БИЗЕ (Bizet) Жорж (25.10.1838, Париж – 3.6.1875, Буживаль, близ Парижа), франц. композитор. Отец – преподаватель пения, мать – пианистка (была первой учительницей музыки Б.). В 1848–57 учился в Парижской конс., где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фп.), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт), Ф. Галеви (композиция; дочь Галеви Женевьева стала женой Б. в 1869). Будучи высокоодарённым пианистом, отказался от карьеры концертирующего виртуоза и целиком посвятил себя сочинению музыки. В симфонии C-dur (1855, впервые исполнена в 1935) наряду с влиянием Гуно проявились черты индивидуального стиля Б. После получения Римской пр. жил в Италии (1857–1860), где написал (вместо требовавшейся для отчёта мессы) комич. оперу «Дон Прокопио» (1859; сюжет близок «Севильскому цирюльнику» Дж. Россини). В 1860 закончил симфонию-кантату «Васко да Гама» (по эпич. поэме «Лузиады» Л. Камоэнса). В том же году вернулся в Париж, где для заработка был вынужден давать частные уроки, писать танцевальную музыку и заниматься переложением чужих сочинений. В 1863 в Париже была поставлена опера Б. «Искатели жемчуга» на модный тогда ориентальный сюжет. Несмотря на отдельные мелодически выразительные номера (знаменитый романс Надира из 1-го действия), опера в целом не имела успеха у публики, однако получила одобрительный отзыв Г. Берлиоза. Сдержанно была принята и следующая опера – «Пертская красавица» (по одноим. роману В. Скотта, 1867). В 1867 Б. опубликовал (под псевд. Гастон де Бетзи) полемич. статью «Беседа о музыке» («Causerie musicale») – своего рода худож. манифест, где требовал от композитора непосредственности и правдивости. Среди др. сочинений 1860-х гг. – «Иван Грозный» («большая опера» по мотивам рус. истории, 1865; 1-я пост. – Мюринген, 1946), симфонич. сюита «Воспоминания о Риме» (1868), фп. пьесы (в т. ч. «Хроматические концертные вариации», 1868).
1870-е гг. – расцвет творч. деятельности композитора, сосредоточившегося на музыке для театра. Опера «Джамиле» (на сюжет поэмы «Намуна» А. де Мюссе, пост. 1872, Париж) лишена условно-«восточных» черт; воспользовавшись подлинными араб. мелодиями, Б. тонко воссоздал нац. колорит (действие оперы происходит в Каире). Вершины творчества Б. – музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872, театр «Водевиль», Париж; на её основе Б. составил сюиту, 1872; т. н. 2-я сюита из «Арлезианки» составлена другом Б. – комп. Э. Гиро, 1885) и опера «Кармен» (либретто А. Мельяка и Л. Галеви, по мотивам одноим. новеллы П. Мериме, 1875, «Опера-комик», Париж). Драматургия обоих сочинений построена на сходных принципах: используя традиц. номерную структуру, Б. сочетает контрастные тематич. планы и муз. жанры для достижения макс. драматич. эффекта. Так, в «Арлезианке» сцена самоубийства гл. героя проходит на фоне нар. празднества, при этом героич. тема «марша трёх королей» контрапунктирует с весёлой фарандолой; трагич. развязка оперы «Кармен» совершается на фоне ликующих возгласов толпы. Драматургич. контраст в «Кармен» искусно поддерживается и средствами гармонии, в которой экспрессивно-чувственный хроматизм противопоставлен «жанровой» музыке на чисто диатонич. основе.
«Кармен» была принята публикой враждебно, её «низменный» сюжет признали безнравственным, музыку – безобразной; спектакль был снят со сцены. Б. скоропостижно скончался спустя 3 мес после премьеры. Триумфальный успех оперы на мировой сцене начался после постановки в 1875 в Вене, для которой Э. Гиро заменил разговорные диалоги речитативами и дополнил 4-й акт балетными номерами из музыки к «Арлезианке» и из «Пертской красавицы». В 1878 «Кармен» была впервые поставлена в России (С.-Петербург, на итал. яз.), в 1883 возобновлена в Париже. Почитателем Б. стал П. И. Чайковский, который находил в «Кармен» «бездну гармонических смелостей». «Кармен» поныне остаётся одной из самых репертуарных опер мировой сцены.
Награждён орденом Почётного легиона.