ЛИСТ (Liszt) Франц (Ференц) (22.10.1811, дер. Доборьян, комитат Шопрон – 31.7.1886, Байрёйт, ныне Германия), венг. композитор, пианист, дирижёр, педагог, муз. писатель и обществ. деятель. Один из ведущих представителей позднего романтизма. В 9 лет начал публично выступать, в 1822 занимался в Вене у К. Черни (фп.) и А. Сальери (композиция). После успешных концертов в Вене и Пеште (1822–23) Л. переехал в Париж. В консерваторию не был принят как иностранец, брал уроки композиции у Ф. Паэра и А. Рейхи, выступал в Париже и Лондоне, много сочинял. Худож. принципы Л. формировались в русле франц. романтизма, в общении с В. Гюго, О. де Бальзаком, Г. Гейне, под воздействием искусства Г. Берлиоза, Н. Паганини, Ф. Шопена. Они сформулированы в серии статей «О положении людей искусства и об условиях их существования в обществе» (1835) и в «Письмах бакалавра музыки» (1837–39), написанных в сотрудничестве с М. д’Агу (впоследствии писала под псевд. Даниель Стерн), с которой Л. совершил длительное путешествие в Швейцарию (1835–37), где преподавал в Женевской конс., и в Италию (1837–39).
Интенсивно гастролировал по Европе (1839–47), триумфом сопровождался приезд Л. в Венгрию, где его чествовали как нац. героя. В 1842, 1843, 1847 Л. побывал в России [С.-Петербург, Москва, Киев, Одесса, Елисаветград (ныне Кировоград)]; завязав дружеские связи с рус. музыкантами, сделал транскрипции «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, романса А. А. Алябьева «Соловей» и др. Создал в эти годы многочисл. фп. переложения (5–7-й симфоний Л. ван Бетховена, «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза, увертюр к «Вильгельму Теллю» Дж. Россини и «Вольному стрелку» К. М. фон Вебера, песен Ф. Шуберта, органных прелюдий и фуг И. С. Баха), оперные парафразы и фантазии (на темы «Дон Жуана» В. А. Моцарта, опер В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, позднее – Дж. Верди). Прекратил публичные выступления в 1847 (прощальный концерт состоялся в Елисаветграде), после чего обосновался в Веймаре, где ещё в 1844 занял должность придворного капельмейстера.
Веймарский период жизни Л. (1848–1861) – время интенсивного творчества. На основе написанного в 1830-х гг. «Альбома путешественника» создал «Годы странствий» – циклы фп. пьес (1-й год – Швейцария, 1848–55; 2-й год – Италия, 1838–49, с добавлением «Венеция и Неаполь», 1840–59). Завершил 12 этюдов высшего исполнительского мастерства («Этюды трансцендентного исполнения», 1851), «Большие этюды по каприсам Паганини» (2-я ред. 1851); «Поэтические и религиозные гармонии» (10 пьес для фп., 1852). Продолжая работу над венг. напевами (Венгерские национальные мелодии для фп., 1840), создал получившие широкую известность 15 Венгерских рапсодий для фп. (1847–53). В это время сочинены центр. произведения Л.: 12 симфонических поэм (1847–1858), Соната h-moll (1852–53), «Фауст-симфония в трёх характерных картинах» по И. В. Гёте (1854–57), Симфония к «Божественной комедии» Данте (1856). Написаны также 2 концерта (Es-dur, 1835–56, и A-dur, 1839–61) и «Пляска смерти» (1847–65) для фп. с оркестром, «Мефисто-вальс» (по «Фаусту» Н. Ленау, 1860) и др. Расцвета достигла и его муз.-критич. деятельность: кн. «Ф. Шопен» (1852), статьи (ок. 1855) «Берлиоз и его симфония "Гарольд"», «Роберт Шуман», «"Орфей" Глюка», «"Эврианта" Вебера», «"Летучий голландец" Р. Вагнера» и др. Вокруг Л. в Веймаре объединилась группа единомышленников (пианист и дирижёр X. фон Бюлов, композиторы П. Корнелиус, Й. Рафф, К. Таузиг, муз. критик Р. Поль, поэт А. Гофман фон Фаллерслебен и др.; см. также Веймарская школа). В Веймаре Л. поставил редко исполнявшиеся оперы В. А. Моцарта, К. В. Глюка, Л. ван Бетховена, ряд совр. опер, драму-мистерию «Манфред» Дж. Байрона с музыкой Р. Шумана, дирижировал симфониями и операми Г. Берлиоза. Особенно много сделал Л. для пропаганды сочинений Р. Вагнера (в т. ч. осуществил первую постановку его оперы «Лоэнгрин»). Противодействие придворных кругов вынудило Л. в 1858 отказаться от должности оперного, а в 1861 – придворного капельмейстера.
