Ирина Абдуррезаевна (Ирэн Абдур-Резаевна) Азер (род. 19 или 18 сентября 1949, Баку) — актриса советского кино 1960—1990-х годов. В период с 1967 по 1991 год участвовала в съёмках 31 художественного фильма и двух телевизионных постановок.
Ирину Азер называли самой красивой блондинкой советского киноэкрана, самой красивой советской актрисой и «советской Мэрилин Монро».
С начала 1990-x годов прекратила сниматься в кино, позднее стала заниматься мелким бизнесом.
Биография
Юность
Ирина Азер родилась 19 (по другим сведениям — 18) сентября 1949 года в Баку. Её отец — польский лётчик Йофан, который после войны работал в столице Азербайджанской ССР испытателем на военном аэродроме, но вынужден был вернуться на родину, успев дать дочери имя Ирэн. Мать — Лилия Георгиевна, казачка, участница Великой Отечественной войны.
Своими необычными фамилией и отчеством она обязана отчиму Резе Азеру. По словам самой Ирины, её отчим принадлежал к богатейшему иранскому роду. Реза Азер был известным генералом, личным врагом последнего иранского шахиншаха Мохаммеда Резы Пехлеви и политическим эмигрантом, нашедшим прибежище в СССР, в Баку. Здесь он жил в резиденции бывших богачей и выкопал перед домом роскошный бассейн для своей любимой падчерицы Ирэн.
Вскоре семья Ирэн переехала в Москву, где Реза Азер преподавал в Институте востоковедения, и проживала на Песчаной улице.
В конце своей жизни, незадолго до смерти, Реза Азер вернулся в Тегеран. Сразу же после смерти отчима в 1978 году в стране произошла исламская революция и Ирина с сестрой Деларам, находившиеся в то время в Тегеране, были вынуждены бежать из Ирана, так ничего и не получив из завещанного отчимом наследства.
Начало карьеры
В 16 лет начала работать фотомоделью у Виктора Вознесенского, посвятив этому занятию 12 лет — с 1965 по 1977 год.
В 1968 году поступила во ВГИК, на актёрский факультет Сергея Герасимова. Встречу с Герасимовым и его мастерской актриса считала судьбоносным моментом в своей жизни.
Во время учёбы много снималась в курсовых и дипломных фильмах. Начиная с третьего курса снялась в трёх картинах:
- «Красный агитатор Трофим Глушков» (1969) — режиссёр Валерий Рубинчик.
- «У озера» (1970) — режиссёр Сергей Герасимов.
- «Внимание, черепаха!» (1970) — режиссёр Ролан Быков.
Студенткой была также приглашена для съёмок в знаменитом эпическом киноцикле «Освобождение» (1970—1972), поставленном режиссёром Юрием Озеровым и удостоенном Ленинской премии (1972).
Путь к признанию
Уже в ранних фильмах молодая актриса обратила на себя внимание зрителей. Её первая заметная роль в кино — Анна Сергеевна в детской комедии «Внимание, черепаха!», очаровательная учительница младших классов, которой пытаются украдкой подражать её ученицы.
Ярко и убедительно сыграв Наташу — роль второго плана в двухсерийном теледетективе «Кража» (1970; режиссёр Александр Гордон), она не потерялась на фоне целого сонма прекрасных актёров, занятых в фильме. А роль Люськи в четырёхсерийной телевизионной кинокомедии «Большая перемена» (1972—1973; режиссёр Алексей Коренев) принесла Ирине Азер настоящую популярность. Актрисе достался образ эффектной блондинки, подруги одного из учеников вечерней школы Генки Ляпишева (актёр Виктор Проскурин), которого Люська отвлекает от учёбы танцами, а в финале сама приходит учиться в вечернюю школу. Актриса рассказывала:
«Помните сцену, когда Люська ждёт Ляпишева на танцах, а его увёл на лекцию Петрыкин — Быков? Появился кавалер поздно вечером и весь мокрый, потому что бежал по пояс в воде. Витя Проскурин страшно замёрз на съёмке, и, чтобы согреться, ему налили водки. По-моему, он первый раз в жизни её тогда попробовал. Захмелел и пошёл искупнуться… Все его ищут, а Вити нет… Возвращается раненый. Оказывается, напоролся в пруду на стекло и порезал ногу.
Ногу забинтовали и опять начали снимать. «Витя, я тебя прошу, не надо меня целовать. Камеры стоят так, что ничего не видно. Просто обнимемся», — говорю я хмельному Проскурину. А он возьми да и поцелуй меня с пьяных глаз по-настоящему. Еле отцепилась. Кажется, именно этот дубль и вошёл в картину. А другая сцена вообще получилась у меня случайно. Иду я обиженная от Ляпишева в своих белых туфельках, камера работает, и вдруг отваливается каблук. Хорошо, не растерялась. Сняла вторую туфлю, выбросила её и пошла босиком в гордом одиночестве. Не знаю, почему каблук отвалился, туфли были новые.»
Фильм «Большая перемена» открыл дорогу в большой кинематограф многим актёрам, снявшимся в нём, в том числе и Ирине Азер. В течение 1970-х — 1980-х годов она активно снималась как в эпизодических, так и в основных ролях в таких популярных советских фильмах, как «Дорогой мальчик» (1974; режиссёр Александр Стефанович), «Горожане» (1975; режиссёр Владимир Роговой), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980; режиссёр Родион Нахапетов), «Возвращение резидента» (1982), «Конец операции „Резидент“», (1986; режиссёр Вениамин Дорман) и др.
