https://i.imgur.com/KUGdxqNl.jpg
фото: tunefind.com

ШТРАУС (Strauß, Strauss) Ио­ганн (25.10.1825, Ве­на – 3.6.1899, там же), австр. ком­по­зи­тор, скри­пач и ди­ри­жёр. Про­сла­вил­ся как «ко­роль валь­са». Сын Ио­ган­на Штрау­са-стар­ше­го (1804–49) – скри­па­ча, ди­ри­жё­ра и ком­пози­то­ра, ро­до­на­чаль­ни­ка муз. ди­на­стии Штрау­сов, соз­да­те­ля вен­ско­го валь­са, ав­то­ра зна­ме­ни­то­го «Мар­ша Ра­дец­ко­го» (1848). Ш. учил­ся у И.Хоф­ма­на (муз.-тео­ре­тич. дис­ци­п­ли­ны), Й. Дрекс­ле­ра (ком­по­зи­ция) и А. Коль­ма­на (иг­ра на скрип­ке). Его тан­це­валь­ные пье­сы (валь­сы и поль­ка) впер­вые бы­ли ис­полне­ны пуб­лич­но в 1844 в ка­зи­но Дом­май­е­ра (Хит­цинг, ны­не в чер­те Ве­ны). В 1844 ор­га­ни­зо­вал собств. ор­кестр. Од­но­вре­мен­но с 1845 ди­ри­жёр 2-го вен­ско­го гра­ж­дан­ско­го пол­ка (ди­ри­жё­ром 1-го пол­ка был его отец). По­сле смер­ти от­ца объ­е­ди­нил соб­ст­вен­ный ор­кестр с ор­ке­ст­ром от­ца, ор­га­ни­зо­ван­ным в 1825. С 1846 га­ст­ро­ли­ро­вал как ди­ри­жёр в го­ро­дах Ев­ро­пы, в т. ч. в 1851 в Гам­бур­ге, Пра­ге, Дрез­де­не, Лейп­ци­ге и Вар­ша­ве. В 1856–65 ре­гу­ляр­но вы­сту­пал в Рос­сии, ди­ри­жи­ро­вал лет­ни­ми се­зо­на­ми в Пав­лов­ске: ис­пол­нял свою му­зы­ку и со­чи­не­ния др. вен­ских ком­по­зи­то­ров, а так­же рус. ком­пози­то­ров – М. И. Глин­ки, П. И. Чай­ков­ско­го, А. Н. Се­ро­ва. В даль­ней­шем вы­сту­пал в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве в 1872 и 1886. В 1872 га­ст­ро­ли­ро­вал в США, в т. ч. в Бос­то­не, где ди­ри­жи­ро­вал гран­ди­оз­ным свод­ным хо­ром и ор­ке­ст­ром. В 1863–70 ди­ри­жёр при­двор­ных вен­ских ба­лов.

В 1870-е гг. об­ра­тил­ся к жан­ру опе­рет­ты. 16 опе­ретт Ш. от­ли­ча­ют­ся ли­рич. на­прав­лен­но­стью, опо­рой на фор­мы гор. му­зы­ки Ве­ны, по­пу­ляр­ные тан­це­валь­ные жан­ры (валь­сы, поль­ки, га­ло­пы и др.). Са­мые зна­ме­ни­тые из них – «Ле­ту­чая мышь» («Театр ан дер Вин», 1874) и «Цы­ган­ский ба­рон» (там же, 1885), из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся так­же «Ве­сё­лая вой­на» (там же, 1881) и «Ночь в Ве­не­ции» (Но­вый те­атр Фрид­рих-Виль­гельм­штад­та, Бер­лин, 1883). Опе­рет­ты Ш. ста­ли клас­си­кой, ока­за­ли вли­я­ние на раз­ви­тие жан­ра у О. Штрау­са, Ф. Ле­га­ра, И. Каль­ма­на. Бы­то­вую тан­це­валь­ную му­зы­ку – валь­сы, поль­ки, кад­ри­ли, ма­зур­ки, мар­ши, га­ло­пы (все­го ок. 500 пьес) – Ш. со­чи­нял гл. обр. с при­клад­ны­ми раз­вле­ка­тель­ны­ми це­ля­ми, пре­им. для ба­лов, про­ме­на­дов. Его валь­сы но­сят про­грамм­ные за­гла­вия, пред­став­ля­ют со­бой раз­вёр­ну­тые ком­по­зи­ции с про­тя­жён­ны­ми пе­сен­ны­ми ме­ло­дия­ми (при соз­да­нии валь­сов Ш. опи­рал­ся на фор­му вен­ско­го валь­са, раз­ви­тую его от­цом, – 5-ча­ст­ную с ко­дой). За­вое­ва­ли ми­ро­вую из­вест­ность и про­дол­жа­ют ис­пол­нять­ся валь­сы «На пре­крас­ном го­лу­бом Ду­нае» (1867), «Сказ­ки Вен­ско­го ле­са» (1868), «Ве­сен­ние го­ло­са» (1882), «Им­пе­ра­тор­ский вальс» (1889), «Про­ща­ние с Санкт-Пе­тер­бур­гом» (1858), поль­ка «Трик-трак» (1858) и др.

По бел­лет­ри­зо­ван­ной био­гра­фии Ш. снят ху­дож. ф. «Боль­шой вальс» с его му­зы­кой (в ред. Д. З. Тём­ки­на, реж. Ж. Дю­ви­вье, в гл. жен­ской ро­ли – М. Корь­юс, 1938).