https://i.imgur.com/GfQOIRX.jpg
фото: ruspekh.ru

Штурманскому делу в России начали обучать более 300 лет назад в Школе математических и навигационных наук. Однако в те далекие Петровские времена и не помышляли о том, что по прошествии двух столетий специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только водные, но и воздушные просторы.

И именно в авиации роль штурмана сегодня наиболее важна. Недаром штурманы шутят: летчик - это всего лишь тот, кто нас на работу возит. Но как говорится в каждой шутке есть доля правды.

Созданная в годы первой мировой войны аэронавигационная служба несмотря на то, что выполняла в полном объеме свои функции, участвовала в подготовке летчиков-наблюдателей летными делами все еще не ведала. Несмотря на это в дореволюционный период количество летчиков-наблюдателей интенсивно увеличивалось. Практика использования летчиков-наблюдателей в повседневной боевой и мирной деятельности авиации обогащала аэронавигационную службу богатым опытом.

Суровые годы гражданской войны и иностранной военной интервенции характеризовались глубоким экономическим кризисом и международной изоляцией России, поэтому авиация, теория и практика аэронавигации и бомбометания почти не получили никакого развития. Из летчиков и технического состава остались лишь те, кто не перешел на сторону белых, тогда как большая часть летчиков-наблюдателей из числа царских офицеров и унтер-офицеров оказались на стороне врагов революции. Из 97 авиаотрядов удалось сохранить всего 33 авиаотряда. Центральным органом управления авиацией стало созданное 10 ноября 1917 г. бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, которое со 2 января 1918 года было преобразовано во Всероссийскую коллегию.

Боевой деятельностью авиации на фронтах руководило созданное при штабе Реввоенсовета Республики в сентябре 1918 г. полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии - авиадарм. Аналогичные управления были при штабах фронтов и армий. Одним из первых начавиадармов-начальником воздушного флота Полевого управления Реввоенсовета Республики был Е.И. Татарченко, впоследствии генерал-майор авиации, преподававший историю военного искусства в военной академии командного и штурманского состава ВВС КА. В авиадарме имелся аэронавигационный отдел, осуществлявший общее руководство аэронавигационной службой авиации действующей армии. В авиации армии или авиагруппе был заведующий аэронавигационной службой, его помощник - аэронавигатор, метеоролог, заведующий складом авиационных приборов и механик. В штабе воздушного флота фронта создавалась аэронавигационная инспекция.
В конце 1921 г. в связи с ликвидацией фронтов авиадарм был упразднен и единым органом управления авиацией стало главное управление Воздушного Флота, при нем имелась аэронавигационная служба. В авиационных отрядах аэронавигационная служба была представлена аэронавигатором, он должен был учитывать данные метеосводок при организации полетов, следить за исправностью аэронавигационного оборудования самолетов и аэродромов, выполнять его мелкий ремонт и периодические проверки.

На 1 сентября 1920 года в авиачастях числилось 46 аэронавигаторов. С окончанием в 1920 году гражданской войны началась планомерная подготовка летчиков-наблюдателей. Летчиков-наблюдателей готовила Московская школа, переведенная из Киева в 1919 году. Первый выпуск летчиков-наблюдателей был в 1921 году.

Теория и практика аэронавигации в тот период времени развивалась преимущественно как ориентировка в воздухе по наземным ориентирам. Летчик-наблюдатель сличал карту с местностью, опознавал три ориентира (триангуляционный метод), после чего указывал рукой первому летчику направление дальнейшего полета. Магнитные компасы, хотя и стояли на большинстве самолетов, но работали ненадежно и почти не использовались. Полеты по маршруту, как правило, производились вдоль линейных и групп характерных ориентиров.

В 1923 году в каждой авиационной эскадрильи были введены должности аэронавигаторов и инструкторов по аэронавигации. В этом же году в газете "Известия", была напечатана статья слушателя школы летчиков-наблюдателей А. В. Белякова, в которой излагались проблемы будущего аэронавигации и необходимость отнести специальность аэронавигатора к летному составу. В итоге аэронавигаторам было предложено сдать соответствующие экзамены и они были зачислены в состав летчиков-наблюдателей.

В 20-е годы большой вклад в развитие штурманской службы внес Борис Васильевич Стерлигов, впоследствии первый главный штурман ВВС. Под его руководством в центральной аэронавигационной станции работали такие талантливые ученые и инженеры, как Коренев Г. В., Френкель Г. С., Волохов А. Н., Сергеев Л. П., ими были разработаны первые барометрические измерители высоты и скорости, солнечный указатель курса. В 1926 году были созданы навигационный визир АНБ-1 (для бомбометания) и усовершенствованный ветрочет Журавченко. Все это позволило приступить к единой методике самолетовождения по компасу.

В течение 1926-1927 годов под руководством Б. В. Стерлигова и при его личном участии в полетах разрабатывалась методика выполнения полетов по компасу вначале днем, а затем ночью. Штурманское дело развивалось очень быстро, что позволило за короткое время четко сформулировать полный круг вопросов, очертивших обязанности аэронавигаторов уже как специалистов летного дела. Развернулась дискуссия о роли и месте в летном деле летчика-наблюдателя и штурмана. Обсуждение мнений специалистов позволило всем убедиться в настоятельной необходимости иметь на борту самолета штурмана как специалиста, в отличие от летчика-наблюдателя умеющего вести самолетовождение вне видимости земной поверхности.

В 1930 году под руководством Стерлигова были изданы первые "Руководство по воздушной навигации" и "Наставление по аэронавигационной службе (НАНС-30)", в них впервые был официально употреблен и узаконен термин "Штурман".

23 февраля 1930 года Б. В. Стерлигов обратился к начальнику ВВС РККА с предложениями по организации специальной службы. Результатом был приказ по ВВС, установивший организацию аэронавигационной, аэрофотосъемочной, метеорологической служб. Начальники соответствующих отделов объявлялись начальниками служб, в результате Стерлигов был назначен начальником аэронавигационной службы ВВС.
В 1932 году под руководством Б. В. Стерлигова  было введено новое НАНС-32 и принято решение о переименовании должностей летчиков-наблюдателей в должности штурманов (самолета, звена, отряда, эскадрильи, бригады, округа и ВВС). В связи с этим начальником ВВС Я. И. Алкснисом в штабе Главвоздухофлота была введена должность флагштурмана ВВС.

Первым на должность флагштурмана ВВС был назначен Борис Васильевич Стерлигов, чем и был дан отсчет начала полнофункциональной деятельности и дальнейшего развития штурманской службы. Приказом №180 Реввоенсовета СССР от 28.02.1933 года были определены все должности штурманов - от штурмана самолета до флагштурмана ВВС.

Приказ Главкома ВВС РФ N370 от 02.08.2000 г. - считать Днем Штурманской службы ВВС России 24 марта. Именно 24 марта 1916 г. приказом начальника штаба Верховного Главнокомандующего № 325 от 24.03.1916 г. была создана Центральная аэронавигационная станция (ЦАНС).