Олег Павлович Табаков Родился 17 августа 1935 в Саратове, умер 12 марта 2018 года в Москве. Советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
От лежащего на диване дворянина Обломова до строгой домоправительницы мисс Юфимии Эндрю — Олегу Табакову была под силу любая роль. Коллеги называли его ласково, как мама, Лёликом, а дети знали, что его голосом разговаривает кот Матроскин в мультфильмах о Простоквашино. Актер руководил сразу двумя театрами — МХТ имени А.П. Чехова и собственным театром-студией. Легендарная «Табакерка» подарила российской культуре целое поколение талантливых артистов.
Саратовское детство
Родители будущего актера, Павел Табаков и Мария Березовская, работали врачами. Как вспоминал Олег Табаков, в детстве его окружали только любящие люди — бабушки Ольга и Анна, дядя и тетя, двоюродный брат и сводная сестра. Все вместе они жили в коммунальной квартире в Саратове.
...Баба Аня имела достаточно трезвый взгляд на жизнь, мир не слишком был сложен в ее интерпретации, но в ней была эта неистребимая жизненная сила, назовем ее «президентской вертикалью»: «Все, что относится к роду Табаковых, — здорово и здорово. Это надо всячески поддерживать, оберегать, помогать расти и множиться.
Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»
В четыре года Олег уже умел читать. Он по несколько раз перечитывал любимые книги, тексты которых потом помнил наизусть, — «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Мертвые души» Николая Гоголя, книгу Эля Регистана «Стальной коготь».
В первые дни Великой Отечественной войны отец добровольно ушел на фронт, а в конце 1942 года мать заболела брюшным тифом и долго потом не могла восстановиться. Выздоровев, вместе с семилетним Олегом и дочерью Миррой они перебрались в Эльтон — городок на границе с Казахстаном. Здесь мальчик пошел в школу и впервые принял участие в театральном представлении. Это была небольшая сценка для раненых военных.
У меня там была всего одна фраза: «Папа, подари мне пистолет!», которую я и канючил на всевозможные лады, в чем весьма и преуспел, судя по аплодисментам. Если говорить серьезно, этот «сценический» дебют к последующей артистической карьере не имел никакого отношения. Для раненых я был не начинающим артистом, а малым существом, ребенком, очень напоминавшим им оставленных дома собственных детей. Само мое присутствие приводило их в радостное возбуждение, независимо от качества «постановки» и моей «игры».
Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»
От шахматиста до артиста
После войны Табаковы вернулись в Саратов, но уже без отца: родители разошлись. Олег продолжил обучение в мужской средней школе. В свободное время он собирал книги, в которых знакомился с произведениями отечественных и зарубежных писателей: Проспера Мериме, Ильфа и Петрова, Виктора Ардова, Алексея Толстого. Помимо чтения, Табаков увлекался театром — часто посещал саратовский ТЮЗ, чей репертуар знал наизусть.
Неописуемое блаженство — взять книгу, развести в банке варенье, прихватить насушенных мамой сухариков, намазать их маслом и… Нет, никогда уже не испытать этой беззаботной радости! И никогда уже не прочитать столько, сколько было прочитано в те годы.
Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»
В 1948 году Табаков начал ходить в шахматный кружок при Саратовском дворце пионеров и школьников. Занятия он посещал несколько лет. В восьмом классе Олег Табаков стал артистом детского театра «Молодая гвардия». Его наставником была заслуженный работник культуры РСФСР Наталья Сухостав, которую артист потом называл своей крестной в актерской профессии. Именно она заметила громкоголосого шахматиста и забрала его в театральный кружок.
Мы бывали в кружке трижды в неделю — два раза в будние дни и по воскресеньям. В скором времени я получил первую роль в пьесе Цезаря Солодаря «У нас каникулы». Роль называлась «Ленточкин». Потом я играл в пьесе «Снежок» Любимовой, в «Красном галстуке» Сергея Михалкова. «Красный галстук» был сыгран раз двадцать пять за сезон, не менее.
Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»
«Лелик, куда едешь?». Поступление в Школу-студию МХАТ
В 1952 году, за год до окончания школы, Табаков стал готовиться к поступлению в театральный институт. Тонкости профессии он штудировал по книге Михаила Чехова «Путь актера». Родственники отговаривали: мать мечтала, чтобы сын пошел по их стопам и стал врачом. Семья переживала, что мальчика из провинциального драмкружка вряд ли ждет удача в столице.