С 1861 Л. подолгу жил в Риме (в 1868–1869 и 1878–79 также на Вилле д’Эсте в Тиволи); попытался реформировать церковную музыку, в 1865 принял сан аббата (отчасти под влиянием княгини К. Витгенштейн, с которой он сблизился в 1847). К этому времени относятся многочисл. церковные [в т. ч. «Хоральная месса» (Missa choralis, 1865), «Венгерская коронационная месса» (1867), Реквием (1868), гимн «Ave maris stella» (1865–68), хоры с органом «Crux» (1865), «О salutaris hostia» (ок. 1870), «Ave verum corpus» (1871), «Via Crucis» (1876–79), «Ossa arida» (1879)] и паралитургич. сочинения (оратория «Христос», 1866–72, полностью исполнена в 1873, Веймар; легенды, в т. ч. «Св. Цецилия», 1874). Продолжал сочинять для фп.: в 1863 созданы 2 концертных этюда («Шум леса», «Хоровод гномов») и «Испанская рапсодия», в 1864 – грандиозное переложение для фп. 9-й симфонии Л. ван Бетховена. Настроения разочарованности и скепсиса (им способствовали смерть сына и старшей дочери, непонимание современниками его худож. и обществ. устремлений) выразились в мелодекламациях с фп. «Любовь мёртвого поэта» (по стих. M. Йокаи, 1874), «Слепой певец» (по балладе А. К. Толстого, 1875), фп. пьесах «Кипарисы виллы д’Эсте» (из 3-го «Года странствий», 1867–77), «Серые облака» (1881), «Чардаш смерти» (1882), «Траурная гондола» (ок. 1885), 2-м (1881), 3-м (1883) и неоконч. 4-м (1885) «Мефисто-вальсах», «Мефисто-польке» (1883), последней (13-й) симфонич. поэме «От колыбели до могилы» (1882). Вместе с тем в 1860–80-х гг. Л. прилагал много усилий для развития венг. муз. культуры. Он регулярно жил в Пеште (Будапеште), исполнял там свои произведения, в т. ч. связанные с нац. тематикой (оратория «Легенда о Св. Елизавете», 1862; «Венгерская коронационная месса» и др.), способствовал основанию Академии музыки (был её первым президентом и профессором). Л. преподавал также в Веймаре, куда к нему приезжали совершенствоваться музыканты из разных стран, среди которых – А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, А. Рейзенауэр, Э. д’Альбер, Э. Зауэр и др. (со всеми учениками Л. занимался бесплатно). Среди произведений последних лет – фп. цикл «Венгерские исторические портреты» (1870–1886), Венгерские рапсодии (с 16-й по 19-ю), «Забытые вальсы» (1–4-й, 1881–1885), транскрипции «Смерти Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, полонеза из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Осн. эстетич. принципы Л. – обновление музыки путём раскрытия её внутр. связи с поэзией, освобождение худож. содержания от схематизма, приводящее к новым жанрам и формам. Программные пьесы из «Годов странствий», навеянные произведениями лит-ры, живописи, скульптуры, нар. легендами (Фантазия-соната «После чтения Данте», «Сонеты Петрарки», «Обручение» по картине Рафаэля, «Мыслитель» по скульптуре Микеланджело, «Часовня Вильгельма Телля»), образами природы («На Валленштадтском озере», «У родника»), являются муз. поэмами разных масштабов. Термин «поэма» (нем. Dichtung) сам Л. применил к новому, созданному им жанру – крупным одночастным программным симфонич. произведениям. Их заголовки адресуют слушателя к стихотворениям А. Ламартина («Прелюды»), В. Гюго («Что слышно на горе», «Мазепа»), Ф. Шиллера («Идеалы»), трагедиям У. Шекспира («Гамлет»), И. Г. Гердера («Прометей»), к др.