https://i.imgur.com/WF9l94il.jpg
фото: cont.ws

Алексей Макарович Смирнов. Родился 28 февраля 1920 года в Данилове Ярославской губернии — умер 7 мая 1979 года в Ленинграде. Советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1976).

Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилове Ярославской губернии в семье Макара Степановича и Анны Ивановны Смирновых.

В середине 1920-х семья переселилась в Ленинград. Макар Степанович рано умер, и Анна Ивановна осталась с двумя детьми: кроме старшего сына Алексея был ещё и младший Аркадий.

Жили Смирновы в коммунальной квартире по адресу ул. Петра Лаврова, д. 44.

Ещё в школе Алексей Смирнов начал играть в драмкружке.

В 1940 году окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и был принят в труппу этого же театра. Там Смирнов успел сыграть всего лишь одну роль — Чёрного Орла в оперетте «Роз-Мари».

В октябре 1940 года был призван в РККА. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Служил химинструктором, а затем командиром огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознамённого миномётного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознамённой ордена Ленина дивизии прорыва РГК.

В составе своего подразделения Алексей Смирнов принимал участие в боях на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах.

Ходил в разведку и неоднократно отправлялся в тыл врага. В наградном листе от 22 июля 1943 года на медаль «За отвагу» указано, что он лично уничтожил трёх гитлеровцев автоматным огнём, будучи в разведке. Заменив выбывшего из строя командира миномёта, вёл интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до двух взводов пехоты противника.

Во время прорыва немецкой обороны в районе деревни Онацковцы 4 марта 1944 года Смирнов со своим взводом уничтожил миномётную батарею, станковый пулемёт и до 30 солдат противника. Отбив Онацковцы, взвод продвинулся вперёд и 9 марта овладел городом Староконстантинов. В том бою старший сержант Смирнов со взводом уничтожили 2 станковых пулемёта, 75-мм орудие и 35 пехотинцев противника. За мужество, проявленное в этих боях, Смирнов был представлен к ордену Отечественной войны I степени, но был награждён менее значимым орденом Красной Звезды.

20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник бросил в атаку до 40 бойцов. Смирнов бросился в бой с личным оружием, воодушевляя товарищей, тем самым отбив атаку. В том бою немцы потеряли 17 солдат, а Смирнов лично взял в плен семь человек.

Через неделю, в районе деревни Журавка, выбирая новые огневые позиции, Смирнов и трое его однополчан столкнулись с группой противника из 16 человек. Немцы попытались взять советских солдат в плен, но те дали отпор, уничтожив 9 и взяв в плен пятерых. За личное мужество в этих боях Смирнов был удостоен ордена Славы III степени.

В ходе Висло-Одерской операции 17 января 1945 года батарея Смирнова попала в засаду в районе деревни Посташевице. Смирнов с тремя красноармейцами атаковал немцев. Алексей Макарович лично уничтожил троих и взял в плен двоих солдат противника, открыв путь к дальнейшему продвижению.

22 января 1945 года, во время форсирования реки Одер, Смирнов с расчётом переправили на себе миномёт. Закрепившись на левом берегу, уничтожили две пулемётные точки и до 20 солдат противника. В результате 36-й гвардейский стрелковый полк сумел удержать и расширить плацдарм в районе деревни Эйхенрид, а Смирнов был награждён орденом Славы II степени.

Примечательно, что при своих заслугах Смирнов также руководил в полку художественной самодеятельностью: только в мае—июле 1944 года Смирнов организовал 10 концертов перед аудиторией общей численностью в 6500 красноармейцев. Участвуя в смотрах красноармейской художественной самодеятельности, как в 1943-м, так и в 1944-м годах, самодеятельность полка, где служил Смирнов, заняла первое место среди частей дивизии. Алексей Макарович в этот же период представлялся к ордену Красной Звезды, но вместо этого был награждён менее значимой медалью «За боевые заслуги».

Завершить войну в Берлине гвардии старшине Смирнову не удалось: во время одного из боёв он был сильно контужен и после лечения в госпитале был комиссован.