На вокзале меня провожала довольно пестрая толпа «поклонников» — одноклассники, родственники. Было ощущение, что еду завоевывать мир. Кто-то из случайных прохожих-знакомых крикнул: «Лёлик, куда едешь?» Я прокричал в ответ: «Еду учиться на тракториста!» Думаю, что из всей моей саратовской родни только один человек молился за то, чтобы я не поступил, — баба Аня. Желая мне добра.
Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»
Олег Табаков подал заявление в ГИТИС и Школу-студию МХАТ. На вступительных экзаменах он декламировал отрывки из романа Степана Злобина «Степан Разин» и книги Александра Фадеева «Молодая гвардия». Приняли Табакова сразу в два училища, но он выбрал Школу-студию МХАТ. В то время там преподавали Ольга Андровская, Клавдия Еланская, Борис Ливанов, Марк Прудкин и другие народные артисты.
В первом же семестре Табаков-студент лишился стипендии и общежития: не смог сдать экзаменационное сочинение. На некоторое время он подселился в квартиру к знакомому в Большом Харитоньевском переулке. «Удивительно, как в жизни все сходится. Примерно в ста метрах от моего первого московского пристанища находился угольный подвал — склад, который через двадцать пять лет стал сценой и залом «Табакерки»…» — вспоминал актер.
Табаков учился на курсе народного артиста СССР Василия Топоркова, был отличником. В студенческих спектаклях ему в основном доставались роли положительных героев. Когда он сыграл Хлестакова из гоголевского «Ревизора», один из преподавателей сказал: «Оказывается, в вас дремал прекрасный комедийный актер».
В 1956 году третьекурсник Олег Табаков впервые появился в кино. До этого он снимался только в массовке и в эфирах Всесоюзного радио. Дебютом стала картина режиссера Михаила Швейцера «Тугой узел», где Табаков исполнил главную роль — парня Сашу Комлева. На советский экран фильм вышел лишь 30 лет спустя под названием «Саша вступает в жизнь».
Мой герой Саша Комелев, который объективно попал в положение человека обманывающего, решает сказать: «Нет, вы лжете», — и притом кому — первому секретарю райкома, пришедшему на место его отца, умершего в начале фильма. Мне, как и моему герою, пришлось страдать по-настоящему.
Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»
Личная жизнь — «вопрос деликатный»
В 1958 году на съемках фильма «Дом у дороги» режиссера Ирины Поплавской Олег Табаков познакомился с молодой актрисой Людмилой Крыловой. Она рассказывала: «Как сейчас помню — пустая гримерная, спиной стоит женщина в белом халате, в кресле сидит человек, вижу в зеркале его отражение и чуть не падаю! Задрожали коленки, застучали зубы. <...> Меня словно колотит! Такого ощущения не испытывала никогда!»
В конце следующего года они сыграли свадьбу, а летом 1960 года у пары родился первенец Антон. Через шесть лет появилась дочь Александра.
В 1981 году Олег Табаков познакомился в ГИТИСе с 16-летней Мариной Зудиной — она пришла поступать на его курс. Несмотря на разницу в возрасте, между ними начался роман, и в 1995 году они поженились.
Вообще, семейная жизнь — вопрос деликатный, и я никогда не стану выносить на публику подробности такого свойства. А по сюжету, ну что же… Мы прожили тридцать лет и три года, почти по стихотворному пушкинскому эпосу. Другое дело, сколько я нагрешил и какова моя вина перед Людмилой… Единственное, что могу сказать: я старался не делать больно.
Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»
Табаков и «Современник»
Еще во время учебы в Школе-студии МХАТ Табаков подружился с Олегом Ефремовым. Педагогу принадлежала идея создать Студию молодых актеров — будущий театр «Современник». В этом его поддержали молодые выпускники: Галина Волчек, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев и другие актеры. В их числе был и Олег Табаков, который взял на себя организационно-общественную работу. «Современник» сначала находился в помещении МХАТа, а в собственное здание на улице Маяковского театр перешел лишь в 1961 году.
Театр открылся 15 апреля 1956 года, на новой сцене показали спектакль по пьесе драматурга Виктора Розова «Вечно живые». Репетировали четыре месяца: Табаков сыграл студента Мишу. В следующем году актер снова исполнил роль студента и снова по пьесе Розова — «В поисках радости». После этого героев Олега Табакова часто называли «розовскими мальчиками» — синоним романтичных, открытых и наивных молодых людей. Такие роли доставались актеру и в кино. В ленте Анатолия Эфроса «Шумный день» по мотивам одноименной комедии Розова Табаков играл 15-летнего максималиста Олега Савина, в роли которого больше 60 раз выступал в «Современнике».
