https://i.imgur.com/lR3mn0Gl.jpg
фото: regnum.ru

РЕНИ (Reni) Гви­до (4.11.1575, Бо­ло­нья – 18.8.1642, там же), итал. жи­во­пи­сец.

Учил­ся у флам. жи­во­пис­ца Д. Каль­вар­та и у Л. Кар­рач­чи. В 1596–1619 ра­бо­тал в Ри­ме, где изу­чал ан­тич­ность и иск-во Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния, по­мо­гал бр. Кар­рач­чи в рос­пи­сях га­ле­реи Фар­не­зе, ак­тив­но ос­ваи­вал мо­ти­вы и приё­мы Ка­ра­вад­жо («Рас­пя­тие св. Пет­ра», 1604–1605, Ва­ти­кан­ская пи­на­ко­те­ка; «Ал­ле­го­рия Ми­ло­сер­дия», ок. 1604, Па­лац­цо Пит­ти, Фло­рен­ция; «Да­вид с го­ло­вой Го­лиа­фа», ок. 1605, Лувр, Па­риж; и др.). Клас­си­ци­стич. на­ча­ло по­лу­чи­ло наи­бо­лее пол­ное вы­ра­же­ние в рос­пи­си пла­фо­на Па­лац­цо Пал­ла­ви­чи­ни-Рос­пиль­о­зи («Ав­ро­ра», 1613–14), ском­по­но­ван­ной по прин­ци­пу ан­тич­но­го ба­рель­е­фа, с чёт­ким рит­мом ком­по­зиц. строя, с лёг­ки­ми, гра­ци­оз­но па­ря­щи­ми фи­гу­ра­ми и свет­лы­ми хо­лод­ны­ми крас­ка­ми. По­пыт­ка при­ми­рить ака­де­мич. прин­ци­пы бо­лон­ской шко­лы и за­вое­ва­ния Ка­ра­вад­жо об­на­ру­жи­ва­ет­ся в про­грамм­ном про­из­ве­де­нии Р. «Из­бие­ние мла­ден­цев» (ок. 1610–11, Нац. пи­на­ко­те­ка, Бо­ло­нья), где дра­ма­тизм про­ис­хо­дя­ще­го под­чи­нён за­ко­нам ака­де­мич. ком­по­зи­ции, а рас­по­ло­же­ние масс и эмо­ции пер­со­на­жей под­чи­не­ны оп­ре­де­лён­ным фор­му­лам. По­сле смер­ти Л. Кар­рач­чи Р. воз­гла­вил Бо­лон­скую ака­де­мию (1619). В его жи­во­пи­си позд­не­го пе­рио­да на­рас­та­ет умо­зри­тель­ное, от­вле­чён­но-ра­цио­на­ли­стич. на­ча­ло, по­яв­ля­ют­ся те­ат­раль­ная па­те­ти­ка и об­раз­ная сен­ти­мен­таль­ность («Се че­ло­век», Дрез­ден­ская КГ; «Кле­о­пат­ра», обе 1630–1640-е гг., Па­лац­цо Пит­ти; и др.). Твор­че­ст­во Р. как од­но­го из наи­бо­лее вер­ных по­сле­до­ва­те­лей ака­де­мич. прин­ци­па со­еди­не­ния идеа­ли­за­ции и на­ту­ро­подо­бия ста­ло од­ним из гл. об­раз­цов в сис­те­ме ака­де­мич. обу­че­ния ху­дож­ни­ков в 17–19 вв.