В 1946 году Алексей Смирнов был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Будучи неизвестным, актёр жил бедно: не было ролей в кино и каких-либо значимых ролей в театре, к тому же, Смирнов ухаживал за больной матерью, у которой после гибели Аркадия на фронте развилось психическое заболевание. Алексей Макарович не мог уделять достаточно времени уходу за матерью из-за многочисленных гастролей и в 1952-м году покинул театр, перейдя в «Ленгосэстраду».

Позже внушительная комплекция и простодушная внешность помогли ему выделиться среди других актёров, и режиссёры стали предлагать ему комедийные роли второго плана. Театральной публике полюбились смешные и неуклюжие увальни Смирнова.

В начале 50-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра музыкальной комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох». Самого Смирнова амплуа комика тяготило, и актёр мечтал о драматических ролях. В спектакле по пьесе-сказке Николая Адуева «Табачный капитан» он сыграл свою первую полудраматическую роль — Петра I.

К концу 50-х годов Смирнов стал известен и среди кинематографистов. В 1959 году режиссёр Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей». Актёр сыграл эпизодическую роль буржуйчика, единственного комедийного героя в серьёзной картине, после чего ему было предложено шесть других ролей.

В фильме «Роман и Франческа», снимавшемся на киностудии имени А. Довженко, Смирнов согласился сняться, только чтобы посмотреть, как после войны был отстроен Киев.

В 1961 году, когда Алексей Смирнов стал актёром киностудии «Ленфильм», на экраны страны вышли сразу два фильма с его участием. И комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс», где Смирнов сыграл матроса Кныша, и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу, где Смирнов перевоплотился в атамана запорожских казаков, посла к Екатерине II, были хорошо приняты публикой.

Всесоюзную известность Алексею Смирнову принесли роли в картинах Леонида Гайдая. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» Смирнов сыграл роль Билла Дрисколла — добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь похищением детей.

Фильм, состоящий из трёх отдельных новелл, был прекрасно воспринят зрителем, причём во многом благодаря «Вождю краснокожих», где помимо Смирнова участвовали ещё Георгий Вицин и Серёжа Тихонов. После этой роли Смирнов оказался широко востребован режиссёрами, которые помимо таланта перевоплощения ценили цепкий ум и покладистость актёра: Смирнов не только понимал все режиссёрские задания с полуслова, но и безоговорочно выполнял любые трюки, будь то падения, купание в ледяной воде или непосредственный контакт с дикими животными.

В 1964 году Смирнов снялся в «Зайчике» у Леонида Быкова, который впоследствии стал его близким другом, и у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

Наиболее известной ролью Алексея Смирнова стал великовозрастный хулиган и тунеядец Федя из комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Уже в первый год проката фильм посмотрела треть страны, и в последующие годы он многократно демонстрировался по телевидению. Реплики Феди «Влип, очкарик!», «А компот?!», «Кто не работает, тот ест. Учись, студент!» и многие другие стали частью советского и российского фольклора.

Затем Смирнов снялся у Ролана Быкова в «Айболите-66» (1966), у Андрея Тутышкина в «Свадьбе в Малиновке» (1967), у Виктора Садовского в «Удар! Ещё удар!», у Евгения Карелова в «Семь стариков и одна девушка» (оба — 1968).

Во всех этих фильмах он выступал в комедийных ролях, но, как и в театре, актёр мечтал играть драматические роли. Долгое время ему отказывали, и лишь в 1967 году Смирнова пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика». Работа над этим фильмом была сопряжена с массой трудностей цензурного характера, и в итоге массовый зритель этот фильм так и не увидел.

В 1968 году режиссёры Алексей Швачко и Игорь Самборский, зная о фронтовых заслугах актёра, пригласили его в свой фильм «Разведчики», где Смирнов сыграл роль увальня-повара, который упрашивает взять его в разведку и жертвует жизнью, прикрывая отход товарищей.

