https://i.imgur.com/j9eZIpQl.jpg
фото: penza-post.ru

Иван Ильич Мозжухин (26 сентября (8 октября) 1889, Кондоль, Саратовская губерния — 17 января 1939, Париж) — русский актёр эпохи немого кино, сценарист, работал также во Франции, Германии и США.

Биография
Иван Ильич Мозжухин родился 26 сентября (8 октября) 1889 год в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне — Пензенского района Пензенской области). Дед по отцу Иван Семёнович Мозжухин был крепостным крестьянином. Служил управляющим имением у помещиков Бахметевых и князей Оболенских. На этом посту проявил выдающиеся административные способности, за что всем его детям была дарована вольная. Илья Иванович, тем не менее, остался работать с отцом, впоследствии унаследовав должность управляющего. Был женат на дочери местного священника Ивана Аполлоновича Ласточкина — Рахили Ивановне.

Иван Мозжухин был младшим из четырёх сыновей. Детство и юность он провёл в Пензе. Вся семья увлекалась театром (его старший брат Александр впоследствии стал знаменитым оперным певцом), и Иван с детства выступал в любительских спектаклях, в том числе и в народном театре Пензы.

С 1899 по 1907 годы учился во 2-й Пензенской мужской гимназии, которую также окончил Всеволод Мейерхольд (историческое здание гимназии по улице Володарского, 5 сохранилось до наших дней и является памятником истории и культуры федерального значения; в настоящее время в нём располагается управление образования г. Пензы; 19 мая 2016 года на нём была торжественно открыта мемориальная доска-горельеф И. И. Мозжухину). После окончания гимназии И. И. Мозжухин два курса отучился на юридическом факультете Московского университета, после чего ушёл в актёры. Работал в антрепризе в провинциальных театрах, затем — в театральной труппе московского Введенского народного дома.

Начав сниматься в кино в 1911 году в фильмах компании Ханжонкова, Мозжухин быстро добился успеха благодаря актёрской выразительности и тому, что с лёгкостью менял амплуа — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, и герои-любовники, и гротеск. Среди его работ — скрипач Трухачевский в «Крейцеровой сонате» (1911), адмирал Корнилов в «Обороне Севастополя» (1911), Маврушка (он же и гвардейский офицер) в «Домике в Коломне» Чардынина (1913), Чёрт в «Ночи перед Рождеством» Старевича. После начала работы в компании Ханжонкова режиссёра Евгения Бауэра Мозжухин быстро становится величайшей звездой российского кино. В снятом по сценарию Валерия Брюсова фильме Бауэра «Жизнь в смерти» (1914) он сыграл главную роль — доктора Рено, который хочет навеки сохранить нетленной красоту любимой женщины и убивает её, чтобы забальзамировать. Именно в этом фильме впервые появились кадры с «мозжухинскими слезами», которые стали легендой русского кино.

Фильмы с Мозжухиным пользовались огромным успехом, и это вызвало интерес к нему со стороны конкурирующих кинофирм, которые стали делать актёру всё более заманчивые предложения. В конце концов Мозжухин под предлогом того, что в очередном фильме ему не досталась главная роль (речь идёт о фильме «Леон Дрей» по роману С. С. Юшкевича, когда режиссёр Евгений Бауэр вместо И. Мозжухина, как предполагалось, пригласил на главную роль Н. М. Радина), перешёл в киноателье И. Ермольева, где начал работать с Яковом Протазановым. У Протазанова он сыграл роль Германна в «Пиковой даме» (1916) и множество других, ставших классикой русского кино. В 1917 году исполнил роли пастора Тальконса и его сына Сандро ван-Гогена в фильме «Сатана ликующий». Вершиной актёрского мастерства Мозжухина считается роль князя Касатского в фильме Протазанова «Отец Сергий» (1918). До 1917 года актёр также играл в театре Корша и Свободном театре. В 1919 году вместе со съемочной группой Ермольева работал в Ялте. В Крыму был арестован вместе с женой и приговорён к расстрелу. Один из красных командиров оказался давним поклонником творчества артиста, что и спасло им жизнь.

В феврале 1920 года на греческом товарном судне «Пантера» вместе с другими артистами, режиссёрами и служащими самого знаменитого и процветающего кинопредприятия России — «Товарищества И. Ермольева», такими как Александр Волков, Яков Протазанов, Виктор Туржанский, Наталья Кованько, Иван Мозжухин вместе с женой Натальей Лисенко покинул Россию. Обосновавшееся в предместье Парижа, в Монтройе, «Товарищество Иосифа Ермольева» вскоре было преобразовано в студию «Альбатрос», а Мозжухин стал её ведущим актёром. В 1923 году поставил по собственному сценарию фильм «Костёр пылающий», сыграв в нём несколько ролей — от демонического героя до эксцентрического персонажа. Под названием «Гримасы Парижа» этот фильм с успехом демонстрировался и в советском прокате.

