ВОРОНИХИН Андрей Никифорович [17(28).10.1759, с. Новое Усолье, ныне Пермский край (по др. сведениям, с. Давыдково Моск. губ.) – 21.2(5.3).1814, С.-Петербург], рос. архитектор, живописец.
При рождении был записан крепостным Строгановых (его считали внебрачным сыном гр. А. С. Строганова, который, будучи президентом АХ, покровительствовал В.); в 1786 освобождён от крепостной зависимости. Получил домашнее образование в семье Строганова. Учился в Москве у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В 1778 участвовал в росписи трапезной Троице-Сергиевой лавры. Совершил неск. путешествий по России. Продолжил образование в петерб. АХ. В 1786–90 путешествовал по Швейцарии и Франции, где занимался у Ш. де Вайи. В 1793 выполнил акварели с видами парадных интерьеров Строгановского дворца в С.-Петербурге. За акварель с видом картинной галереи (Эрмитаж, С.-Петербург) получил звание «назначенного в академики». В 1795–96 перестроил дачу Строганова и построил малую дачу П. А. Строганова в Новой деревне в С.-Петербурге (не сохранилась; воспроизведена на картине В., за которую он в 1797 получил звание академика перспективной живописи, находится в ГРМ); выполнил проекты домов в усадьбах Братцево (ныне в черте Москвы, строился с 1793) и Городня (Калужская губ., 1798). По рекомендации Строганова вёл строительство галерей у фонтана (ковша) Самсона в Петергофе (1800), за что советом АХ ему было присвоено звание архитектора. С 1802 проф., с 1811 руководитель архит. отделения АХ.
Создавал крупные градостроит. ансамбли в стиле ампир. Проект Казанского собора включал композицию новой соборной площади (с полукруглыми колоннадами) на Невском проспекте. Форма здания восходит к раннехристианским базиликам Рима, но дополнена высоким барабаном с куполом над средокрестием. Градостроит. подход проявился и в др. произведениях В. – здании Горного кадетского корпуса (С.-Петербург) с монументальным портиком, обращённым к Неве (1806–11), неосуществлённых проектах Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1808–10) и храма Христа Спасителя в Москве (1813). В. участвовал в строительстве и оформлении дворцово-парковых ансамблей в Петергофе (нач. 1800-х гг.; малые архит. формы и др.) и Павловске (1802–08; по его эскизам были выполнены предметы убранства для дворца при его восстановлении в 1803 после пожара, мосты, беседки, павильоны и др. в парке). Создавал проекты мебели, осветит. приборов, хрустальных, каменных и фарфоровых ваз. В трактовке ордерных форм (греко-дорич. портик Горного кадетского корпуса) и декоративной отделке интерьеров с использованием разнообразной пластики и скульптуры (кабинет имп. Марии Фёдоровны «Фонарик» в Павловске, 1807) В. обращался к подлинным античным образцам. Племянник В. – арх. Николай Ильич Воронихин (1812–77), акад. петерб. АХ (1838), работал в Рязани и Москве.