В том же фильме снялся и Леонид Быков, которого Смирнов считал одним из своих преданных друзей и с которым ранее работал на съёмках фильма «Зайчик». В 1974 году на экраны страны вышел фильм «В бой идут одни "старики"», где Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а Смирнов — его механика. Леонид Быков сам выступил режиссёром и настоял на утверждении Смирнова на роль Макарыча.

Фильм был восторженно принят зрителями, а образ Макарыча впервые по-настоящему высветил способность Смирнова играть драматические роли, но, как с горечью замечал сам актёр: «Как жаль, что я так поздно нашёл своего режиссёра».

По словам Владимира Талашко, сыгравшего в «стариках» роль Скворцова, в первый день съемок, во время репетиции финальной сцены у могилы, Смирнов схватился за сердце, и его увезла машина скорой помощи. Через несколько дней Смирнов вернулся и сказал, что «второй раз так не смогу, просто умру», после чего Леонид Быков оставил в картине тот дубль.

Кроме того, Смирнов часто уезжал со съемок в Ленинград, где давал эстрадные концерты. В одной из поездок автобус «Ленфильма», в котором ехал актёр, попал в аварию и перевернулся. Смирнов, спасая молодую актрису, сильно повредил ноги и потом хромал на протяжение почти всего съемочного процесса. При этом, по словам Талашко, он не унывал — шутил, опекал молодежь, кормил бутербродами коллег.

Болезнь и смерть Алексея Смирнова

В последние годы жизни здоровье Смирнова значительно ухудшилось. Причиной тому были фронтовые раны, самоотверженная работа в кино, — во время съёмок он никогда не пользовался услугами дублёров, невзирая на риск для здоровья, — и нередкое злоупотребление алкоголем. Это значительно осложнило его профессиональную деятельность, Смирнов даже не смог в 1977 году сняться в кинокартине Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал.

Последней крупной работой Смирнова оказалась комедия чехословацкого режиссёра Олдриха Липского «Соло для слона с оркестром», где артист сыграл фокусника по фамилии Смирнов. Затем он снялся ещё в трёх картинах, однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами. Мать актёра к тому времени находилась в доме для престарелых и из-за прогрессирующей болезни не узнавала сына, от чего тот очень страдал.

12 апреля 1979 года Смирнов узнал о смерти Леонида Быкова, который накануне погиб в автокатастрофе. Шокированный известием, актёр, по данным некоторых источников, ушёл в запой. В 20-х числах апреля того же года он был госпитализирован в Мариинскую больницу. Доктора диагностировали у Смирнова ишемическую болезнь сердца, атеросклероз, недостаток кровообращения, жидкость в лёгких и выраженную одышку. За две недели пребывания Смирнова в больнице его никто не навестил, но зато актёр пользовался большой популярностью у персонала, и ему всячески пытались угодить, в том числе бегая по его просьбе за алкоголем.

7 мая, в день выписки, Алексей Смирнов скончался.

Данные относительно его смерти разнятся. По распространённой, но недостоверной версии, смерть наступила после того, как Смирнов узнал о гибели Леонида Быкова, однако именно смерть друга была одной из причин, по которой Смирнов попал в больницу. Другая, похожая версия, гласит, что известие о смерти Быкова застало Смирнова уже дома после выписки, после чего его опять увезли в больницу, где он и скончался.

По словам лечащего врача Алексея Смирнова, роковой стала бутылка коньяка, которую актёр выпил тайком от врачей в день выписки, что привело к разрыву сердца.

Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила).

Впоследствии стало известно, что он хотел быть похоронен под вальс «На сопках Маньчжурии», но так как последние несколько лет актёр вел крайне замкнутый образ жизни, во время похорон об этом никто не знал.

В память об актере 14 сентября 2011 года по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д. 44 была открыта мемориальная доска.

В 2011 году в Харькове был установлен памятник Алексею Смирнову в роли механика Макарыча из фильма «В бой идут одни "старики"».

