фото: twitter.com
Святослав Теофилович Рихтер. Родился 7 (20) марта 1915 года в Житомире - умер 1 августа 1997 года в Москве. Советский и российский пианист-виртуоз, композитор, актер. Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1961). Лауреат Сталинской (1950), Ленинской (1961), Государственной премий РСФСР им. М. Глинки (1987), Государственной премии Российской Федерации (1996).
Святослав Рихтер родился 7 (20 по новому стилю) марта 1915 года в Житомире.
Имел немецкие корни.
Отец - Теофил Данилович Рихтер (1872-1941), пианист, органист, композитор, преподаватель Одесской консерватории и органист городской кирхи.
Мать - Анна Павловна Москалёва (1892-1963), из русских дворян немецкого происхождения (по матери фон Рейнке).
Во время Гражданской войны семья была разъединена, Святослав жил в семье тётки Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи, ставшей первым его творческим увлечением.
В 1916 году семья переехала в Одессу, где начал учиться игре на фортепиано и композиции. Пианист вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем.
Первым произведением, которое он начал играть, был ноктюрн Шопена. Также в юности он написал несколько театральных пьес, интересовался оперным театром и вынашивал планы стать дирижёром.
С 1930 по 1932 год работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, затем - в Одесской филармонии. Первый сольный концерт, составленный из сочинений Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он получил место концертмейстера в Одесском оперном театре.
В 1937 году поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано Г. Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вскоре, тем не менее, по настоянию Г. Нейгауза, вернулся в Москву и восстановился в консерватории, диплом получил лишь в 1947 году.
Московский дебют пианиста состоялся 26 ноября 1940 года, когда в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату С. Прокофьева - впервые после автора. Ещё через месяц в первый раз выступил с оркестром, стал солистом Московской филармонии.
Сильным ударом для Рихтера стал расстрел отца и предательство матери. Его отец, органист Одесского оперного театра, был арестован по ст. 54-1а УК УССР (измена родине) и расстрелян за 10 дней до начала оккупации Одессы.
О гибели отца Рихтер узнал только после освобождения Одессы в 1944 году. Тогда же он узнал о том, что виновницей его расстрела была мать, которую он очень любил. Как оказалось, у матери был роман с неким Кондратьевым. И когда отцу в начале войны предложили эвакуироваться, она отказалась - потому что Кондратьев уехать в эвакуацию не мог.
Не стал ехать и отец Рихтера. И немца Рихтера обвинили в том, что он якобы ждал фашистов.
После расстрела Теофила Даниловича Кондратьев женился на матери Рихтера Анне Павловне, взял ее фамилию и когда оккупанты уходили из Одессы, они ушли вместе с ними и переселились в Германию. Сам пианист в течение многих лет считал мать погибшей.
Лишь в 1960 году Святослав Рихтер впервые после долгой разлуки встретился с матерью. После этого он несколько раз приезжал к ней и даже однажды потратил все заработанные на гастролях деньги на ее лечение, когда она заболела (отказавшись сдать гонорар государству, что вызвало большой скандал). Но предательства ей он так и не простил.
Сам Рихтер с началом войны остался в Москве. Во время войны вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната С. Прокофьева.
Известно, что большим другом и наставником пианиста была А. И. Трояновская, в её доме в Скатертном переулке он занимался на знаменитом рояле Н. К. Метнера. С 1943 года выступал с певицей Ниной Дорлиак, ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе выступали в концертах.
После войны получил широкую известность, победив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и В. Мержановым), и стал одним из ведущих советских пианистов.
Его концерты в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что он поддерживал дружеские отношения с опальными деятелями культуры, среди которых были Б. Пастернак и С. Прокофьев.
В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 году в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (солировал М. Ростропович). Девятая соната С. Прокофьева посвящена пианисту и впервые им исполнена.
Настоящей сенсацией стали его концерты в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканту присуждается премия «Грэмми» (он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение Второго фортепианного концерта И. Брамса.
В 1952 году исполнил роль Ференца Листа в фильме Григория Александрова «Композитор Глинка».
В 1960-1980 годах продолжил активную концертную деятельность, давая более семидесяти концертов в год. Много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался сравнительно мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов.
Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал сочинения от музыки барокко до композиторов XX века, нередко исполнял целые циклы произведений, как например «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха. Заметное место в его творчестве занимали сочинения Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа и С. Прокофьева.
Исполнение Рихтера отличалось техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля. Он стал одним из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций.
Святослав Рихтер - основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе ежегодного летнего Фестиваля «Музыкальные празднества в Турени» (проводятся с 1964 года в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция), знаменитых «Декабрьских вечеров» в Музее имени А. Пушкина (с 1981 года), в рамках которых выступал с ведущими музыкантами современности, в числе которых - скрипач О. Каган, альтист Ю. Башмет, виолончелисты М. Ростропович и Н. Гутман, а также музыкальный фестиваль в Тарусе (проводится с 1993 года).
В отличие от многих своих современников, никогда не занимался преподаванием.
В последние годы жизни из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.
