https://i.imgur.com/QzhTBYIl.jpg
фото: navimba.com

ВЕРМЕР, Вер­ме­ер Делфт­ский (Vermeer van Delft) Ян (Йо­хан­нес) (кре­щён 31.10.1632, Делфт – по­хо­ро­нен 16.12.1675, там же), голл. жи­во­пи­сец, круп­ней­ший пред­ста­ви­тель делфт­ской шко­лы.

Ро­дил­ся в се­мье тор­гов­ца тка­ня­ми и кар­ти­на­ми. Све­де­ния о жиз­ни В. очень скуд­ны. Не­из­вест­но, у ко­го он обу­чал­ся жи­во­пи­си; в 1653 всту­пил в гиль­дию жи­во­пис­цев Св. Лу­ки; ве­ро­ят­но, про­дол­жая де­ло от­ца, тор­го­вал кар­ти­на­ми в Дел­фте. Жи­во­пис­ных ра­бот В. со­хра­ни­лось ма­ло (ме­нее 40), лишь две из них да­ти­ро­ва­ны; про­сле­дить эво­лю­цию его твор­че­ст­ва мож­но лишь по сти­ли­стич. из­ме­не­ни­ям. Влия­ние ут­рехт­ско­го ка­ра­вад­жиз­ма, твор­че­ст­ва К. Фаб­ри­циу­са, Э. де Вит­те и П. де Хо­ха спо­соб­ст­во­ва­ло ран­не­му сло­же­нию глу­бо­ко ин­ди­ви­ду­аль­но­го, но­ва­тор­ско­го ху­дож. сти­ля В. Уже в ран­них по­лот­нах сер. 1650-х гг. – «Диа­на с ним­фа­ми» (Мау­риц­хёйс, Гаа­га) и «Хри­стос у Мар­фы и Ма­рии» (Нац. га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург) он обо­га­ща­ет ми­фо­ло­гич. сю­же­ты и об­ра­зы жи­вым и не­по­средств. ощу­ще­ни­ем на­ту­ры. Его пер­вая жан­ро­вая кар­ти­на «У свод­ни» (1656, Кар­тин­ная га­ле­рея, Дрез­ден) – круп­но­мас­штаб­ная ком­по­зи­ция, ред­кая по пол­но­кров­но­сти ха­рак­те­ров, си­ле и кра­со­те жи­во­пи­си; впер­вые в голл. жан­ре столь при­зем­лён­ный мо­тив ре­шён в фор­мах вы­со­ко­го ис­кус­ст­ва.

Во 2-й пол. 1650-х гг., в са­мый пло­до­твор­ный пе­ри­од твор­че­ст­ва, В. об­ра­тил­ся к бо­лее тра­диц. фор­мам бы­то­вой жи­во­пи­си, обо­га­тив их глу­бо­ко по­этич­ной об­раз­но­стью. Его кар­ти­ны за­пе­чат­ле­ли мо­ти­вы по­все­днев­ной жиз­ни: ча­ще все­го в на­по­ён­ной воз­ду­хом и сол­неч­ным све­том ком­на­те изо­бра­же­на оди­но­кая жен­ская фи­гу­ра, гар­мо­ни­рую­щая с об­щим со­стоя­ни­ем по­коя, ти­ши­ны и кри­с­таль­ной яс­но­сти («Де­вуш­ка с пись­мом», Кар­тин­ная га­ле­рея, Дрез­ден; «Слу­жан­ка с кув­ши­ном мо­ло­ка», Рейк­смю­се­ум, Ам­стер­дам; «Офи­цер и смею­щая­ся де­вуш­ка», со­б­ра­ние Фрик, Нью-Йорк; «Мо­ло­дая да­ма у ок­на», Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; «Бо­кал ви­на», Гос. му­зеи, Бер­лин). Ли­шён­ные по­ве­ст­во­ва­тель­но­сти, на­зи­да­тель­но­сти и яр­кой об­раз­ной ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции, эти кар­ти­ны за­хва­ты­ва­ют зри­те­ля ма­ги­че­ской кра­со­той пред­мет­но­го ми­ра, осо­бой эмо­цио­наль­ной ат­мо­сфе­рой, объ­е­ди­няю­щей че­ло­ве­ка и ок­ру­жаю­щую его сре­ду в еди­ное це­лое, ес­те­ст­вен­но­стью и клас­сич. яс­но­стью ком­по­зи­ции.