Об артистах «Современника» говорила вся Москва. Зрители любили их, кинематографисты наперебой звали сниматься в кино. В 1963 году Табакову наконец-то удалось уйти от амплуа «розовского мальчика»: он сыграл бригадира Бабушкина в фильме «Молодо-зелено». Потом была и первая отрицательная роль — лейтенант Крутиков в ленте «Живые и мертвые».
Из-за тяжелого графика и нагрузки в 29 лет у Олега Табакова случился инфаркт. Врачи советовали покинуть сцену, но через пару месяцев актер уже репетировал постановку «Обыкновенная история». В 1967 году этот спектакль получил Государственную премию СССР, а самого Табакова наградили орденом «Знак Почета» за заслуги в развитии советского искусства — это был первый орден в истории «Современника».
Инфаркт поменял масштаб моих жизненных ценностей. То, что казалось значительным, оказалось менее значительным, а казавшееся маленьким, в результате этого оказалось огромным. На больничной койке в мою двадцатидевятилетнюю голову приходили мысли, похожие на мысли Андрея Болконского, когда он лежал на Аустерлицком поле. Тяжелая болезнь, перенесенная в молодом возрасте, чрезвычайно способствует осознанию того, что ты, баловень на, казалось, бесконечно долго длящемся дне рождения, можешь уйти со сцены неожиданно и непланируемо.
Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»
В 1968 году Табаков вернулся к роли Хлестакова — он сыграл его в постановке пражского театра «Чиногерны клуб». Как позднее признавался артист, гоголевский персонаж был любимой ролью. После гастролей в Чехии за ним закрепился статус международной звезды.
Через два года Олега Ефремова назначили художественным руководителем МХАТа. Вместо него директором «Современника» стал Олег Табаков, а Галина Волчек — главным режиссером. В театр приняли много новых талантливых артистов: Валерия Фокина, Константина Райкина, Марину Неёлову, Юрия Богатырева. Сразу же молодые люди заявили о себе: Фокин, например, поставил спектакли «Валентин и Валентина», «Провинциальные анекдоты», «Сон смешного человека».
Табаков-руководитель был строгим: наказывал прогульщиков и лодырей, увольнял нарушителей; Табаков-актер продолжал играть в более чем в 30 постановках театра. В это же время он участвовал в теле- и моноспектаклях, продолжал сниматься в кино. В 1973 году Табаков сыграл одну из ярких ролей в полнометражных фильмах — шефа немецкой политической разведки Шелленберга в сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
«Подвальный» театр «Табакерка»
В 1976 году Олег Табаков покинул пост директора «Современника», но продолжал играть в спектаклях. За этот период список запоминающихся ролей пополнился новыми: он снялся в драме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», его голосом заговорил кот Матроскин в мультфильме «Трое из Простоквашино», актер блестяще исполнил короля Людовика XIII в мюзикле «Д'Артаньян и три мушкетера» и Илью Ильича в драме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».
На базе ГИТИСа Табаков набирал студентов. Его курс отличался от традиционного преподавания: здесь читали «запрещенку», встречались с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой, ежедневно играли в спектаклях. Вместе с новыми молодыми артистами, среди которых были Игорь Нефедов, Лариса Кузнецова, Алексей Якубов, Андрей Смоляков, Табаков уверенно шел к своей мечте — создать театральную студию, будущую «Табакерку».
Особенность обучения второго выпуска заключалась в том, что вчерашние мои студенты — Андрей Смоляков, Сергей Газаров, Леша Селиверстов, Саша Марин — сами стали преподавать. Они и были основным педагогическим ядром, который обучал молодых. Я видел, с каким интересом и увлеченностью мои вчерашние студенты занимались с новобранцами. Но дело не только в их энтузиазме, а в том, что не прерывался «серебряный шнур» и между мною, уже пятидесятилетним, и школьниками-студентами была прослойка генерации 25–27-летних молодых педагогов.
Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»
Летом 1977 года в старом угольном подвале дома на улице Чаплыгина началась генеральная уборка. Силами актеров-волонтеров и личной финансовой помощи Табакова помещение, в котором раньше ночевали бездомные, превратилось в площадку для репетиций. 29 октября 1978 года в скромном, но чистом здании состоялась премьера «С весной я вернусь к тебе» в постановке Валерия Фокина.
Спектакли в «подвальном» театре проходили регулярно, появились постоянные зрители — однако это не помешало в 1980 году властям запретить театральную деятельность. Выпускники разошлись по разным театрам, но в 1982 году Олег Табаков набрал новый курс, который стал основной труппой театра. Среди новобранцев были Марина Зудина, Сергей Беляев, Алексей Серебряков, Александр Мохов.
