ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (10.10.1813, Ронколе, герцогство Парма – 27.1.1901, Милан), итал. композитор. Сын крестьянина-трактирщика. С 7 лет учился музыке у сельского органиста. В 1823 переехал в Буссето, в 15 лет стал церковным органистом. Первые опыты композиции относятся к 1828 (увертюры, марши для духового оркестра, фп. пьесы). В 1832 пытался поступить в Миланскую конс., но не был принят по возрасту. Занимался у дирижёра и композитора В. Лавиньи. В 1835–38 жил в Буссето, организовывал концерты (в 1836 возглавлял филармонич. об-во), сочинял музыку. Первая опера В. – «Оберто, граф Сан-Бонифачо» (1837, пост. 1839, театр «Ла Скала», Милан) была тепло принята публикой. Следующая опера – «Король на час» («Мнимый Станислав», 1840, там же) не имела успеха. Известность композитору принесли оперы «Навуходоносор» («Набукко», на сюжет из Книги пророка Даниила, 1841, пост. 1842, там же) и «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842, пост. 1843, там же; франц. редакция – «Иерусалим», 1847, Парижская опера). Проникнутые романтич. освободит. пафосом, эти оперы были восторженно приняты в Италии, испытывавшей подъём нац. самосознания; зрители улавливали намёки на совр. политич. события, спектакли зачастую сопровождались манифестациями.
Тяготение В. к напряжённому драматизму, ярким контрастам, сильным чувствам обусловило выбор сюжетов из героич. прошлого, из произведений великих драматургов. В 1842–49 он создал 13 опер, в т. ч. «Эрнани» (по одноим. драме В. Гюго, 1844, театр «Фениче», Венеция), «Жанна д’Арк» (1845, Милан), «Аттила» (1846, Венеция), «Разбойники» (по одноим. драме Ф. Шиллера, 1847, театр «Хеймаркет», Лондон), «Макбет» (по одноим. трагедии У. Шекспира, 1847, театр «Пергола», Флоренция; 2-я ред. 1865, «Театр лирик», Париж), «Битва при Леньяно» (1849, театр «Арджентина», Рим), «Луиза Миллер» (по драме «Коварство и любовь» Шиллера, 1849, театр «Сан-Карло», Неаполь). Патриотич. настроения В. нашли отражение также в гимне «Звучи, труба», написанном во время революции 1848 по предложению Дж. Мадзини (на текст Г. Мамели).
Мировое признание получила триада опер, созданных В. в 1850-х гг.: «Риголетто» (на сюжет драмы «Король забавляется» В. Гюго, 1851, Венеция), «Трубадур» (по одноим. драме А. Гарсия Гутьерреса, 1852, пост. 1853, театр «Аполло», Рим; 2-я ред. под назв. «Трувер», 1857, Парижская опера), «Травиата» (по драме «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1853, Венеция). В них раскрылись лучшие черты муз.-драматич. дарования композитора: глубокое постижение внутр. мира героев, простота музыки, её связь с итал. нар. песенностью, динамика муз. развития. Иск-во В. приобретает социально-критич. направленность. В центре внимания композитора судьбы людей, ставших жертвами произвола и сословных предрассудков (придворный шут Риголетто, нищая цыганка Азучена, «падшая женщина» Виолетта). В операх 1850–60-х гг. в связи с ростом нац.-освободит. движения В. вновь обратился к историко-героич. сюжетам, связывая воедино личную драму героев с политич. событиями: «Сицилийская вечерня» (1854, пост. 1855, Парижская опера; 2-я ред. под назв. «Джованна Гусман», 1856, Милан), «Симон Бокканегра» (либр. Ф. М. Пьяве по одноим. драме Гарсия Гутьерреса, 1857, Венеция; 2-я ред. – либр. переработано А. Бойто, 1881, Милан), «Бал-маскарад» (по драме «Густав III, или Бал-маскарад» Э. Скриба, 1859, Рим).
Активный участник освободит. движения на рубеже 1850–60-х гг., В. на свои средства закупил оружие для нац. гвардии г. Буссето. В 1861–64 был членом первого нац. итал. парламента в Турине, разработал проект реорганизации муз. учреждений, в 1871 возглавил комиссию по вопросам реформы муз. театров и муз. образования. При этом в 1871 он отказался от предложенного ему поста директора Неаполитанской, а в 1878 – Миланской консерваторий.
В 1862 для итал. труппы Мариинского театра В. написал оперу «Сила судьбы» (либр. Ф. М. Пьяве; 2-я ред. – либр. переработано А. Гисланцони, 1869, Милан); в связи с постановкой оперы дважды посетил Россию (зимой 1861/62, осенью 1862). В 1866 работал для Парижской оперы над одной из значительнейших своих партитур – «Дон Карлос» (по одноим. драме Ф. Шиллера, постановки 1867 в Париже и Болонье не имели успеха; сокращённая ред. в 4 актах – итал. текст Гисланцони, 1884, Милан). В 1870 по заказу правительства Египта (в связи с торжеств. открытием Суэцкого канала) В. создал оперу «Аида», ставшую одной из вершин итал. оперного иск-ва (либр. Гисланцони, идея сюжета принадлежит франц. египтологу Ф. О. Ф. Мариету; пост. 1871, Каир; 1872, Милан). Внешние приметы жанра «большой оперы» (пышная «египетская» экзотика, развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, помпезные марши и шествия) сочетаются в ней с тонко разработанными характеристиками гл. героев.
В последующие 10 лет В. не писал опер, создал струнный квартет (1873), «Реквием» (Messa di Requiem, 1874) памяти писателя А. Мандзони (частично использовал музыку неосуществлённого реквиема памяти Дж. Россини), ряд др. вокальных произведений. В 1881 началось его сотрудничество с А. Бойто, результатом которого явился шедевр – опера «Отелло» (либр. Бойто, 1886, пост. 1887, Милан), одно из величайших воплощений шекспировской темы в мировой муз. классике. В этой опере В. достиг полного слияния музыки с драматич. действием, традиц. арии и ансамбли заменил монологами и диалогич. сценами, основанными на сквозном муз. развитии. Те же принципы характеризуют и последнюю оперу В. «Фальстаф» (либр. Бойто по комедии «Виндзорские проказницы» и хронике «Король Генрих IV» У. Шекспира, 1892, пост. 1893, там же) – остроумную оперу-буффа (жанр преобразован В. в духе реализма 19 в.). В конце жизни В. сочинял преим. религ. музыку, в т. ч. Ave Maria для хора а капелла (1889–98, с использованием «загадочной гаммы»), Те Deum (1896), Stabat Mater (1897).
Творчество В. – высшая точка развития итал. оперы 19 в. Острота жизненных конфликтов, гуманизм, выразительность муз. языка, связь с нац.-демократич. культурой Италии обусловили выдающееся значение опер В., сделали их популярными во всём мире. Развивая достижения своих предшественников (Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини), основываясь на традициях итал. бельканто и в то же время осваивая опыт современных ему оперных школ (Ш. Гуно, Р. Вагнер), В. создал свой «смешанный» вокальный стиль – ярко театральный, острый и рельефный, сочетающий песенно-ариозные принципы и гибкую декламацию. Участвуя в составлении либретто, композитор значительно изменил характер и структуру традиц. итал. оперы. Добиваясь непрерывности сценич. развития, В. глубоко индивидуально трактовал свободные формы монолога и диалога. В лучших операх В. существенную драматургич. нагрузку несёт оркестр, однако для композитора незыблем приоритет вокального начала. «Голос и мелодия, – говорил В., – для меня всегда будут самым главным».