САКС (Sachs) Ганс (5.11.1494, Нюрнберг – 19.1.1576, там же), нем. поэт, мейстерзингер.
Родился в семье портного. Посещал лат. школу; обучался сапожному делу, работал подмастерьем. В кон. 1510-х гг. приобщился к поэзии, изучал правила её сложения. В 1520 поселился в Нюрнберге, состоял мастером сапожного цеха. Лит. наследие С. включает в себя св. 6000 произведений. Раннее творчество сосредоточено на популяризации теологич. принципов Реформации. В аллегорич. стих. «Виттенбергский соловей» («Wittenbergisch Nachtigall», 1523) выступил в поддержку М. Лютера; в 1523–1526 выпускал листовки с диалогами («Dialoge»), объяснявшие идеи Реформации. С 1530-х гг. в поэзии С. заметен отход от теологич. вопросов и повышенное внимание к морально-этич. проблематике. Большой популярностью пользовались шванки, фастнахтшпили, шпрухи, в которых колоритно изображены представители разл. социальных слоёв с присущими им типичными чертами: шванк «Земля обетованная» («Das Schlaraffenland», 1530), фастнахтшпили «Школяр в раю» («Der fahrende Schüler im Paradeis», 1550), «Корзина разносчика» («Der Krämerskorb», 1554) и др. Поэзию С. отличает широкое использование нар. языка, внимание к социальной действительности, дидактич. пафос.
С. – предполагаемый автор 13 мелодий-моделей, или «образцовых тонов» (нем. Meistertöne), на которые распевались стихи не только самого С., но и др. мейстерзингеров. Названия тонов: «серебряный», «золотой», «высокогорный», «утренний», «песенный», «новый», «розовый», «звучный», «для шпрухов», «испытанный», «короткий», «долгий» и «сверхдолгий». Их создание относится к 1513–29. Образ С. воплощён в операх «Ганс Сакс» А. Лорцинга (1840) и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера (1868).