«В 87-м сбылась, хоть и с опозданием в семь лет, моя мечта о собственном театре. О большой семье, где много детей и где «все по справедливости», — вспоминал Олег Табаков. Театр-студию «Табакерка» признали официально. На ее сцене появились спектакли «Кресло» по произведению Юрия Полякова, «Полоумный Журден» по пьесе Михаила Булгакова, «Крыша» драматурга Александра Галина. Также поставили «Матросскую тишину» по пьесе Александра Галича, которую долго запрещала цензура, и «Затоваренную бочкотару» по повести Василия Аксенова, которую Табаков планировал инсценировать еще в 1978 году.
В 1983 году Табаков расстался с «Современником» и по приглашению Олега Ефремова перешел служить во МХАТ. Первой ролью на новой сцене стал Сальери в постановке Марка Розовского «Амадея». Этот спектакль стал одним из самых посещаемых в Художественном театре.
Через три года Олег Табаков уже преподавал в Школе-студии МХАТ. Среди студентов его первого набора были Владимир Машков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова. Вскоре Табаков стал ректором и занимал эту должность до 2000 года.
В 1988 году Олег Табаков стал народным артистом СССР. Спектакли в «Табакерке» начали ставить уже вчерашние студенты. Сам же Табаков еще руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон в США, а в 1992 году в Бостоне по его инициативе основали Летнюю актерскую школу имени Станиславского.
За четверть века занятий педагогикой из числа моих учеников вышло 25 заслуженных артистов России. А среди них еще есть люди, которые получают призы на кинофестивалях, «Маски», «Ники», «Турандоты», государственные премии и т. д. Значит, почти все, кого я отчислял со своих курсов, закончили образование в других вузах. Среди них некоторые даже стали заслуженными артистами.
Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»
Последние годы и смерть
В конце 1990-х в кино появилась очередная партия ярких ролей Табакова: Суходрищев в «Ширли-мырли», повар в «Сироте казанской», президент в ленте «Президент и его внучка». Но большую часть времени он уделял преподаванию актерского мастерства. С 2000 года артист начал совмещать художественное руководство в своем театре и МХТ имени А.П. Чехова. Прежде всего, он обновил репертуар: для этой цели пригласил молодых режиссеров — Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Сергея Женовача, и актеров Константина Хабенского, Юрия Чурсина, Ирину Пегову, Максима Матвеева.
В 2008 году при «Табакерке» открылся актерский колледж. «Новое» — хорошо себя зарекомендовавшее «старое», особенно в деле воспитания актерских дарований. Яблочкина дебютировала на сцене — в 15 лет, Ермолова — в 16. И современные таланты должны попадать в руки профессионалов в нежном юном возрасте», — говорил Табаков. К преподавателям колледжа сразу присоединились Сергей Безруков, Андрей Смоляков и Михаил Хомяков.
В 2015 году Олег Табаков отметил восьмидесятилетие.
В ноябре 2017 года артист попал в реанимацию. Операция не помогла — в конце декабря его состояние ухудшилось, и врачи ввели Табакова в искусственную кому. 12 марта 2018 года родные решили отключить Табакова от системы жизнеобеспечения.
Интересные факты об Олеге Табакове:
1. Дедушка Табакова по матери, Андрей Францевич Пионтковский, был владельцем одного из самых крупных имений в Одесской губернии, а прапрадед копал окопы еще во время Англо-французской войны.
2. Одногруппниками Табакова в Школе-студии МХАТ были Олег Анофриев и Валентин Гафт. На курс старше учился Лев Дуров.
3. В 1964 году Табаков попал с инфарктом в больницу. Вскоре его перевели в Боткинскую больницу, где в это же время находилась Анна Ахматова.
4. Во время записи радиопередач Олегу Табакову удалось поработать с Фаиной Раневской, а позднее — с Аркадием Райкиным: «И снова я ощутил восторг, оттого что совсем рядом со мной, по другую сторону микрофона, стоит великий артист. Оттого что нас связывает общее дело. От незабываемого чувства сотворчества, сотоварищества».
5. Во время презентации в Дели фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Табаков познакомился с Индирой Ганди, встретился с индийским режиссером Сатьяджитом Реем, польским сценаристом Кшиштофом Занусси, американским кинорежиссером Фрэнком Капрой, а также побывал на приеме у легенды индийского кино Раджа Капура.
6. В сериале «Семнадцать мгновений весны» 1973 года Олег Табаков сыграл начальника внешней разведки службы безопасности Германии Вальтера Шелленберга. После выхода фильма ему пришло письмо из Германии от племянницы Вальтера с комплиментами и благодарностями за созданный им образ ее «доброго дяди».