ВИСКОНТИ (Visconti) Лукино (наст. фам. Висконти ди Модроне, Visconti di Modrone) (2.11.1906, Милан – 17.3.1976, Рим), итал. режиссёр, сценограф, сценарист. Потомок старинного аристократич. рода герцогов Сфорца–Висконти, в семье получил разностороннее гуманитарное образование, окончил кавалерийскую школу, служил в армии.
Путешествовал, жил в США и Франции, занимался разведением скаковых лошадей. В кино с 1936: ассистент Ж. Ренуара в фильмах «На дне» и «Загородная прогулка» (вышел на экраны в 1946). Сотрудничал с Ренуаром в работе над сценарием незавершённого ф. «Тоска». Ренуар оказал влияние и на политич. убеждения В., разделявшего программу Итал. КП. С 1937 работал в театре (оформил два спектакля в миланском театре «Мандзони»). В годы оккупации Италии В. участвовал в Движении Сопротивления, был арестован гестапо, приговорён к смерти, случайно избежал казни. Самостоят. работу в кино начал как критик-публицист (в 1941 его статья-манифест «Трупы…» резко критиковала кинематограф эпохи Б. Муссолини). Режиссёрский кинодебют В. – ф. «Одержимость» (др. назв. «Наваждение», 1942) показал неприкрашенную картину жизни – физич. и духовную скудость человеческого существования. По замыслу, приёмам съёмки, подбору исполнителей и манере работы с ними ф. «Одержимость» явился предтечей неореализма, а следующий фильм В. – «Земля дрожит» (1948) – одной из его вершин. Послевоенные события, взбудоражившие рыбацкое селение на Сицилии, снимались в самом селении с участием его жителей, говорящих на местном диалекте (без проф. исполнителей). Насущность социальных перемен ощущалась в атмосфере фильма, отражавшего общие настроения освободившейся от фашизма страны. В. отказался от репортажного способа подачи материала, органично соединил актуальную ситуацию с линиями романа Дж. Верги «Семья Малаволья», доказав, что «язык инстинкта» не противоречит языку высокой прозы. Определившееся в первых работах режиссёра тяготение к лит-ре сквозной линией проходит через всё его творчество.
С сер. 1940-х гг. активно работал в театре. В течение двух сезонов (1945/46 и 1946/47) было выпущено 12 спектаклей по классич. драматургии (П. О. Бомарше, У. Шекспир) и пьесам совр. драматургов, никогда ранее в Италии не ставившихся (Ж. Кокто, Ж. Ануй, Ж. П. Сартр, Т. Уильямс, Э. Хемингуэй и др.). Особое место в этом ряду занимает спектакль «Розалинда» по комедии Шекспира «Как вам это понравится» (1948, театр «Элизео», Рим), разыгранный в декорациях С. Дали. Красочностью, постановочной пышностью, бравурной театральностью представление контрастировало с «бедностью» неореалистич. кино. Эта стилистика в дальнейшем нашла воплощение и в кинематографе В. Как и работавший в Милане Дж. Стрелер, В. в Риме осуществлял реформу нац. театра (значительно обогатил репертуар, преобразовал исполнительскую школу, создал новые формы контакта со зрителем). Большинство своих спектаклей он оформил и как сценограф. В. воспитал плеяду выдающихся актёров европ. театра и кино: М. Мастроянни, А. Делон, Р. Шнайдер, А. Жирардо, Д. Богард, Х. Бергер. Для А. Маньяни поставил ф. «Самая красивая» (1951) и новеллу «Анна Маньяни» (в ф. «Мы, женщины», 1953), для Делона и Шнайдер – спектакль «Нельзя её развратницей назвать» (1961), для Жирардо – спектакль «После грехопадения» (1965).
Худож. мир В. формировали лит-ра и музыка (в осн. оперы Дж. Верди и Р. Вагнера) 19–20 вв. Кульминация ф. «Чувство» (1954) разыгрывается в театре во время представления оперы Верди «Трубадур»; жанровая природа этого фильма несёт признаки историч. мелодрамы, к которой особо тяготеет итал. опера. С сер. 1950-х гг. режиссёр регулярно работал на оперной сцене, подвергая её коренному реформированию – из подмостков для знаменитых вокалистов нац. оперная сцена превращалась в муз. театр, где творят певцы-актёры (М. Каллас, Дж. Ди Стефано и др.). В ф. «Белые ночи» (1957, экранизация повести Ф. М. Достоевского) В. стремился выразить психологич. глубину лит-ры через поэтику неореализма (ранее тот же симбиоз он предлагал в спектакле «Трактирщица» К. Гольдони, 1952). В. – один из немногих итал. режиссёров, пытавшихся предотвратить угасание неореализма. В ф. «Рокко и его братья» (1960, пр. Мкф в Венеции) он возвратился к среде и проблемам социальных низов. Однако социальное было сплетено с экзистенциальным, в форме семейного романа преломлялась сложнейшая моральная проблематика Достоевского. Фильмы 1960-х – нач. 1970-х гг. («Леопард», 1962, гл. пр. Мкф в Канне; «Туманные звёзды Большой Медведицы», 1965, гл. пр. Мкф в Венеции; «Гибель богов», 1969; «Смерть в Венеции», 1971, пр. Мкф в Канне; «Людвиг», 1972) образуют неформальный цикл, где на материале разных эпох и стран мучительные раздумья автора претворены в величественные по образному решению произведения, признанные эталоном «большого стиля». В. воскрешал минувшие эпохи с тщательностью историка и искусствоведа. Его киноразмышления о судьбах великой культуры, художнике и его иск-ве, ответственности за свою жизнь и ужасе перед смертью отд. человека и духовного наследия всего человечества стали важным вкладом в культуру 20 в. В этих картинах, как и в фильмах «Семейный портрет в интерьере» (1974) и «Невинный» (1976), без морализаторства и проповедничества В. предостерегал от опасности духовной деградации общества, которую и сам переживал как личную трагедию.