Весной 1926 года Мозжухин заключил пятилетний контракт с компанией Universal Pictures и уехал в Голливуд. Под давлением продюсера Карла Леммле он изменил фамилию на более короткую «Москин» и сделал пластическую операцию по уменьшению выдающегося носа, однако успехов не добился. После одного неудачного фильма с довольно символичным названием «Капитуляция» актёр не снялся в намеченной по контракту ленте режиссёра Джорджа Мелфорда, а отбыл в Германию для работы на немецких киностудиях, связанных с Universal. С 1928 по 1930 год он работал в Германии, исполнив в частности роль Хаджи-Мурата в фильме «Белый дьявол» (Der weiße Teufel, 1930) режиссёра Александра Волкова, но и там не сыскал былой славы. По мнению ряда историков, а также близких друзей, в частности, Александра Вертинского — контракт был частью продуманной операции голливудских продюсеров по устранению европейского конкурента. Об этом же писал и брат Ивана Александр Мозжухин: «По контракту он должен был играть роли, которые ему предложили. И вот ему дали в картине „Отож“ играть роль русского офицера, принимающего роль в еврейском погроме. Роль действительно была отвратительная и вызывала полное отвращение к её исполнителю. Иван это чувствовал и играл её плохо. После этого единственного выступления он вернулся из Америки с уже наложенным на себя пятном, которое смыть было трудно…».

Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере — у него был, во-первых, сильный акцент, а во-вторых — тембр голоса, который плохо получался в записи. В своём единственном удачном звуковом фильме «Сержант Икс» (Le sergent X, 1932) режиссёра Владимира Стрижевского Мозжухин играл русского, который постепенно осваивает французский язык.

Всего Иван Мозжухин снялся в более чем сотне фильмов (для некоторых из них он также писал сценарии).

Остаток жизни Иван Мозжухин прожил в уединении и умер от скоротечной чахотки в Париже 17 января 1939 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Личная жизнь
Первая жена (1912—1927) — русская, позднее французская актриса Наталья Лисенко.

Вторая жена (с 1928 года) — датская актриса Агнес Петерсен.

Третья жена — французская актриса русского происхождения Таня Федор, брак быстро распался.

Брат — оперный певец Александр Мозжухин (1878—1952).

В 1935 году отец Мозжухина, а также брат Константин Ильич (род. 1882) и племянница Рахиль Константиновна, проживавшие в СССР, были арестованы и высланы на пять лет в город Иргиз Актюбинской области Казахской ССР. Приговор племянницы был отменён через месяц; отец был выслан в Омск спустя год, где отбывал оставшийся срок. 6 ноября 1937 года Константин Ильич был повторно арестован и приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Год смерти неизвестен.

Другой брат — Алексей Мозжухин (род. 1880), бывший офицер царской армии — был арестован в 1931 году на основании 58-й статьи и приговорён к трём годам лишения свободы. Его семья была выслана в Таврический район Омской области, куда Алексей переехал после освобождения. Повторно арестован 20 октября 1937 года на основании той же статьи и 8 декабря приговорён тройкой НКВД к высшей мере наказания. В настоящее время Константин и Алексей реабилитированы.

Увековечение памяти

Музей в Кондоле
В 1989 году в селе Кондоль, ныне — административном центре Пензенского района Пензенской области, был открыт Музей братьев Мозжухиных. На здании музея установлена мемориальная доска Ивану Мозжухину.

Геральдика (Кондоль)
На современных гербе и флаге села Кондоль Пензенского района Пензенской области, в котором родился Иван Мозжухин, присутствуют стилизованные очертания киноплёнки, напоминающие о выдающемся земляке-киноактёре.

Кинофестиваль (Пенза)
С 2007 года в Пензенской области ежегодно проходит Российский Открытый кинофестиваль «Мужская роль» имени И. И. Мозжухина.

Улица в Пензе
26 ноября 2010 года решением Пензенской городской Думы № 472-23/5 имя Ивана Ильича Мозжухина было присвоено одной из улиц, а также восьми проездам в микрорайоне «Заря—2 мкр. 1—2» Октябрьского района города Пензы. В городе появились «Улица Мозжухина», а также 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й проезды Мозжухина.

Мемориальная доска-горельеф в Пензе
19 мая 2016 года в г. Пензе на здании бывшей Второй мужской гимназии (ныне — управления образования г. Пензы) на улице Володарского, 5 была торжественно открыта мемориальная доска-горельеф И. И. Мозжухину. В церемонии открытия приняли участие председатель Союза кинематографистов России, народный артист РСФСР Никита Михалков и губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. Автор мемориальной доски-горельефа — скульптор, член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации Валерий Кузнецов.

Телесериал «Вертинский»
В телесериале «Вертинский» (2021) роль Ивана Мозжухина исполнил актёр Павел Ерлыков.

