ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius) (28.10.1469, Гауда, близ Роттердама – 12.7.1536, Базель), нидерл. учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, крупнейший представитель Северного Возрождения. Писал на латыни. Внебрачный сын священника. Обучался в Гауде, Хертогенбосе, Девентере, где воспитывался в школе «Братья общей жизни». В 1485 осиротел, удалился в мон. Стейн, в 1492 принял постриг; покинул монастырь в 1493. Закончил образование в Сорбонне (1499). Сформировался под влиянием гуманистич. философии (преим. Л. Валлы и М. Фичино), нем. и нидерл. мистиков и духовного течения Devotio moderna; в 1506 получил степень д-ра теологии в Туринском ун-те. Много путешествовал по Европе, жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии; преподавал (в т. ч. др.-греч. яз. в Кембридже); во время пребывания в Англии сблизился с кружком «оксфордских реформаторов» (Дж. Колет, Т. Мор и др.), призывавших к науч. анализу текстов Священного Писания.
В 13 лет обратился к поэтич. творчеству; всего создал 136 стихотворений (полн. рус. пер. 1983), ставших ярким образцом неолатинской лит-ры. Наиболее известны сатирич. сочинения Э. Р. – отмеченные большим стилистич. мастерством кн. «Похвала Глупости» («Moriae encomium sive Stultitiælaus», 1509, изд. в 1511 в Париже с посвящением Мору; сокр. рус. пер. 1789; полн. рус. пер. 1902) – описание окружающего мира с точки зрения Глупости, и сб-к диалогов на разл. темы «Разговоры запросто» («Colloquia familiaria», 1519–35, ряд фрагментов перевёл М. В. Ломоносов; полн. рус. пер. 1969), в которых утверждается идея противоречивости сущего и относительности человеческих представлений об истине и мире. Активно способствовал возвращению интереса к античному культурному наследию. Популярность снискал составленный Э. Р. сб. «Пословицы» («Adagia», 1500, изначально 800 пословиц; св. 60 прижизненных переизданий; в изд. 1536 – 4151 пословица), содержащий разнообразные мудрые изречения античных авторов. Издавал сочинения Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Теренция и др., выполнил лат. переводы произведений Еврипида, Ксенофонта, Исократа и др.; переводил и издавал сочинения отцов Церкви, в т. ч. Оригена; осуществил первопечатное издание греч. текста Нового Завета (с комментариями, 1517) и его лат. перевод (изд. в 1519), оказав большое влияние на последующие переводы Библии на нар. языки.
Э. Р. – глава т. н. христианского гуманизма, стремившегося сочетать традиции античной культуры и раннего христианства. При этом проблемы догматич. богословия (Сотворение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся им как не имеющие жизненного значения и принципиально неразрешимые. Э. Р. отвергал культ реликвий и обрядность, критиковал католич. Церковь, отстаивая принцип свободы воли и во многом предвосхитив протестантизм. Реформацию не принял, выступив против М. Лютера с его доктриной о предопределении. Свои антропологич. и теологич. воззрения изложил в сочинениях: «Оружие христианского воина» (также известно как «Энхиридион» – «Enchiridion militis Christiani», 1503, рус. пер. 1986), «О свободе воли» («De libero arbitrio», 1524, рус. пер. 1986) и др.
Ряд трудов Э. Р. посвящён проблеме воспитания, которое он считал определяющим фактором дальнейшей жизни человека: «Воспитание христианского государя» («Institutio principis Christiani», 1515, рус. пер. 2001), «Книга о приличии детских нравов» («De civilitate morum puerilium», 1530, в рус. переложении Епифания Славинецкого – «Гражданство обычаев детских», 1660-е гг.) и др.
Автор трактатов по риторике и грамматике: «О двойном изобилии слов и предметов» («De duplici copia verborum ac rerum», 1511, сокр. рус. пер. 2016), «Язык, или Об употреблении языка на благо и во вред» («Lingua, sive, de linguae usu atque abusu liber utilissimus», 1525) и др. Широкий резонанс имел направленный против П. Бембо сатирич. диалог «Цицеронианец» («Ciceronianus», 1528), высмеивавший рабское подражание античному стилю. Наследие Э. Р. включает также обширную переписку.
Творчество Э. Р. оказало большое воздействие на зап.-европ. культуру (в т. ч. У. Шекспира, Ф. Рабле, М. де Сервантеса, М. Монтеня, Б. Паскаля); по своему духу оно во многом предвосхитило культуру Просвещения.