ли «Шко­ляр в раю» («Der fahrende Schüler im Pa­radeis», 1550), «Кор­зи­на раз­нос­чи­ка» («Der Krämerskorb», 1554) и др. По­эзию С. от­ли­ча­ет ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние нар. язы­ка, вни­ма­ние к со­ци­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти, ди­дак­тич. па­фос.

С. – пред­по­ла­гае­мый ав­тор 13 ме­ло­дий-мо­де­лей, или «об­раз­цо­вых то­нов» (нем. Meistertöne), на ко­то­рые рас­пе­ва­лись сти­хи не толь­ко са­мо­го С., но и др. мей­стер­зин­ге­ров. На­зва­ния то­нов: «се­реб­ря­ный», «зо­ло­той», «вы­со­ко­гор­ный», «ут­рен­ний», «пе­сен­ный», «но­вый», «ро­зо­вый», «звуч­ный», «для шпру­хов», «ис­пы­тан­ный», «ко­рот­кий», «дол­гий» и «сверх­дол­гий». Их соз­да­ние от­но­сит­ся к 1513–29. Об­раз С. во­пло­щён в опе­рах «Ганс Сакс» А. Лор­цин­га (1840) и «Нюрн­берг­ские мей­стер­зин­ге­ры» Р. Ваг­не­ра (1868).