ШТРАУС (Strauß, Strauss) Иоганн (25.10.1825, Вена – 3.6.1899, там же), австр. композитор, скрипач и дирижёр. Прославился как «король вальса». Сын Иоганна Штрауса-старшего (1804–49) – скрипача, дирижёра и композитора, родоначальника муз. династии Штраусов, создателя венского вальса, автора знаменитого «Марша Радецкого» (1848). Ш. учился у И.Хофмана (муз.-теоретич. дисциплины), Й. Дрекслера (композиция) и А. Кольмана (игра на скрипке). Его танцевальные пьесы (вальсы и полька) впервые были исполнены публично в 1844 в казино Доммайера (Хитцинг, ныне в черте Вены). В 1844 организовал собств. оркестр. Одновременно с 1845 дирижёр 2-го венского гражданского полка (дирижёром 1-го полка был его отец). После смерти отца объединил собственный оркестр с оркестром отца, организованным в 1825. С 1846 гастролировал как дирижёр в городах Европы, в т. ч. в 1851 в Гамбурге, Праге, Дрездене, Лейпциге и Варшаве. В 1856–65 регулярно выступал в России, дирижировал летними сезонами в Павловске: исполнял свою музыку и сочинения др. венских композиторов, а также рус. композиторов – М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. Н. Серова. В дальнейшем выступал в С.-Петербурге и Москве в 1872 и 1886. В 1872 гастролировал в США, в т. ч. в Бостоне, где дирижировал грандиозным сводным хором и оркестром. В 1863–70 дирижёр придворных венских балов.
В 1870-е гг. обратился к жанру оперетты. 16 оперетт Ш. отличаются лирич. направленностью, опорой на формы гор. музыки Вены, популярные танцевальные жанры (вальсы, польки, галопы и др.). Самые знаменитые из них – «Летучая мышь» («Театр ан дер Вин», 1874) и «Цыганский барон» (там же, 1885), известностью пользуются также «Весёлая война» (там же, 1881) и «Ночь в Венеции» (Новый театр Фридрих-Вильгельмштадта, Берлин, 1883). Оперетты Ш. стали классикой, оказали влияние на развитие жанра у О. Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана. Бытовую танцевальную музыку – вальсы, польки, кадрили, мазурки, марши, галопы (всего ок. 500 пьес) – Ш. сочинял гл. обр. с прикладными развлекательными целями, преим. для балов, променадов. Его вальсы носят программные заглавия, представляют собой развёрнутые композиции с протяжёнными песенными мелодиями (при создании вальсов Ш. опирался на форму венского вальса, развитую его отцом, – 5-частную с кодой). Завоевали мировую известность и продолжают исполняться вальсы «На прекрасном голубом Дунае» (1867), «Сказки Венского леса» (1868), «Весенние голоса» (1882), «Императорский вальс» (1889), «Прощание с Санкт-Петербургом» (1858), полька «Трик-трак» (1858) и др.
По беллетризованной биографии Ш. снят худож. ф. «Большой вальс» с его музыкой (в ред. Д. З. Тёмкина, реж. Ж. Дювивье, в гл. женской роли – М. Корьюс, 1938).