10 сентября празднуем Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних (Феодосиевых) пещерах почивающих.
Колыбель древнерусской иноческой жизни, Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей Руси.
Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками иноческого подвижничества на Руси. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды.
Эта обитель, по словам Киево-Печерского Патерика, была поставлена «слезами, пощением, молитвой, бдением». Преподобный Антоний, говорит один из авторов Патерика, «не имел ни золота, ни серебра, но приобрел все слезами и постом». В бытность игуменом преподобного Феодосия лавра жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от мирян, привлекаемых благочестием и святостью жизни монашеской общины.
Приняв монастырь на свое попечение по благословению преподобного Антония, преподобный Феодосий усугубил в нем воздержание, «великое пощение и молитву со слезами»; когда же число братии превысило 100 человек, он стал искать подходящий монастырский устав для устроения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосий избрал Студийский устав, который в дальнейшем был заимствован у Киево-Печерской лавры другими древнерусскими монастырями.
Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские
В условиях строгой монастырской жизни и каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как «светила, сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень или одну сырую», — свидетельствует Киево-Печерский Патерик.
Большое внимание уделялось в обители послушанию: «Меньшие покорялись старшим и не смели говорить перед ними; но все делали с покорностью и
с великим послушанием».
В обители царила истинно христианская любовь в отношениях между братией. В Патерике особо отмечается взаимная забота иноков друг о друге, попечение о младших со стороны старших насельников, которые «научали меньших и утешали как детей возлюбленных. Если брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его и по великой любви своей епитимию разделяли трое или четверо... Если который-нибудь брат уходил из монастыря, все братия сильно печалились о том; посылали за ушедшим и, призвав его в монастырь, шли к игумену, кланялись, просили за него и принимали в монастырь с радостью. Такие-то были любящие, воздержные постники!» — восклицает инок Киево-Печерской обители прп. Нестор Летописец.
Живя милостыней мира, монастырь и сам стремился помогать от своих избытков сирым, голодным и неимущим людям. Неподалеку от Киево-Печерской лавры преподобным Феодосием был построен странноприимный дом для нищих и больных, которым оказывалась всемерная помощь. Каждую субботу монастырь отправлял в город воз хлеба, предназначенного для заключенных в тюрьмах. Бывали случаи, когда милостыня оказывалась даже разбойникам, пойманным на попытке ограбления монастыря, против которых в духе великой христианской любви не возбуждалось никакого преследования.
Из всех аскетических подвигов особое распространение среди иноков Киево-Печерской лавры получило затворничество. Претерпевая великие искушения, подвижники выходили из них победителями благодаря глубочайшей вере, многотерпению, беспредельной верности Богу, усердной непрестанной молитве и суровому подвигу. Среди преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих
в Дальних пещерах, память которых Церковь празднует 28 августа/10 сентября, более половины прославились затворничеством и великим постничеством.
В число этих преподобных отцов входят иноки, совершавшие свой духовный подвиг в разные периоды времени — с XI по XV вв. О каждом из них не сохранилось подробных житийных сведений, за исключением имени, времени несения подвигов и указания о том, на какой стези тот или иной инок нес духовные труды и подвиги. В общем списке празднуемых 28 августа/10 сентября преподобных отцов Киево-Печерских Церковь чтит память следующих подвижников: преподобный Феодосий Великоименитый (+1074; память 3/16 мая; 14/27 августа и
2/15 сентября); Моисей чудотворец (XIII—XIV вв.; память 28 июля/10 августа); Лаврентий затворник XIII—XIV вв.; память 20 января/2 февраля); Иларион схимник (+1066; память 21 октября/3 ноября); Пафнутий затворник (XIII в.; память 15/28 февраля); Мартирий диакон (XIV в.; память 25 октября/7 ноября); Феодор, князь Острожский (+ок. 1483; память 11/24 августа); Афанасий затворник (XIII в.; память 2/15 декабря); Дионисий иеромонах, затворник (XV в.; память 3/16 октября); Феофил, епископ Новгородский (+ок. 1482; память
26 октября/8 ноября); Зинон постник (XIV в.; память 30 января/12 февраля); Григорий чудотворец (XIV в.; память 8/21 января); Ипатий целебник (XIV в.; память 31 марта/13 апреля); священномученик Лукиан (+1243; память 15/28 октября); Иосиф Многоболезненный (XIV в.; память 4/17 апреля; Павел Послушливый (XIII в.; память 10/23 сентября); Сисой схимник (XIII в.; память 6/19 июля); Нестор Некнижный (ХIV в.; память 27 октября/9 ноября); Памва затворник (+1241; память 18/31 июля); Феодор молчальник (XIII в.; память 17 февраля/
1 марта); Софроний затворник (XIII в.; память 11/24 марта); Панкратий иеромонах, затворник (XIII в.; память 9/22 февраля); Анатолий затворник (ХIII в.; память 3/16 июля); Аммон затворник (XIII в.; память 4/17 октября); Мардарий затворник (XIII в.; память 13/26 декабря); Пиор затворник (ХIII в.; память 4/17 октября); Мартирий затворник (ХIII—ХIV вв.; память 25 октября/7 ноября), Руф затворник (XIV в.; память 8/21 апреля); Вениамин затворник (XIV в.; память 13/26 октября); Кассиан затворник (XIII—XIV вв.; память 8/21 мая); Арсений Трудолюбивый (XIV в.; память 8/21 мая); Евфимий схимник (XIV в.; память 20 января/2 февраля); Тит воин (XIV в.; память 27 февраля/11 марта); Ахила диакон (XIV в.; память 4/17 января); Паисий (XIV в.; память 19 июля/1 августа); Меркурий постник (XIV в.; память 24 ноября/6 декабря); Макарий диакон (XIII—XIV вв.; память 19 января/1 февраля); Пимен постник (XII в.; память 8/21 мая); Леонтий (память 8/21 июня) и Геронтий канонархи (XIV вв.; память 1/14 апреля); Захария постник (XIII—XIV вв.; память 24 марта/6 апреля); Cилуан схимник (XIII—XIV вв.; память 10/23 июня); Агафон чудотворец (XIII—XIV вв.; память 20 февраля/4 марта); Игнатий архимандрит (+1435; память 20 декабря/2 января); Лонгин вратарь (XIII—XIV вв.; память 16/29 октября).
Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних Пещерах (прп. Феодосия) почивающих:
- ПРЕПОДОБНЫЙ ИГНАТИЙ, архимандрит Печерской обители (20 дек.) Исцелял, давая вкушать просфору, на которой он совершал Литургию.
- ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН, схимник (10 июня и 10 июля) Он проходил послушание сторожа монастырского сада. Однажды, стоя в келье на молитве, он по дару прозорливости узнал, что воры залезли в сад. Тотчас своей молитвой связав их на три дня, так что они не могли двинуться с места, преподобный привел их в чувство раскаяния, наставил их жить трудолюбиво и отпустил.
- ПРЕПОДОБНЫЙ АГАФОН, чудотворец (20 февр.) Его надгробная надпись гласит «Яко пророк, будущая возвещал, яко врач, возложением рук своих, немощныя исцеляяй, яко свят, на небе со святыми во славе, телом же в нетлении с преподобными зде (в пещере) пребываяй».
- ПРЕПОДОБНЫЙ ЗИНОН, постник (30 янв.)
- ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ, диакон (19 янв.) Был отдан в монастырь в детстве по обету, за исцеление его от неизлечимой болезни. Здесь он обучился грамоте и особенно полюбил молитву и чтение божественных книг.
- ПРЕПОДОБНЫЙ АХИЛА, диакон (4 янв.) Питался одной просфорой в неделю.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ИПАТИЙ, целебник (31 марта) Питался хлебом и водой. Служил больным и исцелял их возложением рук.
- ПРЕПОДОБНЫЕ МЕРКУРИЙ (4 и 24 нояб.) и ПАИСИЙ (19 июля) Единомысленные по духу и любви Христовой, они были погребены, по их просьбе, в одной могиле.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ЛАВРЕНТИЙ, затворник (29 янв.) Жил в темной пещере.
- ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ, чудотворец (20 июля) Носил железный пояс и крест своей работы. Любил псалмопение и земные поклоны.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЛАРИОН СХИМНИК (21 окт.) По некоторым данным, он в миру был священником села Берестова и стал митрополитом Киевским, знаменитым проповедником. В обители он писал книги в келье прп. Феодосия, в то время когда прп. Феодосий прял нитки, а прп. Никон сшивал книги.
- ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ, трудолюбивый (8 мая) Он никогда не был празден, но всегда занимался или трудом, или молитвой, а пищу принимал по захождении солнца.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН постник, игумен (27 авг.) Днем занимался тяжелыми работами, ночью молился, а пищу принимал раз в неделю.
- ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ, затворник (2 дек.) Жил XIII в. в пещере. Пребывал в безмолвии и непрестанно стоял на молитве.
- ПРЕПОДОБНЫЙ СИСОЙ, схимник (6 июля) Великий пещерный подвижник. Предвидел свою кончину.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ, чудотворец (8 янв.) Исцелял болящих сырыми овощами, которыми питался, пил одну воду.
- ПРЕПОДОБНЫЕ ЛЕОНТИЙ (18 июня) и ГЕРОНТИЙ (1 апреля) Малолетние канонархи, разделяли подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре и оба были пострижены в мантию. Прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» и скончался. Прп. Леонтий заступил его и, произнеся стих: «Меня ждут праведницы», предал душу свою Господу.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ, послушливый (10 сент.) Никогда не нарушал волю настоятеля и не был в праздности. В свободное время или молился, или молол на жерновах.
- ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР, некнижный (28 окт.) Ни разу не задремал во время богослужения и старался думать лишь о Боге. Не раз в церкви видел Христа и ангелов и предвидел день своей кончины.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ, воин (27 февр., см. его житие на эту дату)
- ПРЕПОДОБНЫЙ ПАМВА (ПАМВО) послушливый, затворник (18 июля) Будучи на послушании, был захвачен язычниками и на понуждение отречься от Христа и пытки исповедал Единого Господа, могущего спасти его от плена. Ангел освободил его от уз и поставил здравым в келью.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ЗАХАРИЯ, постник (24 марта, см. его житие на эту дату)
- ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР, князь Острожский (11 авг.) Воевода и защитник Православия. Постригся в Печерской обители в старости.
