https://i.imgur.com/aAS7bszl.jpg
фото: musicologie.org

Никколо Паганини (Niccolò Paganini). Итальянский скрипач-виртуоз. Композитор. Произвел переворот в исполнительском скрипичном искусстве, обогатив и расширив возможности инструмента. В свои пьесы ввел новые эффекты.

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в городе Генуя, Италия. Отец мальчика, Антонио Паганини в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку, а мама, Тереза Боччардо вела домашнее хозяйство. Первоначальные навыки игры на мандолине и скрипке приобрел под руководством отца. Мальчик брал уроки у нескольких учителей и старательно занимался самостоятельно. Городок быстро облетели слухи о том, что в бедной семье лавочника Паганини растет талантливый музыкант. Не прошли эти новости и мимо ушей главного скрипача капеллы собора Сан-Лоренцо, который решил лично убедиться в гениальности мальчика. После прослушивания Джакомо Коста предложил собственные услуги в развитии юного дарования. Коста шесть месяцев обучал Никколо, передавая ему навыки и секреты искусства.

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной работе. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.

В 1800 Паганини начинает серьезную работу и дает два концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.

Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где музыкант делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.

Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.

Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться оказался изгнан сестрой Наполеона из дворца. В тот момент французского полководца разгромили русские войска, и поступок скрипача так взбудоражил общество, что чудом избежал ареста. Далее творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» настолько очаровался танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему.

В 1821 Паганини прерывает концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстоят так плохо, что мужчина просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Матушка прикладывает усилия для спасения сына и перевозит его в Павию. Здесь скрипача лечит Сиро Борда, делает больному кровопускания, втирает ртутную мазь и пишет персональную диету.

Окрепнув, Паганини дает пять концертов в Павии и сочиняет двадцать произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая Германии, Риме, Франции. Теперь билеты стоят огромных денег, скрипач зарабатывает состояние и покупает себе титул барона.

Новаторство Паганини: одно из ярких проявлений музыкального романтизма. Композитор произвел переворот в исполнительском скрипичном искусстве, обогатив и расширив возможности инструмента. В свои скрипичные пьесы Паганини ввел новые колористические и технические эффекты. Николо широко использовал весь диапазон инструмента, игру на одной струне, технику двойных нот, pizzicato, флажолеты.

Паганини умер 27 мая 1840 года в Ницце. Некоторые произведения мастера долгое время после его смерти считались неисполнимыми из-за их трудности.

Виртуоз-гитарист, Паганини написал также около двухсот пьес для гитары. Исполнительское и композиторское творчество оказало большое воздействие на последующее развитие инструментальной музыки. С 1954 года в Генуе ежегодно проводится престижный Международный конкурс скрипачей имени Паганини.

Творчество Никколо Паганини

24 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802-1817 гг.

№ 1, ми мажор
№ 2, си минор
№ 3, ми минор
№ 4, до минор
№ 5, ля минор
№ 6, соль минор
№ 7, ля минор
№ 8, ми-бемоль мажор
№ 9, ми мажор
№ 10, соль минор
№ 11, до мажор
№ 12, ля-бемоль мажор
№ 13, си-бемоль мажор
№ 14, ми-бемоль мажор
№ 15, ми минор
№ 16, соль минор
№ 17, ми-бемоль мажор
№ 18, до мажор
№ 19, ми-бемоль мажор
№ 20, ре мажор
№ 21, ля мажор
№ 22, фа мажор
№ 23, ми-бемоль мажор
№ 24, ля минор
№ 25 си минор и ля мажор

6 сонат для скрипки и гитары, Op. 2

№ 1, ре ми мажор
№ 2, до мажор
№ 3, ре минор
№ 4, ля мажор
№ 5, ре мажор
№ 6, ля минор

6 сонат для скрипки и гитары Op. 3

№ 1, ля мажор
№ 2, соль мажор
№ 3, ре мажор
№ 4, ля минор
№ 5, ля мажор
№ 6, ми минор

15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели, Op. 4

№ 1, ля минор
№ 2, до мажор
№ 3, ля мажор
№ 4, ре мажор
№ 5, до мажор
№ 6, ре мажор
№ 7, ми мажор
№ 8, ля мажор
№ 9, ре мажор
№ 10, ля мажор
№ 11, си мажор
№ 12, ля минор
№ 13, фа минор
№ 14, ля мажор
№ 15, ля минор