В последние годы жил в Париже, а незадолго до кончины - 6 июля 1997 года возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке.
Имел большую коллекцию картин, которую Святослав Теофилович передал в Пушкинский музей.
Святослав Рихтер скончался 1 августа 1997 года в Центральной клинической больнице от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
После смерти музыканта бесследно исчез его знаменитый рояль.
Личная жизнь Святослава Рихтера:
Жена - Нина Львовна Дорлиак (24 июня (7 июля) 1908 - 17 мая 1998), советская и российская камерная и оперная певица (сопрано), педагог, Народная артистка СССР. С 1935 года выступала в концертах, в том числе с 1943 года в ансамбле с С. Т. Рихтером.
Сам музыкант свою личную жизнь предпочитал не комментировать.
Нина Дорлиак скончалась 17 мая 1998 года в Москве, не пережив мужа и на год. Квартиру Рихтеров в Москве на Большой Бронной улице в доме 2/6 певица завещала Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина. Кинокритик Инга Каретникова в своих мемуарах указывает на то, что этот брак имел характер фиктивного.
Ходили слухи о гомосексуальности Рихтера, однако сам музыкант эти разговоры никогда не комментировал. Настоящей сенсацией стали воспоминания о Рихтере женщины, которая была его настоящим другом на протяжении шестидесяти лет, - Веры Ивановны Прохоровой (1918-2013). Жизни Рихтера посвящена одна из глав книги Веры Прохоровой «Четыре друга на фоне столетия», опубликованная в 2012 году. Вера Ивановна и Святослав Теофилович (которого она называла Светиком) познакомились в 1937 году, в доме пианиста Генриха Нейгауза, где Рихтер жил, когда учился в Московской консерватории.
По словам Веры Прохоровой, в последние годы Святослав Теофилович страдал от депрессий, усугублявшихся его болезнью, из-за которой он часто отменял концерты. Несколько лет он прожил в Париже - городе, который любил, но в котором он, в то же время, ощущал себя оторванным от родины и друзей. 6 июля 1997 года он вернулся в Россию. «Мы с ним сидели у него на даче на Николиной Горе за шесть дней до его кончины. Он верил в будущее, говорил, что через год начнет играть... Вспоминал Звенигород, в котором придумал проводить свой фестиваль. Говорил: «Знаешь, Випа, меня, наверное, опять повезут на море. Мне нужен еще один год, прежде чем я начну играть. Я понемножку уже играю», - вспоминала она. «За несколько минут до смерти Рихтер сказал: «Я очень устал». Мне потом это передал сам врач, к которому обратился Светик», - рассказывала Вера Прохорова.
Фильмография Святослава Рихтера:
1952 - Композитор Глинка - Ференц Лист;
1954 - В праздничный вечер (фильм-концерт);
1966 - Святослав Рихтер (документальный);
1970 - Искусство Святослава Рихтера (документальный)
Дискография Святослава Рихтера:
1971 - Бах, И. С. (1685-1750). Хорошо темперированный клавир. Часть I;
1973 - Бах, И. С. (1685-1750). Хорошо темперированный клавир. Часть II;
1976 - Мусоргский, М. П. (1839-1881);
1981 - Чайковский, П. И. (1840-1893). Концерт № 1 для ф-но с оркестром си бемоль минор, соч. 23;
1981 - Шуберт, Ф. П. (1797-1828). Сонаты № 9, 11 для фортепиано
Награды и звания Святослава Рихтера:
- Лауреат III Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945, 1-я премия);
- Народный артист РСФСР (1955); - Народный артист СССР (13.01.1961);
- Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1975 года, орден Ленина и медаль «Серп и Молот») - за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения;
- Три ордена Ленина (19.03.1965, 20.03.1975, 20.03.1985);
- Орден Октябрьской Революции (14.11.1980) - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия, 17.03.1995) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие мировой музыкальной культуры;
- Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1985);
- Золотой знак ордена Заслуг перед Польской Народной республикой (ПНР, 1983);
- Большой крест со звездой и плечевой лентой ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (ФРГ, 1995);
- Орден Мира и Дружбы народов (ВНР, 1985); - Ленинская премия (1961) - за концертно-исполнительскую деятельность;
- Сталинская премия первой степени (1950) - за концертно-исполнительскую деятельность;
- Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1987) - за концертные программы 1986 года, исполненные в городах Сибири и Дальнего Востока;
- Государственная премия Российской Федерации (1996) - за Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1981-1995 годы);
- Премия «Грэмми» (1960); - Премия Роберта Шумана (1968);
- Премия Леони Соннинг (1986);
- Премия Франко Аббьяти (1986);
- Премия «Триумф» (1993);
- Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия» - за запись Концерта для фортепиано с оркестром № 1 П. И. Чайковского;
- Почётный доктор Оксфордского университета (1992);
- Почётный доктор Страсбургского университета (1977);
- Действительный член Академии творчества (Москва);
- Почётный гражданин Таруса (Калужская область, 1994);
- Введён в Зал славы журнала Gramophone.