СУХОВО-КОБЫ́ЛИН Александр Васильевич [17(29).9.1817, Москва или Подольский у. Моск. губ. – 11(24).3.1903, Больё, Франция], рус. драматург. Брат Е. Тур. Принадлежал к одному из старейших и богатейших рус. дворянских родов. В 1834–1838 учился в имп. Моск. ун-те; был дружен с Н. П. Огарёвым, А. И. Герценом, К. С. Аксаковым. По окончании ун-та путешествовал по Европе, слушал лекции в Гейдельбергском и Берлинском ун-тах. В 1843, вернувшись в Россию, поступил на гос. службу в канцелярию моск. гражд. губернатора; в 1850 вышел в отставку в чине титулярного советника. Был заподозрен в убийстве своей содержанки француженки Луизы Симон-Деманш [7(19).11.1850], арестован, но вскоре освобождён. В сент. 1851 оправдан судом, признавшим виновными в убийстве крепостных С.-К., однако в 1853 дело было вновь возобновлено; в мае – октябре 1854 С.-К. вторично находился под арестом. Год спустя Моск. надворный суд вновь оправдал С.-К., однако Сенат дважды (в 1855 и 1856) вынес решение оставить С.-К. под подозрением. Дело было окончательно закрыто только в 1857 решением Гос. совета, оправдавшего и С.-К., и его крепостных людей. Причастность С.-К. к преступлению остаётся предметом споров между его биографами, но версия о его невиновности представляется предпочтительной.
Многолетнее следствие, нанёсшее тяжелейший удар по репутации, и наглое вымогательство со стороны судейских чиновников во многом обусловили стойкую ненависть С.-К. к бюрократич. системе в России. Она пронизывает его драматич. трилогию: комедия «Свадьба Кречинского» (1852–54, пост. в 1855, опубл. в 1856), драма «Дело» (1-я ред., 1856–1861, опубл. за границей в 1861, в России в новой редакции в 1869; пост. с большими цензурными купюрами под назв. «Отжитое время» в 1882) и «комедия-шутка» «Смерть Тарелкина» (1857–1869, опубл. в 1869; пост. с цензурными купюрами и искажениями под назв. «Расплюевские весёлые дни» в 1900), где чиновничество предстаёт как гл. зло России, воплощение алчности, бездушия и вседозволенности. В отд. издании 1869 трилогия имеет общее назв. «Картины прошедшего»; первые две пьесы соединены преемственностью фабулы и образами нескольких персонажей, из второй в третью переходят образы двух действующих лиц. Гротескно-сатирич. изображение чиновничества во второй и третьей пьесах С.-К. явилось причиной их трудной сценич. и издательской судьбы.
В драматургии С.-К. прослеживается влияние рус. сатирич. комедии («Ябеда» В. В. Капниста, «Ревизор» Н. В. Гоголя и др.); по характеру гротеска С.-К. ближе всего к М. Е. Салтыкову-Щедрину, однако сочетание драматич., трагич. и комического (сатира и фарс) делает пьесы С.-К. абсолютно оригинальным явлением в отеч. драматургии. Имя циника и пройдохи Расплюева – героя «Свадьбы Кречинского», подхваченное Салтыковым-Щедриным в цикле «Письма тётеньке», стало нарицательным. Высокая худож. ценность и социальная актуальность пьес С.-К. были по-настоящему оценены только в 20 в.