Также в память об актёре были сняты следующие документальные фильмы: «Чтобы помнили — Алексей Смирнов» (1997), «Его знали только в лицо. Трагедия комика» (2004), «Две славы солдата и актёра» (2004), «Две славы Алексея Смирнова» (2009), «Острова. Алексей Смирнов» (Телеканал «Культура», 2012).

Рост Алексея Смирнова: 186 сантиметров.

Личная жизнь Алексея Смирнова:

В виду тяжелой контузии, полученной в бою, Смирнов потерял возможность иметь детей. Поэтому вернувшись с фронта, он отказал своей возлюбленной в продолжении отношений. Об истинной причине она узнала лишь много лет спустя.

Наиболее близким человеком для артиста осталась его мать — Анна Ивановна (скончалась в 1981 году, похоронена рядом с сыном), которую, по словам коллег, Смирнов «боготворил». Он до конца жизни прожил с матерью в старой коммуналке, не сумев получить отдельную квартиру, несмотря на свою известность и боевые награды. Актёр не любил вспоминать о войне, поэтому об этих наградах знали немногие.

Алексей Смирнов пытался встречаться с женщинами, но сильно комплексовал по поводу своей внешности и мужского недуга.

В начале 50-х годов артист, по данным некоторых источников, придя к выводу, что жену ему не найти, решил усыновить ребёнка. Дети очень любили Алексея Смирнова, и он отвечал им взаимностью. Например, Виктор Косых, исполнитель главной роли в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», впоследствии вспоминал, что вокруг Смирнова всё время находилось множество детей, для которых он с удовольствием мастерил различные игрушки из дерева.

Актёр также приносил собственноручно изготовленные игрушки в дом-интернат для детей-инвалидов, который часто посещал. Там он обратил внимание на Ваню — замкнутого, тихого мальчика с врождённым пороком сердца. Смирнов попытался усыновить ребёнка, но ему это не удалось.

Будучи одиноким (с однополчанами Смирнов по неизвестным причинам не поддерживал связи), актёр увлекался чтением: дома он собрал большую библиотеку и на съёмках «Айболита-66» удивил коллег знанием японской поэзии.

Другим увлечением Смирнова было коллекционирование различных насекомых и пресмыкающихся, которых он хранил дома в заспиртованном или засушенном виде. Кроме того, артист собирал газетные и журнальные вырезки о себе, но таковых было очень немного: первое большое интервью с ним в прессе было опубликовано в ленинградской газете «Смена» в 1970-м году.