Ше­дев­ра­ми ми­ро­вой жи­во­пи­си яв­ля­ют­ся два пей­за­жа В. – «Улоч­ка» (ок. 1657–58, Рейк­смю­се­ум), на­пи­сан­ная в сдер­жан­ной гам­ме кир­пич­но-крас­но­го и зе­лё­но­го, и па­но­рам­ный «Вид Дел­фта» (ок. 1660–61, Мау­риц­хёйс, Гаа­га) с его влаж­ной ат­мо­сфе­рой, дви­жу­щи­ми­ся об­ла­ка­ми и сколь­зя­щим сол­неч­ным ос­ве­ще­ни­ем. Эти пей­за­жи да­ле­ко опе­ре­жа­ют своё вре­мя пол­но­той вос­при­ятия на­ту­ры и не­по­сред­ст­вен­но­стью ли­рич. чув­ст­ва, сме­ло­стью жи­во­пи­си с эле­мен­та­ми пле­нэ­ра. У В. цвет во всём бо­гат­ст­ве от­тен­ков на­сы­щал­ся све­том; ху­дож­ник ис­поль­зо­вал вы­ра­зи­тель­ность ши­ро­ко­го кра­соч­но­го пят­на и ма­лень­ких ма­зоч­ков, све­то­вых то­чек, пред­вос­хи­щаю­щих тех­ни­ку пу­ан­ти­лиз­ма кон. 19 в. и при­даю­щих тре­пет­ность са­мой жи­во­пис­ной тка­ни кар­ти­ны.

Но­вый этап в творч. раз­ви­тии мас­те­ра, ох­ва­ты­ваю­щий 1660-е гг., от­ме­чен рас­ши­ре­ни­ем тем, из­ме­не­ни­ем изо­бра­зит. ре­ше­ний. В ко­ло­ри­те гос­под­ству­ет но­вая, изы­скан­ная цве­то­вая гам­ма, по­стро­ен­ная на от­тен­ках си­не-го­лу­бо­го и зо­ло­ти­сто-жёл­то­го, объ­е­ди­нён­ная об­щей се­реб­ри­сто-жем­чуж­ной то­наль­но­стью; цвет те­ря­ет про­зрач­ность и бы­лую лу­че­зар­ность, ста­но­вит­ся бо­лее хо­лод­ным и ма­то­вым, а жи­во­пись – бо­лее глад­кой и эма­ле­вой («Де­вуш­ка с жем­чуж­ной серь­гой», Мау­риц­хёйс, Гаа­га; «Де­вуш­ка в го­лу­бом, чи­таю­щая пись­мо», Рейк­смю­се­ум; «Мо­ло­дая жен­щи­на с кув­ши­ном», Мет­ро­по­ли­тен-му­зей; «Жен­щи­на, взве­ши­ваю­щая жем­чуг», Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон). В. ча­ще об­ра­ща­ет­ся к изо­бра­же­нию «свет­ских» сцен, осо­бен­но му­зи­ци­ро­ва­ния («Да­ма у спи­не­та», Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «Урок му­зы­ки», Бу­кин­гем­ский дво­рец, Лон­дон). В позд­нем твор­че­ст­ве В. по­яв­ля­ют­ся об­ра­зы учё­ных («Ас­тро­ном», 1668, Лувр, Па­риж; «Гео­граф», Ште­де­лев­ский ху­дож. ин-т, Франк­фурт-на-Май­не), ре­мес­лен­ниц («Кру­жев­ни­ца», Лувр), а так­же те­ма ис­кус­ст­ва. «Мас­тер­ская ху­дож­ни­ка» (сер. 1660-х гг., Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), воз­мож­но, изо­бра­жа­ет са­мо­го В., пи­шу­ще­го мо­дель – де­вуш­ку в лав­ро­вом вен­ке. Од­на­ко срав­ни­тель­но круп­ные раз­ме­ры кар­ти­ны, тор­же­ст­вен­ность об­ста­нов­ки (упо­доб­лен­ная те­ат­раль­но­му за­на­ве­су узор­ча­тая пор­ть­е­ра, люс­т­ра, на­ряд­ная гео­гра­фич. кар­та на сте­не), кра­со­та цве­то­вых со­зву­чий пре­об­ра­зу­ют ре­аль­ный мо­тив в от­вле­чён­ный мир творч. фан­та­зии – не слу­чай­но её др. на­зва­ние «Ал­ле­го­рия Жи­во­пи­си». Ин­те­рес к ино­ска­за­нию за­ме­тен и в позд­ней кар­ти­не «Ал­ле­го­рия Ве­ры» (Мет­ро­по­ли­тен-му­зей).

Фи­нал жиз­ни В. дра­ма­ти­чен. Ху­дож­ник те­рял за­каз­чи­ков, его здо­ро­вье рез­ко ухуд­ши­лось, он был вы­ну­ж­ден пе­ре­се­лить­ся со сво­ей мно­го­числ. семь­ёй в бо­лее бед­ное жи­ли­ще. По сви­де­тель­ст­ву близ­ких, в по­след­ние 5 лет жиз­ни В. уже не пи­сал кар­тин. Твор­че­ст­во В., не оце­нён­ное по дос­то­ин­ст­ву со­вре­мен­ни­ка­ми, ос­та­ва­лось в заб­ве­нии в те­че­ние поч­ти двух ве­ков и толь­ко в сер. 19 в. бы­ло от­кры­то за­но­во.