Ежегодно 11 сентября, начиная с 2007 года, сотрудники воспитательных структур Вооруженных Сил России отмечают свой профессиональный праздник — День специалиста органов воспитательной работы.
В приказе статс-секретаря — заместителя министра обороны РФ, которым введен этот профессиональный праздник, отмечено, что именно в этот день в 1766 году за подписью императрицы Екатерины II был утвержден Устав Кадетского сухопутного корпуса, которым были впервые введены должности офицеров-воспитателей.
Прежде всего, в должностные обязанности офицеров-воспитателей Кадетского корпуса тогда входило «содействия успеху во благо Отечества». Другими словами, воспитательная работа, говоря современным языком, основывалась на патриотических началах. И эти принципы воспитательной работы сохраняются на протяжении многих десятилетий в российской армии и в военно-учебных заведениях, находящихся в системе вооружённых сил.
Именно патриотическое воспитание можно называть основой подготовки будущих офицеров, исходя из чего и формируются образовательные стандарты в военных вузах, а также учебных заведениях довузовского типа (суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса).
В 1992 году было образовано Главное управление по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации, которое в 1997 году переименовано в Главное управление воспитательной работы ВС РФ (ГУВР ВС), а на его базе в 2010 году сформировано Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основными задачами сотрудников ГУВР в Вооруженных Силах РФ являются: организация воспитательной работы в интересах проведения государственной политики в области обороны и безопасности; организация патриотического воспитания военнослужащих и информационно-разъяснительной работы по повышению авторитета и престижа военной службы; организация общественно-государственной подготовки военнослужащих и гражданского персонала в ВС; выработка и осуществление мер по укреплению морально-психологического состояния и воинской дисциплины среди военнослужащих; организация психологической работы, осуществление в Вооружённых Силах мер по психологической помощи, поддержке и реабилитации военнослужащих; общее организационно-методическое руководство, управление и всестороннее обеспечение деятельности средств массовой информации Вооружённых Сил и другие.
В интересах воспитательной работы в ВС функционирует дома офицеров и солдатские клубы, библиотеки, кино- и видео-пункты, комнаты отдыха. В войсках и учреждениях активно действуют музеи и комнаты боевой славы. Высшие военные учебные заведения России готовят кадры для данного рода войск.