ЯКОБСОН (Jakobson) Роман Осипович 23.10.1896, Москва – 18.7.1982, Кембридж, США], языковед и литературовед. Окончил Лазаревский ин-т вост. языков (1914) и историко-филологич. ф-т МГУ (1918). В 1919 служил в литературно-издательской секции отдела изобразит. искусств (ИЗО) Наркомпроса. В 1920 в составе миссии Красного Креста выехал в Прагу; в 1921–27 работал здесь в сов. полпредстве. В 1933 переехал в Брно, где до 1939 преподавал в Ун-те им. Масарика. В 1939–41 в Дании, Норвегии, Швеции, с 1941 в США. В 1942–46 проф. Вольной школы высших исследований в Нью-Йорке, где среди его слушателей – К. Леви-Строс. Проф. Гарвардского ун-та (1949–67) и Массачусетского технологич. ин-та (1957–67), в котором вёл семинары совм. с Н. Бором с целью выявления связей языкознания с др. науками. Читал лекции во многих ун-тах мира. Начиная с 1956 неоднократно приезжал в СССР, 29.9.1979 прочёл лекцию в МГУ.
Я. был в числе создателей Московского лингвистического кружка, пражской лингвистической школы, Нью-Йоркского лингвистич. кружка (1943); один из основоположников структурализма. Внёс вклад в исследование мн. областей языкознания и мн. языков. В Чехословакии разрабатывал вместе с Н. С. Трубецким фонологич. теорию, основанную на роли фонем в смыслоразличении, свои фонологич. идеи применял к др. явлениям языка («К общему учению о падеже», 1936), на основе идей Трубецкого изучал языковые союзы. Дальнейшим развитием фонологич. концепции Я. стала теория дифференциальных признаков, разработанная им вместе с Г. Фантом и М. Халле, где предлагалось описывать фонологич. систему любого языка на основе небольшого количества звуковых противопоставлений – дифференциальных признаков, а фонемы рассматривались как наборы этих признаков. В области общей теории языка Я. разработал классификацию функций языка, подверг критич. анализу идеи Ф. де Соссюра, в частности об отсутствии естеств. связи между звучанием и значением знака языкового. Подчёркивал необходимость учёта двух сторон языковой коммуникации – говорящего (кодирующего), преобразующего смысл в текст, и слушающего (декодирующего), преобразующего текст в смысл. Рассматривал параллели между языкознанием и точными науками, в т. ч. с теорией связи и кибернетикой, использовал в лингвистике идеи теории информации. Изучал детскую речь, афазии, универсалии языковые и др. Я. занимался русским и др. слав. языками, в 1940–50-е гг. во многом заложив основы славистики и русистики в США. Велика роль Я. в развитии контактов между языковедами разных стран и континентов, в т. ч. с 1950-х гг. он знакомил сов. лингвистов с зап. наукой о языке и пропагандировал в США и Зап. Европе работы ряда отеч. учёных.
Исследовал проблемы поэтики худож. лит-ры и фольклора, преим. на отеч. материале; отстаивал необходимость изучения поэтики в её связях с языкознанием. Первая крупная работа – кн. «Новейшая русская поэзия. Набросок первый» (созд. в 1919, опубл. в 1921), посвящённая творчеству В. Хлебникова; тезис «поэзия есть язык в его эстетической функции» стал манифестом рус. формальной школы. Совместно с П. Г. Богатырёвым в работе «Фольклор как особая форма творчества» (1929) Я. обосновал концепцию нар. творчества как коллективного, в котором важную роль играет цензура всего сообщества, в противоположность бытовавшему в науке того времени выдвижению на первый план индивидуального начала в фольклоре. В 1930–50-е гг. много занимался вопросами стихосложения, установив связь слав. стиха с индоевропейским, придав новый импульс исследованиям по сравнит. метрике. Автор фундам. исследования «Основа сравнительного славянского литературоведения» (1953), работ о «Слове о полку Игореве», «Задонщине», творчестве А. С. Пушкина, А. Н. Радищева, А. А. Блока, В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака, а также о Данте, У. Блейке, Ш. Бодлере, Б. Брехте и др. Обращался к раннеславянскому эпосу, слав. мифологии, отд. видам искусства (в т. ч. семиотике кино).