КАУФМАН (Kauffmann) Ангелика [Мария Анна Ангелика (Анжелика) Катарина] (30.10.1741, Кур, Швейцария – 5.11.1807, Рим), нем. и швейц. живописец. Училась у отца – австр. живописца Йозефа Иоганна Кауфмана (1707–82).
В 1742–57 жила в Италии, затем в разл. городах Австрии (в 1757 помогала отцу расписывать приходскую церковь в Шварценберге), Германии и Италии [в Милане, Флоренции (с 1762 чл. АХ), Риме (1763–65 и 1782–1807; с 1765 чл. академии Св. Луки), Венеции (с 1781 чл. АХ) и др.]. В 1766–81 работала в Лондоне; первая женщина, избранная членом Королевской АХ. В 1781 вышла замуж за итал. художника-декоратора Антонио Дзукки (Цукки; Zucchi; 1726–96), работавшего с братьями Р. и Дж. Адам (см. Адам). В Риме была дружна с И. И. Винкельманом, И. В. Гёте, А. Кановой. В ранних картинах на мифологич. сюжеты уподобление поз персонажей античной скульптуре, чёткий рисунок свидетельствуют об интересе к живописи А. Р. Менгса, о восприятии эстетич. идей классицизма («Вакх и Ариадна», 1764, Худож. музей, Брегенц). В поздних работах появляется театральность («Гектор призывает Париса на битву», 1775; «Вергилий читает "Энеиду" Октавии и Августу», 1788; обе – Эрмитаж, С.-Петербург); в трактовке сюжетов ощущаются отзвуки иск-ва рококо. Под влиянием англ. лит-ры были созданы картины «Прощание Абеляра и Элоизы» (до 1780, на сюжет из А. Поупа), «Безумная Мария» (на сюжет из Л. Стерна; обе – Эрмитаж, и др.), предвосхитившие обращение к подобным темам в живописи романтизма.
Большой успех принесли К. портреты представителей европ. знати и деятелей культуры: И. И. Винкельмана (1764, Кунстхаус, Цюрих), И. В. Гёте (1787, Нац. музей Гёте, Веймар; одно из наиболее значит. произведений К.; оба созданы в Риме); «Леди Гамильтон в виде вакханки» (1797, частное собрание, Лондон), автопортреты (1780, Эрмитаж; 1788, галерея Уффици, Флоренция, и др.). В ранних работах К. ещё использует схему барочного портрета; знакомство с англ. портретом 18 в. привнесло в её палитру колористич. звучность, свободу и живописность. Позднее, под влиянием П. Дж. Батони, К. обращается к парадному и групповому портрету, изображая модели в интерьере или в пейзаже («Фердинанд IV Неаполитанский с семьёй», 1782, Музей Каподимонте, Неаполь; «Графиня А. С. Протасова с племянницами», 1788, Эрмитаж, и др.).