Фильмография Алексея Смирнова:
1957 - Балтийская слава - революционный матрос с «Дианы» на демонстрации
1958 - Кочубей - буржуйчик в театральной ложе
1959 - Горячая душа - Сапрыкин
1959 - Не имей 100 рублей... - шофёр грузовика
1960 - Человек с будущим - шофёр
1960 - Победитель - болельщик
1960 - Пойманный монах - слуга Журдена
1960 - Роман и Франческа - герр Фриц
1961 - Командировка - шофёр-комбайнёр Пижанков
1961 - Полосатый рейс - вахтенный матрос Митя Кныш
1961 - Вечера на хуторе близ Диканьки - атаман, посол к Екатерине II
1963 - Генерал и маргаритки - Вольфганг Функ
1963 - Крепостная актриса - холоп Кутайсова, певец его крепостного театра
1963 - Два воскресенья - майор в отставке Алексей Петрович Кошелев, муж кассирши
1963 - Деловые люди - гангстер Билл Дрисколл (новелла «Вождь краснокожих»)
1963 - Понедельник — день тяжёлый - повар кафе-ресторана Сметанкин
1963 - Укротители велосипедов - директор велозавода
1963 - Знакомьтесь, Балуев - посетитель ресторана
1964 - Буря над Азией - петроградский пекарь
1964 - Зайчик - шумовик в театре
1964 - Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён - завхоз пионерского лагеря
1964 - Возвращённая музыка - человек с аквариумом в лифте дома профессора Корнилова
1964 - Донская повесть - боец эскадрона ЧОН Землероб, сотня Кошевого
1964 - Поезд милосердия - майор
1964 - Весенние хлопоты - грузчик саженцев
1965 - Мать и мачеха - заведующий скотомогильником
1965 - Операция «Ы» и другие приключения Шурика - пьяница и тунеядец Федя
1965 - Бывает и так (новелла «Скелет Аполлона») - Аполлон Чокаев
1965 - Спящий лев - кассир леспромхоза Гриценко
1966 - Кто придумал колесо? - эпизод
1966 - Красное, синее, зелёное - хмурый продавец игрушек
1966 - В городе С. - господин с ананасом
1966 - Три толстяка - старший кондитер во Дворце Трёх Толстяков
1966 - Айболит-66 - Пират, весёлый слуга Бармалея
1966 - Горькие зёрна
1966 - Их знали только в лицо - подпольщик Лев Бычков
1966 - 12 могил Ходжи Насреддина - пациент психиатрической клиники
1967 - Эта твёрдая земля - Кочерга
1967 - Спасите утопающего - милиционер Марченко
1967 - Суд - бас Михайло
1967 - Свадьба в Малиновке - бандит Сметана
1967 - Житие и вознесение Юрася Братчика - Лявон Конавка, рыбак
1967 - Попутного ветра, «Синяя птица» - боцман-рассказчик в портовом кабачке
1968 - Беглец из «Янтарного» - эпизод
1968 - Огонь, вода и... медные трубы - главный пожарный
1968 - Семь стариков и одна девушка - оперный певец Масленников
1968 - Разведчики - разведчик Василий Сигаев
1968 - Белый рояль - вожак грузчиков из бюро «Добрые услуги»
1968 - Золотые часы - владелец золотых часов Семён Семёнович Кудеяр, «честный кустарь-одиночка»
1968 - Удар! Ещё удар! - шофёр такси, страстный болельщик ленинградского футбольного клуба «Заря»
1969 - Неподсуден - пассажир в аэровокзале Свердловска
1969 - Адъютант его превосходительства - арестованный фармазонщик Коломийцев
1969 - Жди меня, Анна - офицер на банкете
1970 - Хозяин - Варлаам
1970 - Бушует «Маргарита» - пассажир в шляпе в аэровокзале и участник эстрадного трио
1971 - Где вы, рыцари? - поливальщик
1971 - Весенняя сказка - Бобыль Бакула
1971 - Море в огне - эпизод
1971 - Большой янтарь - портье, завзалом кафе «Сигулда», коптильщик салаки
1972 - Круг - посетитель шашлычной
1972 - Последние дни Помпеи - Еремей Бабин
1972 - Золотые рога - древний Леший Капитоныч
1972 - Боба и слон - водитель поливальной машины
1972 - Афоня, горим! - муж
1972 - Ход белой королевы - незадачливый спаситель Тимофей Крыжалов
1973 - Новые приключения Дони и Микки - жулик на фуре по кличке «Лопух»
1973 - В бой идут одни «старики» - механик Макарыч
1973 - Чиполлино - Чиполлоне
1973 - Докер - экспедитор
1974 - Засекреченный город - водитель грузовика в пионерском лагере
1974 - Звезда экрана - член киногруппы
1974 - Автомобиль, скрипка и собака Клякса - музыкант / повар / житель дома Фердыщенко
1975 - На ясный огонь - владелец гостиницы в Ялте
1975 - Меняю собаку на паровоз - покупатель пианино
1975 - Финист — Ясный Сокол - банщик
1975 - Потрясающий Берендеев - кочегар Артур Брагин
1976 - Днепровский ветер (новелла «Чары-камыши») - Федотыч, охотник-индивидуалист Сахно
1976 - Самый красивый конь - конюх Еремеич
1976 - Маринка, Янка и тайны королевского замка - Генерал
1976 - Соло для слона с оркестром - иллюзионист Эдуард Спиридонович Смирнов
1977 - Дипломаты поневоле - рыбак Лупполо
1977 - Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика - камео
1978 - От возмездия не уйти
1979 - Ваша профессия?