СКАРЛАТТИ (Scarlatti) Доменико (Джузеппе Доменико) (26.10.1685, Неаполь – 23.7.1757, Мадрид), итал. композитор и клавирист. Сын и ученик А. Скарлатти.
С 1701 органист, клавесинист и композитор королевской капеллы в Неаполе, к 1703–04 относятся его первые оперы и церковные сочинения. С 1705 в Венеции, где предположительно брал уроки у Ф. Гаспарини; там же познакомился с Г. Ф. Генделем. С 1708 в Риме придворный капельмейстер польск. королевы в изгнании Марии Казимиры (вдова Яна III Собеского), для её домашнего театра написал 7 опер (б. ч. утеряна) и ряд светских вокальных сочинений (кантаты, серенады). В 1709 соревновался с Генделем в игре на органе (уступил Генделю) и клавире (превзошёл его). С кон. 1714 возглавлял Юлианскую капеллу собора Св. Петра, писал духовные произведения, в т. ч. Stabat mater для 10 голосов и бассо континуо. С 1719 придворный капельмейстер в Лиссабоне, сочинял кантаты, серенады, церковную музыку. Обучая инфанту Марию Барбару, ставшую затем его покровительницей, уже в Лиссабоне начал сочинять для клавесина; после её замужества (1729, супруг – будущий исп. король Фердинанд VI) С. последовал за ней в Испанию (Севилья, Мадрид), где оставался до конца жизни. Продолжал сочинять в разных жанрах (в частности, писал кантаты для кастрата Фаринелли), но предпочтение отдавал клавирным сонатам, б. ч. которых написана им в поздние годы. В 1738 в Лондоне издан единственный прижизненный сб-к его «Упражнений для клавесина» («Essercizi per gravicembalo»), состоящий из 30 одночастных сонат. В 1750-х гг. его учеником был А. Солер.
Наследие С. включает 13 опер, св. 20 серенад и ораторий, множество сольных светских кантат, 17 симфоний, 8 сонат для солиста и бассо континуо, 3 мессы, ряд др. духовных сочинений. Полнее всего талант С. проявился в его 555 клавирных сонатах, исключительно богатых по жанровым истокам (включают влияния музыки Италии, Португалии и Испании), изменчивых по характеру и изобретательных по фактуре. В сонатах С. использованы 22 тональности квинтового круга. При существенной роли полифонии в них очевидна направленность к гомофонному складу; гармония отличается смелостью и своеобразием (особенно в диссонантных «аччакатурах», имитирующих гитарные переборы). Схему старинной сонатной формы С. наполнил резкими образными контрастами, сменами фактурных моделей. Его новаторские и виртуозные приёмы клавирной техники – репетиции, пассажи через всю клавиатуру, перекрещивание рук, двойные ноты, смелые скачки – получили развитие в фп. музыке композиторов-романтиков. Будучи ярчайшими образцами музыки позднего барокко, сочинения С. в то же время отразили процесс формирования классич. клавирной сонаты.