-греч. мифу («Орфей»), картине В. Каульбаха («Битва гуннов»), драме И. В. Гёте («Тассо. Жалоба и триумф»; близка также поэме Дж. Байрона «Жалоба Тассо»). Творчество Л. опиралось на нац. почву. Особенности венгерско-цыганского стиля вербункош, ритмы чардаша нашли выражение в его многочисл. обработках нар. мелодий (19 Венгерских рапсодий, созданных в осн. на материале гор. фольклора). В творчестве Л. присутствует и тема нац.-освободит. борьбы венг. народа («Ракоци-марш», «Погребальное шествие» для фп.; симфонич. поэма «Плач о героях» и др.).
Л. вошёл в историю музыки как смелый новатор в области муз. формы. В инструментальную музыку ввёл принцип монотематизма (сам Л. считал превращение тем, основанное на технике свободного варьирования мотивов, гл. чертой своего композиц. метода). В программных симфониях и симфонич. поэмах Л. допускал отказ от репризных повторов; в традиц. жанрах сонаты и концерта остался верен исторически сложившимся принципам формообразования и способам закругления формы, вместе с тем радикально обновил одночастную сонатную форму, усилил контраст между её осн. разделами, придал ей черты цикличности. Особенно значительны достижения Л. в области гармонии. Последовательно расширяя границы тональности (пример крайней тональной неустойчивости – «Багатель без тональности» для фп., ок. 1885), он одним из первых систематически и разносторонне использовал необычные средства гармонич. красочности: контрастные сопоставления тональностей (в т. ч. тритоновые), многозвучные терцовые («Ossa arida»), квинтовые (1-й «Мефисто-вальс») и квартовые (3-й «Мефисто-вальс») аккорды, сложные альтерированные аккорды, мажоро-минор, вводил элементы хроматич. системы (терцовые ряды аккордов), модализмы [напр., пентатоника в пьесе «На Валленштадтском озере» из 1-го «Года странствий», фригийская и «венгерская» (с двумя увеличенными секундами) гаммы в Cонате h-moll, звукоряды целотоновый, тон-полутон (известный как «гамма Римского-Корсакова») и др.]. Переворот, произведённый им в пианистич. иск-ве, был основан на симфонической трактовке фортепиано. Используя все регистровые и динамич. возможности этого инструмента, Л. способствовал демократизации фп. игры, вывел её из салона в большой концертный зал. По выражению В. В. Стасова, начиная с Л. «для фортепиано стало возможно всё».
Л. дал оригинальные решения ораториальных жанров, романтич. песенной лирики («Лорелея» на стих. Г. Гейне, «Как дух Лауры» на стих. В. Гюго, «Три цыгана» на стих. Н. Ленау и др.), органной музыки (Фантазия и фуга на хорал «Ad nos, ad salutarem undam» из оперы Дж. Мейербера «Пророк», 1850; Прелюдия и фуга на темы B–A–C–H, 1856–70). В последние годы жизни творч. устремления Л. существенно изменились, он создал аскетический, лаконичный стиль, свободный от романтич. излишеств, и во многом предвосхитил муз.-выразительные средства 20 в.
Младшая дочь Л. и Марии д’Агу Козима (в замужестве фон Бюлов, затем Вагнер) (1837–1930), муз.-театральный деятель, писательница. После смерти 2-го мужа, Р. Вагнера, в течение мн. лет была директором Байрёйтского фестиваля, осуществляла постановки вагнеровских опер.