Фильмография

В России
1910 — В полночь на кладбище
1911 — Жизнь за царя
1911 — Крейцерова соната
1911 — На бойком месте
1911 — Оборона Севастополя
1912 — Братья-разбойники
1912 — Весенний поток
1912 — Дурман
1912 — Крестьянская доля
1912 — Кубок жизни
1912 — Рабочая слободка
1912 — Снохач
1913 — Война и мир
1913 — Братья
1913 — Вот мчится тройка
1913 — Воцарение дома Романовых
1913 — Горе Сарры
1913 — Домик в Коломне
1913 — Дядюшкина квартира
1913 — Ночь перед Рождеством
1913 — Обрыв
1913 — Страшная месть
1913 — Хаз-Булат
1914 — В руках беспощадного рока
1914 — Её геройский подвиг
1914 — Женщина завтрашнего дня (1-я серия)
1914 — Жизнь в смерти
1914 — Злая ночь
1914 — Мазепа
1914 — Пьянство и его последствия
1914 — Ревность
1914 — Рождённый ползать, летать не может
1914 — Руслан и Людмила
1914 — Сестра милосердия
1914 — Сказка о спящей царевне и семи богатырях
1914 — Слава — нам, смерть — врагам
1914 — Сорванец
1914 — Таинственный некто
1914 — Тайна германского посольства
1914 — Ты помнишь ли?..
1914 — Хризантемы
1915 — В буйной слепоте страстей
1915 — Власть тьмы
1915 — Вот вспыхнуло утро
1915 — Всю жизнь под маской
1915 — Дети Ванюшина
1915 — Качка
1915 — Клуб нравственности
1915 — Комедия смерти
1915 — Кумиры
1915 — Наташа Ростова
1915 — Не подходите к ней с вопросами
1915 — Николай Ставрогин
1915 — Отцвели уж давно хризантемы в саду
1915 — Пара гнедых
1915 — Петербургские трущобы
1915 — Потоп
1915 — Смерть дома
1915 — Тайна нижегородской ярмарки
1915 — Чайка
1915 — Я и моя совесть
1916 — А счастье было так возможно
1916 — Грех
1916 — Женщина с кинжалом
1916 — Жизнь — миг, искусство — вечно
1916 — И песнь осталась недопетой
1916 — Любовь сильна не страстью поцелуя
1916 — На вершине смерти
1916 — Не пожелай жены ближнего твоего
1916 — Нищая
1916 — Пиковая дама
1916 — Пляска смерти
1916 — Суд божий
1917 — Андрей Кожухов
1917 — Во власти греха
1917 — Дочь Израиля
1917 — Кулисы экрана
1917 — Не надо крови
1917 — Отец и сын
1917 — Проклятые миллионы
1917 — Прокурор
1917 — Сатана ликующий
1917 — Шквал
1918 — Богатырь духа
1918 — Малютка Элли
1918 — Отец Сергий
1919 — Немой страж
1919 — Тайна королевы
1919 — Чёрная стая
1919 — Член парламента

За границей
1920 — Грустная авантюра / L'angoissante aventure (автор сценария Иван Мозжухин, режиссёр Яков Протазанов)
1921 — Справедливость прежде всего / Justice d’abord (режиссёр Яков Протазанов)
1922 — Буря /
1921 — Дитя карнавала / L’enfant du carnaval (режиссёр Иван Мозжухин совместно с Александром Волковым)
1922 — Дом тайны / La maison du mystère (режиссёр Александр Волков)
1923 — Костёр пылающий / Le brasier ardent (режиссёр Иван Мозжухин) — Детектив
1924 — Тени, которые исчезают / Les ombres qui passent (режиссёр Александр Волков)
1924 — Кин / Kean (режиссёр Александр Волков) — Кин
1925 — Лев Моголов / Le lion des Mogols (режиссёр Жан Эпштейн)
1925 — Покойный Матиас Паскаль / Feu Mathias Pascal (режиссёр Марсель Л’Эрбье)
1926 — Курьер царя / Der Kurier des Zaren / Michel Strogoff (режиссёр Виктор Туржанский)
1927 — Казанова (фильм, 1927) / Casanova (режиссёр Александр Волков) — Казанова
1927 — Капитуляция / Surrender (режиссёр Эдвард Сломен)
1928 — Президент / Der Präsident (режиссёр Дженнаро Ригелли)
1928 — Тайный курьер / Der geheime Kurier (режиссёр Дженнаро Ригелли)
1929 — Адъютант царя / Der Adjutant des Zaren (режиссёр Владимир Стрижевский)
1929 — Манолеску, король авантюристов / Monolescu — Der König der Hochstapler (режиссёр Виктор Туржанский)
1930 — Белый дьявол / Der weisse Teufel (режиссёр Александр Волков)
1932 — Сержант Икс / Le Sergent X (режиссёр Владимир Стрижевский)
1933 — Тысяча и вторая ночь / La mille et deuxieme nuit (режиссёр Александр Волков)
1934 — Дитя карнавала / L`Enfant du carnaval (режиссёр Александр Волков)
1934 — Казанова / Casanova (режиссёр Рене Барбери) — Казанова
1936 — Ничего / Nitchevo (режиссёр Жак де Баронселли)