https://i.imgur.com/U0MplJ5l.jpg
фото: wday.ru

Руслан Сулимович Байсаров (9 августа 1968, с. Пригородное, Грозненский район, Чечено-Ингушская АССР, РСФСР) — российский предприниматель, владелец АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация», основной акционер группы компаний СК Мост, председатель совета директоров АО «УСК Мост». Ежегодно входит в рейтинг Forbes «200 богатейших бизнесменов России» с состоянием, оцениваемым журналом в 2018 году в 900 млн долларов.

Детство
Родился 9 августа 1968 года в селе Пригородное Грозненского района Чеченской республики в многодетной семье Сулима и Касират Байсаровых. Представитель чеченского тейпа хачарой. Сам бизнесмен рассказывал, что родители его были небогаты, поэтому с детства ему приходилось зарабатывать деньги самому.

Образование
После окончания школы в 1985  году приехал в Москву и поступил в Московский инженерно-строительный институт.

С 1986 по 1988 годы служил в ракетных войсках стратегического назначения, демобилизовался в звании старший сержант. После перевёлся в Грозненский нефтяной институт им. академика М. Д. Миллионщикова, окончил его в 1996 году по специальности «инженер-экономист».

В 2001 году получил степень магистра по социологии в Московском государственном университете.

В 2018 году Руслану Байсарову была присуждена учёная степень кандидата технических наук в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».

Бизнес
Будучи студентом, заработал первые серьёзные деньги на продаже импортных компьютеров, адаптированных для русскоязычных пользователей.

Первым бизнес-проектом Байсарова был салон красоты в Центре международной торговли (ЦМТ) на Краснопресненской набережной в Москве. В 1997  году предприниматель вместе с режиссёром Федором Бондарчуком и актёром Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер». В ЦМТ также находились один из первых в России японских ресторанов, ночной клуб, небольшое запрет и внешняя парковка, принадлежащие Байсарову.

В конце 1990-х годов Руслан Байсаров занялся нефтяным бизнесом. У него была собственная розничная компания «Инфант», которая перерабатывала около 1,5 млн тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Компания Байсарова обслуживали не только около двух тысяч заправок в России, но и различные бюджетные организации и государственные структуры. В этот период он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, в которую тогда входило более 50 организаций, реализующих 75 % объёма продаж на московском топливном рынке.

С 2001 по 2004 год Байсаров — вице-президент ОАО «Московская нефтяная компания», созданного по распоряжению мэра Москвы в 1999 году в целях развития системы стабильного обеспечения качественными нефтепродуктами столицы. В 2004—2005 годах — вице-президент ОАО «Центральная топливная компания», в состав которого входил Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), являющийся тогда основным поставщиком нефтепродуктов в московский регион. В 2005 году занимал пост председателя совета директоров ЗАО «МНК-АВТОКАРД».

В 2005 году Руслан Байсаров становится вице-президентом ОАО «Московская Нефтегазовая компания» (МНГК), с 2007 года — первым вице-президентом компании, под управлением которой находились ОАО «Московский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Моснефтепродукт» и ОАО «Московская топливная компания».

В 2008 году Байсаров приобрел права на часть активов нефтяной компании Sibir Energy. В 2010 году пакет Байсарова выкупила «Газпром нефть», оценив его боле чем в $740 млн.

В 2010—2011 годах занимал пост первого вице-президента ОАО «Центральная топливная компания».

С 2011 года — генеральный директор ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация»

АО «ТЭПК» и железнодорожная ветка «Элегест — Кызыл — Курагино»
В 2013  году принадлежащая Руслану Байсарову АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (АО «ТЭПК»), в котором он является генеральным директором, приобрело лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения общей площадью 84 км² с запасами в 855 млн тонн угля.

В апреле 2018 года Правительство Российской Федерации приняло распоряжение в соответствии с которым создание и эксплуатация железной дороги будет осуществляться в рамках концессии сроком на 30 лет. Для его реализации была создана компания АО "ТЭПК «Кызыл — Курагино», акционером которой является АО «ТЭПК». Генеральным директором АО «ТЭПК „Кызыл — Курагино“» стал Руслан Байсаров. В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации в мае 2018 года Российская Федерация в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта и АО «ТЭПК „Кызыл-Курагино“» заключили концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино.

В начале апреля 2019 года между АО «ТЭПК „Кызыл-Курагино“» и ОАО «РЖД» был подписан договор на проектирование и строительство железнодорожной ветки «Элегест — Кызыл — Курагино».

По словам министра экономического развития России Максима Орешкина, назначенного в конце марта 2019 года куратором Республики Тыва, «это крупнейший инвестиционный проект, который может серьёзно улучшить состояние Восточно-сибирского региона и создать большое количество новых рабочих мест».

Министр транспорта Евгений Дитрих считает, что ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки позволит перевозить по ней около 15 млн тонн груза, а это означает «выход на экспортные рынки, с возможностью в последующем продолжить железную дорогу на территории сопредельных государств».