- ПРЕПОДОБНЫЙ СОФРОНИЙ, затворник (11 марта и 11 мая) Носил власяницу и железный пояс. Ежедневно прочитывал всю Псалтирь.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ПАНКРАТИЙ, иеромонах (9 февр.) Молитвой, постом и помазанием елея исцелял больных.
- ПРЕПОДОБНЫЙ АММОН, затворник (4 окт.) Был в Иерусалиме и на Афоне. Его святую жизнь печерские старцы брали в пример для подражания.
- ПРЕПОДОБНЫЙ МАРДАРИЙ, нестяжатель (13 дек., см. его житие на эту дату)
- ПРЕПОДОБНЫЙ РУФ, затворник (8 апр.) Каждый день он совершенствовался Христа ради в монашеской жизни и был примером для всех трудолюбцев.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕНИАМИН (13 окт.) В миру он был богатым купцом, но, размышляя об изречении: «Кто говорит ложь, погибнет» (Притч. 19, 10), он отнес их к себе и услышал слова Спасителя: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Раздал имение свое и поступил в Печерскую обитель. Жил в подвигах молитвы, послушания и нищеты.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФИЛ, архиепископ Новгородский (26 окт.) В 1471 г., по кончине святителя Ионы, он был избран на Новгородскую кафедру и стал заступником своей мятежной паствы. В 1480 г. по неизвестной причине он переехал в московский Чудов монастырь. Здесь ему явился в 1485 г. святитель Нифонт Новгородский и напомнил ему его обет поклониться святым Печерским. Он поехал, невзирая на болезнь. По дороге ему явился Спаситель, возвестил ему его кончину, обещал принять его душу и велел положить тело его в пещере. После этого святитель Феофил скончался, а тело его в осмоленной колоде приплыло к Печерскому монастырю и было положено в Дальних пещерах.
- ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ, диакон (25 окт.) Он был чудотворцем и изгонял бесов. Те, за кого он молился на амвоне, получали просимое.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ, иеросхимонах (20 янв.) По принятии схимы стал безмолвником. Питался сырым зельем. Достиг общения и собеседования с ангелами.
- ПРЕПОДОБНЫЙ КАССИАН, затворник (28 авг.) Был смиренен перед всеми, трудолюбив и постник. Он заставил бесов сознаться, как много есть в Печерском монастыре иноков, которых они боятся, и как боятся бесы вообще Печерских святых. Затворился он в пещере перед кончиной.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ПИОР, затворник (память в субботу Сырной седмицы перед Великим постом). Пример для постников и трудолюбцев. Жил в темной пещере в непрестанной молитве.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ (15 февр.) Непрестанно плакал, памятуя о часе смертном. При кончине увидел ангелов, которые вознесли его душу на небо.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ, многоболезненный (4 апр.) Поступил в Печерский монастырь по обету, данному в многолетней болезни, получив исцеление, жил в молитве, посте и служении братии.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ (по прозванию Щепа), иеромонах, затворник (3 окт.) В 1453 г. на Пасху он вошел в пещеру прп. Антония, чтобы покадить тела усопших, и сказал: «Святые отцы и братья! Сегодня есть великий день! Христос Воскресе!» И отвечал ему от всех святых тел голос, как гром: «Воистину Воскресе!» После этого прп. Дионисий затворился в пещере, где и скончался.
- ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ, затворник (25 окт.)
- ПРЕПОДОБНЫЙ ЛУКИАН, священномученик (15 окт.) Согласно надписи на древней его иконе пострадал от Батыя около 1243 г.
- ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР, молчаливый (17 февр.) Молчание его было средством, чтобы ум его не развлекался ничем земным.
- ПРЕПОДОБНЫЙ АНАТОЛИЙ, затворник, постник, молитвенник и чудотворец (3 июля).
- ПРЕПОДОБНЫЙ ЛОНГИН, вратарь Печерский, прозорливец (16 окт.) Провидя не только дела, но и мысли человеческие, он многих привел к покаянию, а добродетельных укрепил на их пути.
- Часть мощей СВЯТОГО МЛАДЕНЦА, убиенного за Христа от Ирода, принесенная в 1620 г. Патриархом Иерусалимским Феофаном.
- Тридцать одна мироточивая глава и одна голень неизвестных святых. Когда святыни были обретены, они источали миро, почему и были положены в Дальней пещере наряду с мощами других угодников Божиих. Кроме этих святых угодников упоминаются невидимо почивающие в Феодосиевой пещере: АМФИЛОХИЙ, епископ Владимир-Волынский (+ 1122, память его 10 окт.); СИМЕОН, епископ Переяславский; ТИМОФЕЙ, с 1127 г. игумен Печерский; АКИНДИН, игумен Печерский (1219—1235), по его предложению прп. Поликарп, архимандрит Печерский (память его 24 июля), написал некоторые жития Печерских подвижников; старцы ЕВЛОГИЙ и СИМЕОН.