ОРЛО́В-ЧЕСМЕ́НСКИЙ (до 1775 Орлов) Алексей Григорьевич [24.9(5.10).1735, по др. данным, 1737, вероятно, с. Люткино Угличской пров. Моск. губ., ныне деревня Бежецкого р-на Тверской обл. – 24.12.1807(5.1.1808), Москва], граф (1762), рос. воен. и гос. деятель, дипломат, коннозаводчик, ген.-аншеф (1769). Из рода Орловых (1). Брат Г. Г. Орлова и В. Г. Орлова. Получил домашнее образование; владел нем. и итал. языками. Служил в л.-гв. полках – Семёновском (1755–57; числился с 1749) и Преображенском (с 1762; его ком. с 1767). В составе Обсервационного корпуса ген.-фельдцейхмейстера гр. П. И. Шувалова участвовал в Семилетней войне 1756–63. Вместе с братьями Г. Г., И. Г. и Ф. Г. Орловыми и др. офицерами л.-гв. Измайловского, Преображенского и Семёновского полков участвовал в подготовке переворота 28.6(9.7).1762, совершённого в пользу имп. Екатерины II. Сообщил ей об аресте одного из заговорщиков (поручика П. Б. Пассека), что ускорило события, сопровождал Екатерину II из Петергофа в С.-Петербург, где ей присягнули полки лейб-гвардии, Сенат и Синод. Огласил Манифест о вступлении императрицы на рос. престол. Возглавил охрану арестованного имп. Петра III во дворце в Ропше. Возможно, причастен к смерти свергнутого императора, в обществе считался её гл. виновником. После прихода к власти Екатерины II вместе с братьями занял лидирующие позиции при имп. дворе. Ком. Кавалергардского корпуса – личной охраны императрицы (1765–75). В 1765 направлен на Юг России, где прекратил волнения Донского казачьего войска, искавшего воен. поддержку у Крымского ханства. Депутат Уложенной комиссии 1767–1768/69 от С.-Петербурга. В 1768 выехал в Зап. Европу на лечение, вскоре после начала рус.-тур. войны 1768–74 в Вене провёл ряд встреч с представителями народов Балканского п-ова (греч., черногорского и албанского) для организации их выступления на стороне России. Во время войны совм. с гр. Г. Г. Орловым инициировал использование против Османской империи ВМФ. Главнокоманд. рос. флотом в Средиземном м. (с 1769; на время воен. действий именовался генералиссимусом). Руководил 1-й Архипелагской экспедицией (см. в ст. Архипелагские экспедиции), командовал флотом в победоносном для России Чесменском сражении 1770 (награждён орденом Св. Георгия 1-й степени и шпагой, украшенной драгоценными камнями, получил поч. приставку к фамилии – Чесменский; в честь победы в сражении учреждена золотая медаль с портретом О.-Ч. и надписью «Гр. А. Гр. Орлов. Победитель и истребитель турецкого флота»). Сыграл гл. роль в захвате обманным путём в Ливорно в нач. 1775 т. н. княжны Елизаветы Таракановой – авантюристки неизвестного происхождения, выдававшей себя за дочь имп. Елизаветы Петровны и гр. А. Г. Разумовского (доставлена контр-адм. С. К. Грейгом на рос. воен. корабле в мае того же года в Кронштадт, заключена в Петропавловскую крепость, где вскоре скончалась).
С кон. 1775 в отставке. Один из крупнейших землевладельцев и душевладельцев России 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. (О.-Ч. принадлежали земли в Воронежской, Костромской, Московской, Нижегородской, Симбирской, Тверской, Ярославской губерниях и ок. 20 тыс. душ крестьян мужского пола). С сер. 1770-х гг. занимался селекционными опытами по разведению лошадей, голубей, охотничьих собак, овец. Привёз в Россию из Персии, Дании, Османской империи, Испании, Великобритании и др. государств подаренных (напр., Али-беем аль-Кабиром, тур. пашой Гасан-беем), купленных и захваченных лошадей. Основал в 1775–1776 конный завод в с. Остров близ Москвы (ныне село Ленинского р-на Моск. обл.); часть поголовья составили отобранные О.-Ч. особи дворцовых конных заводов и лошади, подаренные имп. Екатерине II перс. правителем Керим-ханом Зендом. Первоначально потерпел неудачу: лошади азиат. и зап.-европ. пород тяжело переносили климатич. условия Центр. России. Для выведения выносливой, приспособленной к рос. условиям породы лошадей с хорошими рысистыми качествами О.-Ч. в 1776 организовал коннозаводческий комплекс с развитой инфраструктурой (конюшни, манежи, беговые дорожки) в сёлах Хреновое, Чесменка, Пады Бобровского у. Воронежской губ. (ныне Бобровского и Панинского р-нов Воронежской обл.), заложив основы Хреновского конного завода (ныне в с. Слобода Бобровского р-на). Впервые в рос. коневодстве для получения необходимых качеств О.-Ч. применил методы многопородного и близкородственного скрещивания с др. породами, разведения «по линиям» и др. Благодаря О.-Ч. в коннозаводч. дело вошли скачки и бега в упряжке (с 1776), точный и планомерный селекционный отбор, систематич. подготовка лошадей. К нач. 19 в. вывел орловскую рысистую породу (официально признана в 1830) и русскую верховую породу (их прямыми предками были скакуны Сметанка и Салтан I).
В начале рус.-тур. войны 1787–91 имп. Екатерина II предложила О.-Ч. вновь возглавить рос. эскадру в Средиземном м. Однако, не желая находиться в подчинении светлейшего кн. Г. А. Потёмкина-Таврического, О.-Ч. отказался. После смерти имп. Екатерины II оказался в опале. Участвовал по инициативе имп. Павла I в предпринятой монархом церемонии коронования имп. короной праха Петра III и перенесения его из Александро-Невской лавры в Петропавловский собор в С.-Петербурге. В 1796 по указу Павла I вместе с семьёй уехал за границу. Вернулся в Россию в 1801, после восшествия имп. Александра I на рос. престол. Последние годы жизни О.-Ч. провёл в Москве, где устраивал театральные представления, фейерверки, скачки, кулачные, петушиные и гусиные бои, голубиную и псовую охоту. Во время рус.-прус.-франц. войны 1806–1807 главнокоманд. 5-й областью (ополчения Орловской, Курской, Воронежской и Харьковской губерний) земского войска (милиции).
Награждён орденами Св. Александра Невского (1762), Св. Андрея Первозванного (1768), Св. Владимира 1-й степени (1806).
Был похоронен в фамильной усыпальнице в усадьбе Отрада Серпуховского у. Моск. губ. (см. Семёновское-Отрада), в 1832 его останки по инициативе дочери гр. А. А. Орловой-Чесменской перенесены в Свято-Юрьев мон. близ Новгорода, в 1896 гр. А. В. Орловым-Давыдовым возвращены в Отраду, в 1924 при разграблении усадьбы сожжены.
О.-Ч. посвящена ода Г. Р. Державина «Афинейскому витязю» (1796, опубл. в 1808). Фигура О.-Ч. помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862), памятника Екатерине II в С.-Петербурге (1873, автор обоих проектов – М. О. Микешин). В 1872 Воронежским об-вом охотников конского бега учреждена медаль в память О.-Ч. (медальеры – В. В. Никонов и М. В. Кучкин). Бюсты О.-Ч. установлены на территории Хреновского конного завода (1995, скульпторы П. П. Чусовитин, В. Ф. Смураго, арх. В. С. Кубасов), на о. Спеце (Греция) (2003, скульптор В. И. Усов).