Несомненным плюсом проекта директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает тот факт, что он позволяет «связать воедино огромные территории». Введение в эксплуатацию магистрали позволит теснее интегрировать Тыву в российское экономическое и культурное пространство, а также увеличит туристический поток в республику, отмечает исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов.

Проект комплексной разработки Элегестского месторождения также включает в себя строительство угольного портового терминала в Хабаровском крае, ввод в эксплуатацию которого намечен на третий квартал 2023 года.

Группа компаний СК Мост
В 2015 году Байсаров приобрел 25 % акций группы компаний СК Мост, в 2016 году довел свою долю в компании до контрольной (56 %). В настоящее время он занимает пост председателя АО «УСК Мост». Компания является подрядчиком в ряде крупных строительных проектов.

В декабре 2016 года в Благовещенском районе Амурской области ГК СК Мост приступила к строительству строительство вантового моста с двухполосной автодорогой Благовещенск-Хэйхэ через реку Амур. Вложения России в строительство оцениваются в 14 миллиардов рублей, Китая — 5,2 миллиарда. Общая протяженность моста c подходами 19,9 километров, из которых 13,4 км проходит по российской территории, 6,5 километра — по китайской. Ввод в эксплуатацию намечен на конец 2019 года. В 2019 году планируется завершить строительство первого железнодорожного моста через реку Амур, который соединит Россию и Китай (Нижнеленинское (ЕАО) — Тунцзян (КНР)). На начало сентября намечен первый запуск рабочего движения по мосту.

Группа компаний «СК Мост» является участником проекта модернизации БАМа и Транссиба и задействована в строительстве второго Байкальского тоннеля, который увеличит пропускную способность участка в 2,5 раза, что позволит существенно расширить объёмы железнодорожных перевозок на северном ходу Восточно-Сибирской железной дороги и на Восточном полигоне в целом.

В конце 2018 года мэр Москвы сообщил о завершении ГК СК Мост проходки двухпутного тоннеля на участке строящейся Некрасовской линии от станции метро «Окской» до станции «Стахановской». В дальнейшем «Мост» продолжит строительство двухпутного тоннеля до станции «Нижегородская».

С 2018 года ГК «СК Мост» ведёт работу по масштабному проекту перевода железнодорожного пути сахалинского региона Дальневосточной железной дороги с колеи 1067 мм на общесетевую колею 1520 мм. Завершение проекта планируется осенью 2019 года.

В декабре 2018 года ГК «СК Мост» закончила запланированные работы в рамках строительства объектов морского арктического порта «Сабетта», который входит в масштабный проект «Ямал СПГ», предусматривающий запуск завода по сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения.

Электронная коммерция
В 2016 году Байсаров предлагал создать общенациональную торговую площадку, схожую с китайской компанией Alibaba. По мнению бизнесмена, эта площадка должна была бы обеспечить прозрачность системы госзакупок, поддержку малого и среднего предпринимательства за счет предоставления через площадку доступа к зарубежным и российскому рынкам сбыта. Также Байсаров предлагал создать платежную систему, которая способна была бы конкурировать в РФ с Visa и MasterCard. Однако Минэкономразвития отклонило данное предложение, объяснив, что развивать электронную торговлю в России можно через существующие площадки, необходимости в создании новых нет.

В 2016 году Байсаров предоставил заем финтех-сервису PimPay, который помогает интернет-магазинам привлекать финансирование, осуществлять финансовые и бухгалтерские сверки с логистическими операторами, отслеживать своевременность доставки заказов и вести претензионно-розыскную работу с логистическими компаниями, в частности с Почтой России. В сентябре 2016 года основной владелец компании Е. Чернов передал свою долю (84,55 %) в залог Байсарову в обеспечение займа. По данным компании, в августе 2018 года, её услугами пользуются 2,5 тысячи интернет-магазинов, которые ежемесячно отправляют около 700 тысяч заказов покупателям на общую сумму свыше 3 млрд рублей.

Личная жизнь
Первой супругой Байсарова и матерью его дочери по имени Камилла, родившейся в 1993 году, была фотомодель Татьяна Ковтунова.

По утверждениям СМИ, в 1997 году Байсаров познакомился с Кристиной Орбакайте. Год спустя у них родился сын Дени. Пара рассталась в 2003 году.

В 2009 году широкую огласку получила история с определением места жительства их 11-летнего сына Дени.

Руслан Байсаров заявил, что имел серьёзные основания предполагать, что бывшая супруга Кристина Орбакайте, которая вышла замуж за американского гражданина, собралась увезти сына на ПМЖ в США

Орбакайте, в свою очередь, опасалась, что Дени увезут жить в Чечню. Байсаров заявил, что не собирается увозить сына в Чечню, объясняя это тем, что не хочет лишать сына матери и сам постоянно проживает в Подмосковье, а не в Чечне.

В конечном итоге, стороны пришли к мировому соглашению, согласно которому Дени пребывает по собственному выбору в месте официального проживания одного из родителей.