АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) [21.10(2.11).1843, Вильно, ныне Вильнюс – 9.7.1902, Бад-Хомбург, Германия; похоронен в С.-Петербурге], рос. скульптор, акад. (1871) петерб. АХ.
Учился там же (1862–68) у Н. С. Пименова и др., затем в АХ в Берлине (1868). Жил в C.-Петербурге, с 1871 в Италии, с 1877 в Париже. Под воздействием В. В. Стасова и И. Н. Крамского сблизился с передвижниками, участвуя в выставках ТПХВ и став гл. выразителем эстетич. программы передвижников в скульптуре. Для ранних рельефов А. (из дерева и кости), воспроизводящих типажи евр. «местечкового» быта, характерен согретый тёплым юмором жанровый натурализм («Портной», 1864; «Скупой», 1865). Позднее прославился произведениями на темы рус. истории – станковыми и монументальными фигурами из бронзы или мрамора, соединяющими бытовое правдоподобие с глубокими историко-филос. обобщениями. Наиболее известны его задумчиво-мрачный «Иван Грозный» (1870–71), горделивый «Пётр I» (1872; отливки установлены в качестве памятников в Петергофе, Таганроге и Архангельске). Среди др. историч. портретов А. – «Ярослав Мудрый» (горельеф, 1888–89), «Нестор-летописец» (1889–90) и «Ермак» (1891). С годами в иск-ве А. нарастали черты символизма, он всё чаще создавал композиции не эпического, а психологич. склада; изменялся и характер моделировки, стремящейся сделать «мыслящим» сам материал (обычно мрамор). Таковы «Христос перед судом народа» (1874–76), «Спиноза» (1882), знаменитый «Мефистофель» (1883), воплотивший мрачное одиночество мятежного разума, «Христианская мученица» («Не от мира сего», 1887), а также «Сон» (1899). Исполнил ряд надгробий: М. А. Оболенской в Риме (1875–77), Ф. М. Дмитриева (с фигурой сидящего Христа; 1888, ныне в Донском мон. в Москве), С. Я. Надсона в С.-Петербурге (1891); также портретные бюсты – В. В. Стасова (1872–73), И. С. Тургенева (1880) и др. В своих статьях и письмах (изданы под ред. Стасова в 1905) призывал к иск-ву духовно преображающему, резко критикуя материализм совр. цивилизации.