ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевд.; наст. имя и фам. Филипп Теофраст Ауреол Бомбаст фон Гогенгейм; von Hohenheim) (24.10.1493, Эгг, близ Айнзидельна, Швейцария – 24.9.1541, Зальцбург), врач, алхимик, астролог, философ, светский теолог; один из основателей ятрохимии. Из обедневшей ветви юж.-нем. дворянского рода. Под рук. отца изучал медицину и «тайные искусства» магии и алхимии, усвоив представление о природе как системе знаков, в которой видимые формы указывают на скрытые в них силы. Учился в ун-тах ряда стран, ок. 1516 в Ун-те Феррары стал д-ром терапии и хирургии. С 1517 странствовал в поисках новых знаний и практич. врачебного опыта, побывал в Италии, Испании, Португалии, Франции, Англии, Дании, Швеции, Пруссии, Литве, Польше, Венгрии и др. странах, участвовал как хирург в ряде воен. кампаний. С 1524 в Зальцбурге, где под влиянием Реформации создал первые богословские работы, в т. ч. об основанном на Евангелии справедливом устройстве «блаженной жизни», когда все трудятся, блага земли разделены поровну, отсутствуют сословные привилегии («От Бога нет дворянства, от Бога – труд и император») и т. п. С 1527 гор. врач в Базеле, где в ун-те впервые стал читать лекции по медицине на нем. яз. вместо латыни, резко выступил против ср.-век. схоластич. медицины с её слепым почитанием авторитетов (Галена и др.) и опорой на античное гуморальное учение о четырёх соках человеческого организма, считая основой медицины опыт, традиции нар. врачевания и алхимию. Публично сжёг ср.-век. учебные книги, за что был прозван «Лютером медиков». После конфликта с гор. властями Базеля с 1528 странствовал по Европе как практикующий врач, писал мед. («Парагранум», «Парамирум», «Лабиринт заблуждающихся медиков» и др.) и натурфилос. [«Великая астрономия (Проницательная философия)» – своего рода энциклопедия «тайных наук»] трактаты, занимался химич. опытами и астрологич. наблюдениями. Первоначальное увлечение учением М. Лютера, а затем У. Цвингли сменилось в 1530-х гг. разочарованием в них.
С появлением во 2-й пол. 16 в. многочисл. последователей П. и возросшим интересом к его обширному наследию в 1589–91 в Базеле издано собрание сочинений П. в 10 томах – труды по медицине, алхимии, ботанике, минералогии, натурфилософии, а в нач. 17 в. опубликованы его хирургич. сочинения. В то же время мн. тексты П. распространялись с изменениями и дополнениями, внесёнными поборниками «тайных наук». В кон. 19 в. нем. историк медицины К. Зудгоф (1853–1938) и др. в процессе работы по восстановлению подлинного текста П. открыли множество неопубликованных сочинений П. религ.-филос. и социально-этич. содержания, что привело в 20 в. к пересмотру мн. прежних представлений о П.
В отличие от риторико-филологич. гуманизма, П. построил своё философствование на Библии как высшем авторитете, постижении созданной Богом «книги природы» и собств. истолковании традиций ср.-век. неоплатонизма, герметизма и магии. Его воззрения не были систематизированы и представляют собой противоречивый конгломерат идей и образов. Сотворённое Богом из ничего некое первоначало – «илеастер» (hyleaster – от греч. ὕλη – вещество, материя) сочетает как вещественное, так и небесное (астральное), пронизывающее своими духовными воздействиями весь мир. В нём содержатся «семена» всех вещей, в т. ч. «матери» – традиционные 4 элемента античной натурфилософии (земля, вода, воздух, огонь; П. называет их также «хаосами», в которых живут духи – соответственно гномы, ундины, сильфы и саламандры) и 3 формирующих жизненных принципа – к алхимич. сере и ртути (меркурию) П. добавил соль. Из этих семян произрастают все природные образования, формируемые «археем» – жизненным духом каждого существа. Врач призван восстанавливать порядок в человеческом организме, нарушенный вторжением чуждых духов.
Создание человека П. уподобляет некоему алхимич. процессу – «вытяжке» из всех небесных и земных творений и сущностей, так что в качестве микрокосма (см. Микрокосмос и макрокосмос), «квинтэссенции» мира человек содержит в себе свойства всех металлов, минералов, растений и животных, а также астральных тел и потому способен воспринимать всё, что есть в мире, благодаря «свету природы» (lumen naturale), даруемом божественной благодатью. Как образ и подобие Бога человек призван постигать и разгадывать арканы – скрытые тайны природы («Стучи, стучи… и не стыдись вопрошать»), доводить дары природы до более совершенного или нужного ему состояния (в этом П. видел и задачу алхимии, ориентируя её на поиск новых лекарств). Таков смысл «белой», «натуральной» магии у П. Культ творчества, открытий, самостоят. наблюдений, вообще опытного знания, связанного с методом его практич. использования (experientia et ratio) – один из лейтмотивов деятельности П. (его девиз – «знать, а не предполагать!»).
П. стал одним из основателей нового этапа в развитии фармакологии и лечения с использованием химикатов и минералов. Он внёс большой вклад в изучение и врачевание разл. видов внутр. болезней (в т. ч. профессиональных – трактат «О горной болезни и других болезнях шахтёров»), в хирургию, антисептику, психиатрию, бальнеологию. Ввёл в мед. практику употребление препаратов ртути (в частности, для лечения сифилиса), сурьмы, меди, железа, мышьяка. Установил отличие квасцов от купороса и предложил определять присутствие железа в воде с помощью галловой кислоты, применил для экспериментов водяную баню, выделил винный камень (гидротартрат калия), путём перегонки виноградного и древесного уксуса получил концентрированную уксусную кислоту.
Сильное влияние идей П. сказалось в натурфилософии 17–18 вв., в концепциях Я. Бёме, В. Вейгеля, Я. Б. ван Гельмонта и его сына Ф. М. ван Гельмонта (1614–99), Г. В. Лейбница (учение о монадах – «жизненных духах»), Ф. В. Шеллинга, Новалиса и др.