На телевидении актриса участвовала в съёмках телевизионного шоу «Кабачок „13 стульев“» (режиссёр Георгий Зелинский) и телеспектакля «Джентльмены, которым не повезло» (1977; по рассказам О. Генри, режиссёр Василий Давидчук). При этом в популярнейшей юмористической передаче советского телевидения «Кабачок „13 стульев“» (1966—1981) она появлялась дважды с разрывом в девять лет. Ещё студенткой её приглашали в 1969 году на роль пани Каролины и таким образом она стала одной из первых исполнительниц этого персонажа. В 1978 году Ирина сыграла роль пани Ольгицы — ещё одной посетительницы «Кабачка».
Завершение карьеры
За свою недолгую карьеру Ирина Азер успела сняться в кинолентах, в которых её партнёрами были такие выдающиеся актёры советского кино, как Николай Крючков (фильм «Горожане», 1975), Георгий Жжёнов (фильмы «Возвращение резидента», 1982, и «Конец операции „Резидент“», 1986) и др.
В годы перестройки актриса продолжала появляться на киноэкране. Помимо «Конца операции „Резидент“», с 1986 по 1991 год она участвовала в съёмках ещё семи картин. Однако с начала 1990-х годов Ирина Азер прекратила сниматься в кино.
Личная жизнь
Уйдя из большого кино, стала заниматься мелким и прибыльным бизнесом — торговала женским бельём в здании МНТК «Микрохирургия глаза». У бывшей актрисы даже была собственная палатка, за прилавком которой она стояла, надев тёмные очки и парик для неузнаваемости. Зарабатывала очень прилично.
У актрисы было много поклонников, в том числе и очень известных личностей. Ирина Азер была замужем за журналистом Юрием Шварцем. Развод произошёл из-за подозрения измены Юрия с киноактрисой Натали Вуд. От брака с Юрием у Ирины есть единственная дочь Вика 1975 года рождения, переехавшая в США к мужу в 1992 году с сыном Юрой, которого она родила в 17 лет ещё в Москве .
По сообщению «Экспресс газеты Online», младшая сестра Ирины Деларам (1957—2002) покончила жизнь самоубийством. На тот момент ещё была жива мать Ирины. В настоящее время[когда?] мать живёт в доме для престарелых у станции метро «Речной вокзал».
В начале 2000-х годов, благодаря интервью в «Экспресс газете Online» (№ 17, 2001), об известной в прошлом актрисе стали писать в российских глянцевых журналах. Один только журнал «Караван историй» посвятил ей около 10 страниц. Однако предложений выгодных ролей в кино не последовало, хотя Ирина утверждала, что мечтает сыграть в ремейке «Кто боится Вирджинии Вулф?». В то же время бывшую актрису и её семью стали окружать скандалы.
В настоящее время актриса проживает с дочерью в Калифорнии, воспитывает двух внуков. Младшего внука зовут Оскар.
[b]Фильмография[/b]
Роли
1967 — Бабье царство (эпизодическая роль)
1969 — Кабачок «13 стульев» — пани Каролина
1969 — Красный агитатор Трофим Глушков — Катя, медсестра
1970 — Освобождение — связистка Танечка
1970 — У озера — пассажирка в поезде
1970 — Внимание, черепаха! — Анна Сергеевна, учительница
1970 — Кража — Наташа, любимая девушка Бурова
1972 — Человек на своём месте
1972 — Идущие за горизонт — Лена, невеста Ивакина
1972 — Большая перемена — Люська, подруга Ляпишева
1974 — Дорогой мальчик — Жаклин, похитительница
1974 — Хаос — Антонина
1975 — Горожане — пассажирка такси, жена Володи
1977 — Семья Зацепиных — Лена
1977 — Джентльмены, которым не повезло — Ада Лоури
1978 — Крепость — Лида Рябцева, радистка
1978 — Мой друг дядя Ваня — Лена
1978 — Кабачок «13 стульев» — пани Ольгица
1979 — Акванавты — Лотта Кером, дочь профессора
1980 — Не стреляйте в белых лебедей — Ира, туристка
1980 — Иначе нельзя — сотрудница дома отдыха
1982 — Кража
1982 — Возвращение резидента — Марта, секретарша
1982 — Не ждали, не гадали! — Марина Николаевна, сослуживица Долгорукова
1984 — Любочка — Галина Максимовна, воспитательница в детском саду
1984 — Полоса препятствий — жена Корабельникова
1985 — Когда становятся взрослыми — соседка
1986 — Конец операции «Резидент» — Марта, секретарша Штаубе
1986 — Всего один поворот — Лида
1986 — Удивительная находка, или Самые обыкновенные чудеса — мать Максима Рыбкина
1986—1987 — Секретный фарватер — Шарлотта Ранке, жена штурмана Венцеля
1989 — Грань — Света, актриса, подруга Вероники
1990 — Последняя осень — Алла Сергеевна
1990 — Наутилус — жена Семёна Ильича
1990 — Имитатор — Хильда Бауэр
1991 — Графиня — гид-экскурсовод
Фильмы об Ирине Азер
2012 — документальный фильм «Большая перемена. Последняя любовь Генки Ляпишева» (режиссёр Алексей Быстрицкий, автор сценария Ольга Булле)
Высказывания
«Я не народная и не заслуженная, но сплю по ночам спокойно — совесть моя чиста. »