Концерт для скрипки с оркестром № 1, ми бемоль мажор (партия скрипки написана в ре мажоре, но ее струны настраиваются на полтона выше), Op.6 (1817 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 2, си минор, «La campanella», Op.7 (1826 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 3, ми мажор (1830 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре минор (1830 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 5, ля минор (1830 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 6, ми минор (1815 г.?), неоконченный, авторство последней части неизвестно
Концерт для гитары с оркестром ля мажор
Ведьмы (Вариации на тему из балета Франца Зюсмайера «Орех Беневенто»), Op. 8
Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля», Op.9
Венецианский карнавал (вариации), Op. 10
Концертное аллегро Moto Perpetuo, соль мажор, Op. 11
Вариации на тему Non più Mesta, Op.12
Вариации на тему Di tanti Palpiti, Op.13
60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba, Op. 14 (1835 г.)
Кантабиле, ре мажор, Op. 17
Moto Perpetuo (Вечное движение) до мажор
Кантабиле и вальс, Op. 19 (1824 г.)
Соната для большого альта (вероятно, 1834)
Музыкальные произведения по мотивам сочинений Паганини
И. Брамс, Вариации на тему Паганини.
С. В. Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини.
6 этюдов Ф. Листа.
Ф. Шопен, вариации in A-dur, «Souvenir de Paganini»
Р. Шуман, этюды на каприсы Паганини, Опус 3.
Луиджи Даллапиккола, «Каноническая сонатина ми-бемоль мажор на „Каприсы“ Паганини», для фортепиано
Альфредо Казелла, «Паганиниана», для оркестра
Витольд Лютославский, «Вариации на тему Паганини», для 2-х фортепиано (тема - Каприс Н.Паганини № 24).
И. Я. Беркович. Этюды на тему Паганини (тема - Каприс Н.Паганини № 24).
Н. Мильштейн, «Паганиниана», для скрипки соло.
Г. Бреме, Паганиниана: Концертные этюды для Аккордеона, ор 52.
Группа «Ария», песня «Игра с огнем» из одноименного альбома (использован Каприс № 24 ля-минор).
Группа «Гран-КуражЪ», песня «Скрипка Паганини» (использован Каприс № 24 ля-минор).
Группировка Ленинград, песня «Паганини» с альбома Аврора
П. Нечепоренко, «Вариации на тему Паганини», для балалайки соло (тема - Каприс Н.Паганини № 24).
Рок-Синдром, «Вариации на тему 24 каприса Паганини», для электрогитары (тема - Каприс Н.Паганини № 24).

В искусстве

Анатолий Виноградов. книга «Повесть о братьях Тургеневых. Осуждение Паганини». - Минск: Букинистическое издание. Мастацкая литература, 1983. - (роман 1936 г. «Осуждение Паганини»).
Елена Воробьева. книга «Летописи Арванды. Легенды спящего города». - СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2010. - (пьеса «Сожженная дорога Никколо Паганини»).
Татьяна Берфорд. книга «Николо Паганини. Стилевые истоки творчества». - СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. - (Аннотация).
Четвертый альбом рок-группы Ария называется Игра с Огнем. Песня, ставшая заглавной к альбому, рассказывает о том, что Паганини продал душу дьяволу за виртуозную игру.
Чешская группа XIII stoleti посвятила Н. Паганини песню Upir s houslemi.

В кинематографе

Das Dreimäderlhaus (1918). Германия. Райол Ланг
«Паганини», производство Германия, в главной роли Конрад Фейдт, 1923 г.
Franz Schuberts letzte Liebe (1926) Германия. Отто Шмуль.
Die lachende Grille (1926) Германия. Ханс Вашатко.
Paganini in Venedig (1929) Германия. Андреас Вейсгербер.
Gern hab′ ich die Frau’n geküßt (1934) Германия. Иван Петрович.
Casta diva (1935) Италия. Гуальтьеро Тумиати.
The Divine Spark (1935) Англия. Хью Миллер
Фантастическая симфония / La symphonie fantastique (1942) Франция. Морис Шульц.
Россини / Rossini (1942) Италия. Чезаре Фантони.
Heavenly Music (1943) США. Фриц Фельд
A Song to Remember (1945) США. Рокси Рот.
The Magic Bow (1946) Англия. Стюарт Гренджер.
Housle a sen (1947): Bohemian Rapture (1948) Чехословакия. Карел Достал.
Молодость Шопена / Mlodosc Chopina (1952) Польша. Франтишек Ямры.
Casta diva (1956) Италия - Франция. Данило Берардинелли.
Оправдание Паганини (1969, СССР). Всеволод Якут
Паганини / Paganini (1973) (ФРГ) Антонио Теба.
Паганини / Paganini (1976) (Италия) Тино Ширинци.
Никколо Паганини, СССР-Болгария, 1982 г. (Информация о фильме) В главной роли Владимир Мсрян
Весенняя симфония / Frühlingssinfonie (1983) ФРГ. Гидон Кремер.
Зигфрид / Zygfryd (1986) Польша. Криштоф Стопа.
Ужас Паганини / Paganini Horror - итальянский фильм ужасов (1989). Луиджи Коцци.
«Паганини», производство Италия - Франция, 1989 г. В главной роли Клаус Кински.
Наполеон (2002) Англия - Франция. В роли Юлиан Рахлин.
Moi, Hector Berlioz (2003) Франция. Клод Джосто.
Паганини: скрипач дьявола (2013) Германия, Италия. В главной роли скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт.

Семья Николлы Паганини

Жена - Антония любила Никколо;
Сын - Ахилл (род. 1825).